Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.11.2007 по делу N А51-6175/07-24-200 Исковые требования о признании незаконными действий таможенного органа, выразившихся в нарушении порядка и сроков проведения таможенного досмотра и оформления товара, удовлетворены, поскольку таможенным органом не приняты надлежащие меры по скорейшему завершению таможенного оформления скоропортящегося товара.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 ноября 2007 г. по делу N А51-6175/07-24-200

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 25.10.2007.

Изготовление мотивированного решения откладывалось до 01.11.2007 в соответствии со ст. 176 АПК РФ.

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрел 25.10.2007 в судебном заседании дело

по заявлению предпринимателя Г.

к Гродековской таможне

об оспаривании действий

установил:

предприниматель Г. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Гродековской таможни, выразившихся в назначении, нарушении порядка и сроков проведения таможенных досмотров и таможенного оформления товара, оформленного по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10712020/140407/0002567.

В судебном заседании представители предпринимателя указали на нарушение таможенным органом сроков и порядка оформления скоропортящегося товара. Также
указали, что досмотр товара был проведен без надлежащего уведомления собственника товара - Г.

Гродековская таможня возражает против заявленных требований, указала на то, что действия должностных лиц ОТО и ТК Пограничного таможенного поста при проведении таможенного досмотра и при оформлении товара по ГТД N 10712020/140407/0002567 не позднее 3 рабочих дней и выставлении требования при оформлении произведены в соответствии с действующим законодательством.

Из материалов дела судом установлено, что Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.10.2005 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 00667628 и внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным номером 305253727600012.

10.04.2007 г. на основании контракта HLSF 100-1 от 12.03.2007 г., заключенного между ИП Г. и ТЭК “Бин Пэн“ на автомашине гос. N E558QE п/п АА9724, принадлежащей таможенному перевозчику ИП “Т.“ на территорию РФ был ввезен товар согласно МТТН (CMR) N 10712010/100407/0002786/001 (плодоовощная продукция). Согласно товаросопроводительным документам грузополучателем товара является ИП Г.

В месте прибытия на таможенную территорию РФ МАПП “Пограничный“ после сообщения водителем автомашины необходимых сведений, связанных с перевозкой товара, представитель ОТО и ТК таможенного поста МАПП “Пограничный“ вручил водителю уведомление от 10.04.07 г., в котором сообщалось, что в отношении перевозимых им товаров, назначен таможенный досмотр и предписывалось произвести транспортировку транспортного средства с товаром к месту проведения досмотра - СВХ “Терминал ДВ“. Таможенный досмотр был произведен 11.04.2007 г. - 12.04.2007 г., по результатам которого составлен акт таможенного досмотра N 10712010/120407/000091.

Согласно акту таможенного досмотра в грузовом отсеке автомашины был обнаружен товар, неуказанный в товаросопроводительных документах в количестве 1288 мест общим
весом нетто 5481,7 кг. Указанный товар был отгружен и помещен на ответственное хранение на ООО СВХ “Терминал ДВ“ по акту приема-передачи имущества на ответственное хранение N 44 от 12.04.07 г.

12.04.2007 г. а/м гос. N Е5580Е п/п АА9724 прибыла на СВХ “Ред Вуд“ и в тот же день представителем ИП Г. в таможенный орган было подано заявление с просьбой разрешить произвести осмотр и пересчет товара.

13.04.2007 г. в присутствии сотрудника таможенного органа, директора и работников СВХ “Ред Вуд“, эксперта торгово-промышленной палаты Приморского края представителем ИП Г. был произведен пересчет товара с выгрузкой из грузового отсека а/м гос. N Е5580Е п/п АА9724, о чем был составлен акт пересчета товара.

В результате пересчета было установлено несоответствие в меньшую сторону фактически прибывшего товара ИП Г., сведениям о товаре, указанным в товаросопроводительных документах, акте таможенного досмотра N 10712010/120407/000091, транзитной декларации N 10712010/120407/0001323. Недостача товара ИП Г. составила 10581 кг нетто на общую сумму 136 458, 49 рублей.

Кроме того, в грузовом отсеке а/м. N Е5580Е п/п АА9724 также был обнаружен иной товар (салатные овощи 1209,8 кг нетто, лук зеленый 97,5 кг нетто), в связи с чем представитель ИП Г. обратился в таможенный орган с просьбой о его отгрузке.

14.04.2007 г. на товар ИП Г. в таможенный орган была подана ГТД N 10712020/140407/0002567.

15.04.2007 г. на товар ИП Г. таможенным органом вновь был назначен 100%-ный таможенный досмотр, о котором представитель ИП Г. был уведомлен 15.04.07 г. в 15:20.

