Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2007 по делу N А51-1910/2007 24-82 Поскольку решение Думы городского округа в вопросе процедуры передачи имущества из муниципальной в федеральную собственность противоречит порядку, установленному Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, данное решение признано недействительным в части, противоречащей Закону.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 августа 2007 г. Дело N А51-1910/2007 24-82“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“ (с учетом уточненных требований) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Думы Арсеньевского городского округа Приморского края от 29.11.2006 N 400 “О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа, в собственность Российской Федерации“ в части отказа в утверждении пункта 12 перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа и подлежащего передаче в собственность Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

В
обоснование своих доводов заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ N 122-ФЗ от 22.08.2004 (с изменениями, внесенными ФЗ “О совершенствовании разграничения полномочий“ N 199-ФЗ от 31.12.2005), а также пунктом 5 статьи 50 и подпунктом 3 пункта 8 статьи 85 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность до 01.01.2008 в случае, если указанное имущество используется государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией, а также необходимо для обеспечения их деятельности, включая нежилые помещения для размещения указанных учреждений.

Указывает, что решение Думы N 400 от 29.11.2006 противоречит пункту 3 части 8 статьи 85 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ и нарушает потенциальные права Федерального государственного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“ на пользование имуществом федерального значения. Отказ Думы в передаче имущества нарушает право ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“ на использование указанного имущества на праве оперативного управления, в связи с чем государственное учреждение не может реализовать свое право, предусмотренное Федеральным законом “О санитарно-гигиеническом благополучии населения“ N 52-ФЗ. Заявитель несет расходы по уплате арендной платы.

Представитель Думы Арсеньевского городского округа
Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в его отсутствие.

В письменном отзыве представитель Думы заявленные требования оспорил, пояснил, что в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 85 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органам местного самоуправления предписано до 01.01.2008 обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность вышеназванного имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Считает требования заявителя необоснованными, поскольку на момент вынесения Думой оспариваемого решения срок, определенный действующим законодательством РФ, для безвозмездной передачи имущества не истек, поэтому у Думы имелись правовые основания для отказа в утверждении перечня имущества, подлежащего передаче в собственность Российской Федерации.

Кроме того, полагает, что правоотношения, складывающиеся в ходе передачи муниципального имущества в федеральную собственность, предполагают необходимость волеизъявления органов местного самоуправления на такую передачу и в последующем принятие федеральным органом исполнительной власти соответствующего решения.

Поскольку спорные нежилые помещения в настоящее время используются заявителем на основании договора аренды, представитель Думы Арсеньевского городского округа Приморского края считает, что решение N 400 от 29.11.2006 в части отказа в утверждении пункта 12 перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа и подлежащего передаче в собственность Российской Федерации, не повлекло неблагоприятных последствий для заявителя в части пользования этим помещением.

Из материалов дела судом установлено следующее.

26.01.2006 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Арсеньевского городского округа и Филиалом Федерального государственного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в городе Арсеньеве“ заключен договор аренды N
59.

Согласно пункту 1.1 договора заявителю переданы во временное владение и пользование нежилые помещения общей площадью 403,8 кв. м, в том числе 205,5 кв. м, расположенные в двухэтажном здании по адресу: г. Арсеньев, пр-т Горького, 19а. Срок действия договора установлен с 01.01.2006 по 30.12.2006.

Договором аренды N 13 от 11.01.2007 арендные правоотношения по спорному помещению продлены до 29.12.2007.

Администрация Арсеньевского городского округа направила 16.11.2006 Председателю Думы Арсеньевского городского округа проект решения “О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа в собственность Российской Федерации“ для рассмотрения и принятия.

29.11.2006 состоялось заседание Думы Арсеньевского городского округа, на котором был рассмотрен вопрос о безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа, в собственность Российской Федерации.

Этим же днем Думой Арсеньевского городского округа Приморского края было принято решение N 400 “О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа, в собственность Российской Федерации“, в соответствии с которым администрации было отказано в утверждении перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа и подлежащего передаче в собственность Российской Федерации.

Согласно пункту 12 приложения к решению N 400 передаче в собственность Российской Федерации подлежало нежилое помещение, находящееся по адресу: г. Арсеньев, пр. Горького, 19а, общей площадью 205,5 кв. м, балансовой стоимостью 51000 руб., используемое Филиалом ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“ на основании договора аренды.

Не согласившись с решением Думы в части, имеющей отношение к ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

18.07.2007 состоялось пленарное заседание Думы Арсеньевского городского округа, на котором вновь был рассмотрен вопрос о
безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа в собственность Российской Федерации, на котором не было принято решение о передаче имущества, что подтверждается протоколом от 18.07.2007.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд считает требования ФГУП “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“ подлежащими удовлетворению частично в силу следующего.

В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ N 122-ФЗ от 22.08.2004 (с изменениями, внесенными ФЗ “О совершенствовании разграничения полномочий“ N 199-ФЗ от 31.12.2005), а также пунктом 5 статьи 50 и подпунктом 3 пункта 8 статьи 85 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность до 01.01.2008 в случае, если указанное имущество используется государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией, а также необходимо для обеспечения их деятельности, включая нежилые помещения для размещения указанных учреждений.

