Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.08.2007 по делу N А51-2715/07-24-109 Заявленное требование о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по непредоставлению земельного участка для строительства объекта удовлетворено, поскольку администрацией в нарушение статей 29 - 32 Земельного кодекса РФ не соблюден порядок предоставления земельных участков для строительства.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 августа 2007 г. по делу N А51-2715/07-24-109

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрев в судебном заседании 22 августа 2007 года заявление ООО “Транс-Юс“

к Администрации города Владивостока,

3-е лицо: Администрация Приморского края

о признании незаконным бездействия

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление решения в полном объеме откладывалось до 29 августа 2007 года.

установил:

ООО “Транс-Юс“ обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Владивостока по непредоставлению земельного участка площадью 4700 кв. м для строительства объекта в капитальных конструкциях “Универсальный комплекс“ и обязать исправить допущенное бездействие обязать Администрацию г. Владивостока принять решение о предоставлении земельного участка площадью
4700 кв. м для строительства объекта в капитальных конструкциях: “Универсальный комплекс“ ООО “Транс-Юс“.

В судебном заседании 12.07.2007 заявитель уточнил предмет требований - просил признать незаконным бездействие Администрации города Владивостока по непредоставлению ООО “Транс Юс“ земельного участка площадью 4700 кв. м для строительства объекта в капитальных конструкциях “Универсальный комплекс“. Уточнение предмета требований судом было в порядке ст. 49 АПК РФ рассмотрено и принято.

Заявитель в обоснование заявленных требований указывает, что для решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду был предоставлен весь пакет необходимых документов, но он трижды обращался в Администрацию города Владивостока с заявлением о заключении договора аренды земельного участка для строительства универсального комплекса “Оазис“, но ответчик в нарушение п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ без каких-либо законных оснований не принимает решение о предоставлении земельного участка под строительство. Указание Администрации г. Владивостока о том, что причиной непринятия постановления послужил факт отсутствия в пакете документов кадастровой карты является необоснованным, поскольку данный документ никогда не требовался администрацией, по ее запросу была предоставлена выписка из дежурной кадастровой карты. Кроме того, нормами действующего законодательства определено понятие кадастровой карты как общее понятие, к которому относится и кадастровый план и дежурная кадастровая карта и производная кадастровая карта. Представленная выписка из дежурной кадастровой карты содержит все необходимые сведения о земельном участке и подтверждает, что земельный участок существует как объект вещных прав.

Администрация города Владивостока возражает против заявленных требований, указывая на пропуск заявителем срока, предусмотренного ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявитель обращался в Администрацию г. Владивостока 05.04.2005 и должен был знать о нарушении своих прав спустя две
недели, т.е. он был вправе обратиться в суд с заявлением до 05.07.2005 года. Кроме того, заявителем был предоставлен неполный пакет документов - не была предоставлена дежурная кадастровая карта, а предоставлена лишь ее выписка. Определением Арбитражного суда ПК от 23.08.2006 были приняты обеспечительные меры в виде запрета Администрации г. Владивостока передавать в аренду, пользование, собственность спорный земельный участок, которые действуют до настоящего времени, что также лишало администрацию совершать действия в отношении спорного земельного участка.

ООО “Транс-Юс“ заявило ходатайство о восстановлении пропущенного трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением, но Администрация г. Владивостока возражает против его восстановления, указывая на отсутствие уважительных причин для его восстановления.

Суд рассмотрел заявленное ООО “Транс-Юс“ ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением и считает его подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела ООО “Транс Юс“ трижды обращался в Администрацию г. Владивостока с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство (21.03.2005, 21.10.2005, 07.04.2006). Заявитель суду пояснил, что после его первого обращения с заявлением у него были запрошены выписка из дежурной кадастровой карты (плана) г. Владивостока, которые были предоставлены в сентябре 2005 года. После обращения с заявлением 21.10.2005 администрацией была назначена проверка Управлением торговли, общественного питания и бытового обслуживания г. Владивостока, отделом по контролю за использованием земель, которая была проведена в начале января 2006 года, после проведения которой администрацией было предложено вторично дать объявление в газету и вторично провести общественные слушания. В марте 2006 года данное требование Администрации г. Владивостока было исполнено. В апреле 2007 года он в третий раз обратился с заявлением в Администрацию
г. Владивостока и просил сообщить о причинах задержки постановления, которое осталось без ответа. В июне 2005 года администрацией постановлением N 994 было отменено постановление о предварительном согласовании места размещения объекта N 1151 от 24.05.2004 и только в конце августа в связи с неоднократными обращениями заявителя данное постановление было получено им и оформлено заявление в арбитражный суд о его оспаривании, вступившим в законную силу 31.01.2007 решением арбитражного суда постановление Администрации г. Владивостока N 994 от 01.06.2006 было признано недействительным.

Кроме того, администрация в письменном отзыве на заявление от 13.04.2007 указала, что определением арбитражного суда 23.08.2006 по делу N А51-10784/2006-1-443 были приняты меры по обеспечению иска в виде запрета Администрации г. Владивостока передавать в аренду, пользование, собственность спорный земельный участок и данные меры действуют, но после вступления решения в законную силу обеспечительные меры утратили свое действие.

Суд считает, что приведенные заявителем доводы уважительными и соглашается с его мнением, что администрация длительное время вводила его в заблуждение, что привело к пропуску срока для обращения в суд с заявлением об обжаловании бездействия администрации, в связи с чем удовлетворяет ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением об обжаловании бездействия Администрации г. Владивостока.

Судом установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Транс Юс“ зарегистрировано в качестве юридического лица 23.02.1998 Мэрией г. Владивостока решением N 11051, о чем Инспекцией МНС России по Первомайскому району г. Владивостока 19.11.2002 в ЕГРЮЛ внесена запись за ОГРН 1022501800970.