Таможенный досмотр был начат 15.04.07 г. в 16:20, окончен 16.04.07 г. в 12:30, по результатам которого был составлен акт таможенного досмотра N 10712020/160407/000495. Экземпляр
акта таможенного досмотра N 10712020/160407/000495 был вручен представителю ИП Г. 16.04.07 г. в 17:55.

16.04.2007 г. инспектором таможенного органа без уведомления полномочного в отношении товара лица - ИП Г. было произведено изъятие части товара, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 16.04.2007 г.

17.04.2007 г. в 14:45 таможенным органом представителю ИП Г. было выставлено требование и уведомление о предоставлении акта государственного карантинного фитосанитарного контроля на товар N 11 ГТД - клубника в количестве 2 кг, на которое в 16:40 в таможенный были направлены Пояснения относительно неправомерности выставленного требования.

17.04.2007 г. в 20:10 представителю ИП Г. было выставлено другое требование и уведомление о корректировке сведений гр. 6, 31, 35, 38 ГТД по товарным позициям NN 1 - 23 на основании акта таможенного досмотра N 10712020/160407/000495 и предоставлении ДТС-1, КТС-1 и КТС-2. На данное требование представителем ИП Г. в таможенный орган также были направлены Пояснения, а также ДТС-1, КТС-1 и КТС-2.

18.04.2007 г. таможенным органом также было проведено изъятие части товара и в 22 часа этого же дня товар был выпущен в свободное обращение.

19.04.2007 г. после прибытия а/м гос. N Е5580Е п/п АА9724 в место назначения: г. Владивосток, ул. Калинина, 2, в процессе разгрузки были проведены осмотр и экспертиза товара с участием эксперта торгово-промышленной палаты Приморского края. В результате экспертизы было установлено, что часть товара различных наименований полностью утратила потребительские свойства, реализации не подлежала.

Предприниматель, считая, что действия сотрудников Гродековской таможни, выразившиеся в назначении, нарушении порядка и сроков проведения таможенных досмотров и таможенного оформления подвергающегося быстрой порче товара, являются незаконными и нарушают права и законные
интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя, и таможенного органа, проанализировав законность оспариваемых действий, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 69 ТК РФ после пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу необходимые документы и сведения.

Пункт 1 статьи 73 ТК РФ устанавливает, что при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения: 1) о государственной регистрации транспортного средства; 2) наименование и адрес перевозчика товаров; 3) наименование страны отправления и страны назначения товаров; 4) наименование и адрес отправителя и получателя товаров; 5) о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; 6) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; 7) наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической Ф.И.О. не менее чем первых четырех знаков; 8) вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; 9) о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации запрещен или ограничен; 10)
о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

Перевозчик сообщает указанные сведения, путем представления таможенному органу следующих документов: 1) документов на транспортное средство; 2) международной товаротранспортной накладной; 3) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.

Аналогичные требования содержатся в пунктах 9 - 13 Приказа ГТК России от 18.12.2003 N 1467 “Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом“ (далее - Приказ ГТК N 1467 от 18.12.2003).

При наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, в целях идентификации товаров для таможенных целей, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки, до подачи таможенной декларации, уполномоченными должностными лицами таможенного органа может быть проведена одна из форм таможенного контроля - таможенный досмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства, где находятся товары (статья 366, пункты 1, 2 статьи 372 ТК РФ).

В силу пункта 15 Приказа ГТК от 18.12.2003 г. N 1467 на этапе приема сообщения о прибытии уполномоченное должностное лицо принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств только при наличии следующих оснований: а) письменное обращение перевозчика или лица, осуществляющего перемещение товаров, в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров, в том числе с отбором проб и образцов; б) ввоз товаров, необходимость проведения таможенного досмотра которых установлена профилями риска.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 358 ТК при проведении таможенного контроля таможенные органы
исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Совместным указанием ГТК России от 11.06.1995 г. N 01-12/870 и Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации от 27.06.1995 г. N 210-7/548 “Об особенностях ввоза на территорию Российской Федерации скоропортящихся товаров, подлежащих обязательной сертификации“ (зарегистрирован в Минюсте России 27.07.1995 г. N 914), а также распоряжением ГТК России от 16.06.1999 г. N 01-14/703, утверждены: Перечень основных скоропортящихся товаров и Перечень скоропортящейся продукции. Согласно указанным Перечням к скоропортящимся товарам относятся: овощи и грибы свежие: баклажаны, перец свежий, арбузы, дыни, огурцы, помидоры, капуста, картофель, лук репчатый, свекла столовая, брюква, редис, грибы свежие, фрукты и ягоды свежие.

Таким образом, ввезенная предпринимателем свежая плодоовощная продукция, задекларированная впоследствии в ГТД N 10712020/140407/0002567, относится к скоропортящимся товарам.