Федеральное государственное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“ создан на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 N 23-р, 31.03.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись N 1052542950130 о государственной регистрации юридического лица.

Таким образом, из материалов дела следует, что на момент принятия Думой Арсеньевского городского округа решения N 400 от
29.11.2006 спорное имущество использовалось государственным учреждением, созданным Российской Федерацией, для размещения указанного учреждения.

Как следует из устава, ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в городе Арсеньеве“ находится по адресу: г. Арсеньев, проспект Горького, дом 19а. Таким образом, спорное имущество используется заявителем в качестве административного здания.

Согласно пункту 3.1 договора аренды N 13 от 11.01.2007 арендная плата составляет 5096 руб. 40 коп. ежемесячно, 72165 руб. в год с учетом НДС. В то же время, согласно представленному в материалы дела письму главного врача ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“ N 2398 от 23.07.2007, филиалу ФГЦУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в городе Арсеньеве“ на 2007 год выделены лимиты бюджетных обязательств по статье ЭКР 224 (арендная плата за пользование имуществом) в сумме 29100 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ от 30.03.1999 N 52-ФЗ помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и учреждениями, обеспечивающими их деятельность, для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 3 п. 8 ст. 85 гл. 12 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов РФ находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов РФ, в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008 настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона РФ от 12.10.2005 N 129-ФЗ).

Таким образом, названный Федеральный закон предоставляет в этот период право безвозмездного пользования данным имуществом как органам государственной власти, так и органам местного самоуправления для исполнения ими своих полномочий по предметам ведения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ в передаче в собственность Российской Федерации здания, находящегося по адресу: г. Арсеньев, пр. Горького, 19а, принадлежащего Филиалу ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“, и использование на основании договора аренды нарушает права и законные интересы заявителя.

Ссылка заявителя на неистечение установленного законодателем предельного срока для осуществления передачи спорного имущества, который истекает 01.01.2008, судом отклоняется, поскольку установленный пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона предельный срок для передачи имущества не имеет отношения к рассматриваемому спору, так как в рамках настоящего дела оспариваются действия Думы по принятию решения от 29.11.2006 N 400 “О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа, в собственность Российской Федерации“ в части отказа в утверждении пункта 12 перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа и подлежащего передаче в собственность Российской Федерации.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О положения пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004
N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на безвозмездную передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности, в федеральную собственность, и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти РФ или субъекта РФ, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ или субъекта РФ в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу. Однако Дума Арсеньевского городского округа в качестве причин непринятия решения указала лишь на неистечение предельного срока, не приведя каких-либо убедительных и обоснованных причин, положенных в основу принятия оспариваемого решения по отказу в передаче имущества.

Как указано в статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Из разъяснений, данных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 01.07.1996, следует, что основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.

Суд считает, что
в материалах дела получило подтверждение несоответствие оспариваемого решения Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 06.10.2003 N 131-Ф3, так и нарушение прав заявителя в части пользования имуществом федерального значения, в связи с чем считает подлежащим удовлетворению требование о признании недействительным решения Думы Арсеньевского городского округа Приморского края от 29.11.2006 N 400 “О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа, в собственность Российской Федерации“ в части отказа в утверждении пункта 12 перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа и подлежащего передаче в собственность Российской Федерации.

Как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О положения пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность включает направление органом местного самоуправления соответствующего предложения, безвозмездная передача муниципальной собственности в собственность федеральную предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Суд отказывает заявителю в удовлетворении требования об обязании Думы Арсеньевского городского округа Приморского края принять решение о передаче в федеральную собственность помещения в здании, расположенного по адресу: г. Арсеньев, пр. Горького, 19а, поскольку в последующем Дума рассматривала вновь вопрос о передаче имущества, решение не
было принято. Как пояснил представитель Думы в письменном отзыве, решение данного вопроса было оставлено на дальнейшее рассмотрение, к которому Дума вернется до истечения установленного законом предельного срока. Кроме того, заявитель не вправе обращаться с данным требованием, так как с предложением о передаче спорного имущества обращалась администрация Арсеньевского городского округа, в связи с чем суд не может принять решение об обязании Думы принять решение о передаче имущества.

Доводы Думы о том, что оспариваемым решением не затрагиваются и не нарушаются права заявителя, не обоснованы, так как филиал ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в городе Арсеньеве“ не безвозмездно пользуется помещением, а в соответствии с пунктом 3 договора аренды и ежемесячно уплачивает арендную плату арендодателю, то есть заявитель несет расходы по арендной плате.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Думы Арсеньевского городского округа Приморского края от 29.11.2006 N 400 “О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа в собственность Российской Федерации“ в части отказа в утверждении пункта 12 перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности Арсеньевского городского округа и подлежащего передаче в собственность Российской Федерации, как не соответствующего Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с Думы Арсеньевского городского округа Приморского края государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) руб. в пользу Федерального государственного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.