Постановлением от 08.04.2003 N 724 обществу с ограниченной ответственностью “Транс Юс“ предварительно согласовано место размещения универсального комплекса в районе Мальцевской переправы (ул. Калинина).

Постановлением главы Администрации г.
Владивостока от 24.05.2004 N 1151 ООО “Транс Юс“ предварительно согласован земельный участок, расположенный в г. Владивостоке, в районе ул. Калинина, площадью 4700 кв. м.

Заявлением от 21.03.2005 N 17 ООО “Транс Юс“ обратилось в Администрацию г. Владивостока о предоставлении в аренду земельного участка площадью 0,47 га, расположенного в г. Владивостоке, по ул. Калинина для строительства “Универсального комплекса “Оазис“ на основании согласованного рабочего проекта.

Заявлением от 21.10.2005 ООО “Транс Юс“ повторно обратилось в администрацию г. Владивостока о предоставлении в аренду земельного участка по ул. Калинина, указав на то, что документы, запрошенные администрацией г. Владивостока письмом от 03.05.2005 N 2115Д, а также градостроительное заключение и выписка из дежурной кадастровой карты переданы обществом в управление муниципальной собственности Администрации г. Владивостока.

Заявлением от 07.04.2006 N 3 ООО “Транс Юс“ обратилось в Администрацию г. Владивостока о предоставлении информации о причинах задержки постановления по предоставлению земельного участка под строительство универсального комплекса, указав на то, что обществом были предоставлены все установленные законом согласования, заключения и экспертизы по данному проекту, при этом 28.03.2006 обществом вторично было объявлено через газету “Владивосток“ о предполагаемом строительстве и вторично проведены общественные слушания.

01.06.2006 главой Администрации г. Владивостока издано постановление N 994 “Об отмене постановления главы администрации муниципального образования город Владивосток от 24.05.2004 N 1154“, о чем письмом от 13.07.2006 N 3802Д начальник управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока уведомил директора ООО “Транс Юс“, указав на то, что обществом нарушена процедура согласования земельного участка, установленная статьей 31 Земельного кодекса РФ, так как не проводилось информирование населения о возможном представлении земельного участка для строительства универсального
комплекса.

Не согласившись с принятым постановлением N 994 “Об отмене постановления главы администрации муниципального образования город Владивосток от 24.05.2004 N 1154“, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Вступившим в законную силу 31.01.2007 решением Арбитражного суда ПК по делу N А51-10784/2006-1-443 было признано недействительным постановление главы администрации г. Владивостока от 01.06.2006 N 994 “Об отмене постановления главы администрации муниципального образования г. Владивостока от 24.05.2004 N 1151“.

Администрация г. Владивостока после получения документов не приняла решение о предоставлении земельного участка ООО “Транс Юс“ и не сообщила в его адрес о причинах непринятия данного решения, в связи с чем 07.03.2007 ООО “Транс Юс“ обратилось в Арбитражный суд ПК с заявлением об оспаривании бездействия администрации.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом уточненных требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Постановлением Администрации г. Владивостока N 1151 ООО “Транс Юс“ было предварительно согласовано место размещения универсального комплекса на земельном участке площадью 4700 кв. м в районе ул. Калинина (Мальцевская переправа).

Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение
о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Как следует из материалов дела, ООО “Транс Юс“ предоставило в Администрацию г. Владивостока для предоставления ему земельного участка в аренду пакет документов и каких-либо возражений и замечаний по составу документов и содержащихся в них сведений в адрес заявителя не направляла.

В ходе судебного разбирательства представитель Администрации г. Владивостока указал, что ООО “Транс Юс“ в нарушение пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ предоставило в пакете необходимых документов не кадастровую карту (план) земельного участка, а выписку из дежурной кадастровой карты, что является основанием для непринятия решения.

Действительно, согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на основании заявления заинтересованного лица, а также приложенной к нему кадастровой карты.

Но суд считает, что непредоставление кадастровой карты не могло послужить основанием для непринятия решения о
предоставлении земельного участка в аренду поскольку на момент предоставления документов администрация запросила у заявителя выписку из дежурной кадастровой карты, что и было выполнено заявителем, и на протяжении длительного периода не выдвигала требования о необходимости предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка.

Довод Администрации г. Владивостока о том, что бездействие было вызвано принятыми судом обеспечительными мерами, которые действуют до настоящего времени является необоснованным, так как принятые меры по обеспечению иска были приняты определением суда 23.08.2006 и сохраняли свое действие до вступления в законную силу решения по делу N А51-10784/2006-1-443, т.е. до 31.01.2007, что подтверждается определением суда по данному делу от 11.07.2007 о разъяснении определения суда от 23.08.2006. Таким образом, Администрация г. Владивостока была не вправе совершать какие-либо действия, связанные со спорным земельным участком только в период с 23.08.2006 по 31.01.2007.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ если арбитражный суд установит, что действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, суд считает, что ООО “Транс Юс“ были представлены в Администрацию города Владивостока все требуемые для принятия решения о предоставлении земельного участка документы, в связи с чем бездействие Администрации города Владивостока является неправомерным.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие Администрации г. Владивостока по непредоставлению ООО “Транс Юс“ земельного участка площадью 4700 кв. м для строительства объекта в капитальных
конструкциях “Универсальный комплекс“ как нарушающие Земельный кодекс РФ.

В части требований об обязании Администрации г. Владивостока принять решение о предоставлении земельного участка площадью 4700 кв. м для строительства объекта в капитальных конструкциях: “Универсальный комплекс“ производство по делу прекратить

Взыскать с Администрации г. Владивостока в пользу ООО “Транс Юс“ госпошлину в сумме 2 000 руб. (две тысячи рублей).

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.