Пунктом 2 распоряжения ГТК России от 16.06.1999 г. 01-14/703 “О таможенном оформлении скоропортящейся продукции“, статьей 67 ТК РФ определено, что при ввозе на таможенную территорию России и вывозе с этой территории товаров, подвергающихся быстрой порче, таможенное оформление производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке.

Согласно пункту 2 статьи 103 ТК РФ товары, подвергающиеся быстрой порче, могут храниться на складе временного хранения в пределах срока сохранения их качеств, позволяющих использовать такие товары по назначению.

В силу пунктов 61, 62 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 г. N 1356 решение о проведении таможенного досмотра должно быть принято не позднее 10 минут с момента выявления необходимости его проведения.

Таможенный
орган не отрицает, что имело место превышение 10-минутного срока.

В соответствии со статьями 371 и 372 ТК РФ таможенный досмотр (осмотр) осуществляется в срок не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о его проведении.

Как следует из материалов дела решение о проведении первого таможенного досмотра (акт таможенного досмотра N 10712010/120407/000091) было принято 10.04.2007 г., дата начала досмотра - 11.04.2007 г. в 10:00, дата окончания - 12.04.2007 г. в 11:00. Решение о проведении второго досмотра (акт таможенного досмотра N 10712020/160407/000495) принято 15.04.2007 г., дата начала таможенного досмотра 15.04.2007 г. в 16:20, дата окончания 16.04.2007 г. в 12:30, акт вручен представителю ИП Г. 16.04.2007 г. в 17:55.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 372 ТК РФ уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители.

Пункт 3 этой же нормы права предусматривает случаи, когда таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей, а именно: при неявке указанных лиц по истечении срока, указанного в пункте 1 статьи 129 этого Кодекса; при существовании угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том
числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние); при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях; при оставлении на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.

Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.

Таможенный орган указал, что таможенный досмотр им был проведен с участием представителей перевозчика.

Однако представители предпринимателя в судебном заседании пояснили, что предприниматель Г. не наделял водителей перевозчика полномочиями осуществлять от его имени какие-либо действия, связанные с оформлением ввозимого товара и представлять его интересы при таможенном контроле. Однако, при назначении таможенного досмотра 10.04.2007 предприниматель не извещался таможенным органом о времени и месте проведения таможенного досмотра.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 2, 5 Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств, утвержденной Приказом ГТК РФ от 20.10.2003 N 1166.

В соответствии с пунктами 2, 5 Приказа ГТК РФ от 20.10.2003 г. N 1166 “О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств“ акт таможенного досмотра (осмотра) используется для указания фактически установленных сведений о досмотренных (осмотренных) товарах и транспортных средствах, а также для фиксирования результатов досмотра (осмотра). В одном акте таможенного досмотра (осмотра) указываются сведения о товарах (части товаров), заявленных в одной таможенной декларации или ином документе, используемом в качестве таможенной декларации (ТД), или доставляемых
на одном транспортном средстве (одной отправке), либо о товарах, досмотр (осмотр) которых проводится в ходе специальной таможенной ревизии, либо сведения о транспортном средстве. В акт таможенного досмотра N 10712010/120407/000091 таможенным органом были внесены сведения не соответствующие действительности. В акте N 10712020/160407/000495 было указано о проведении таможенного досмотра по документам: ГТД N 10712020/140407/0002567, ТД N 10712010/100407/0001323, фактически в него внесены сведения и об ином товаре, находящемся в грузовом отсеке а/м N Е5580Е п/п АА9724.

В соответствии со ст. ст. 152, 359 ТК РФ выпуск товаров в соответствии со ст. 149 ТК РФ и проверка таможенной декларации должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда ТК РФ установлены более короткие сроки. Ст. 67 ТК РФ предусматривает первоочередной порядок таможенного оформления подвергающегося быстрой порче товара в рамках установленного общего предельного 3-дневного срока.

Суд считает, что ИП Г. в таможенный орган были представлены все документы, предусмотренные ст. 131 ТК РФ, им были совершены все необходимые действия для выпуска товара. Но как следует из материалов дела товар был выпущен таможенным органом в свободное обращение с нарушением установленных предельных сроков таможенного оформления - на четвертый день после подачи декларации в таможенный орган.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, в том числе, что действия государственных органов, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий незаконными.

Поскольку оспариваемые действия Гродековской таможни, как установлено судом, не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере внешнеэкономической деятельности, то суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований предпринимателя Г.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

признать незаконными действия Гродековской таможни, выразившиеся в назначении, нарушении порядка и сроков проведения таможенных досмотров и таможенного оформления товара, оформленного по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10712020/140407/0002567 как несоответствующие Таможенному кодексу РФ.

Взыскать с Гродековской таможни в пользу предпринимателя Г. госпошлину в размере 100 (сто) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.