Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.07.2007, 25.06.2007 по делу N А51-14873/2006 23-311/28 Отказано в удовлетворении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, поскольку передача спорных жилых помещений из федеральной собственности в собственность субъекта федерации производилась в нарушение статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

2 июля 2007 г. Дело N А51-14873/2006 23-311/28решение в полном объеме изготовлено25 июня 2007 г.резолютивная часть решения объявлена“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

ГУ “Центр занятости населения г. Арсеньева“ обратилось с исковым заявлением к ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“ об истребовании из чужого незаконного владения части нежилых помещений общей площадью 187,8 кв. м, расположенных по адресу: г. Арсеньев, ул. Ломоносова, 11.

Ответчик заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу по причине реорганизации юридического лица, кроме того, указал, что спорный объект передается из федеральной собственности в краевую.

Ходатайство судом отклонено как необоснованное: не представлены документы в обоснование
оснований указанных требований.

Ответчик заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу А51-2075/2007 23-72. Пояснил, что по указанному делу рассматривается вопрос о праве.

Ходатайство судом отклонено как необоснованное: не представлены документы в обоснование невозможности рассмотрения данного дела до принятия судебного акта по делу А51-2075/2007 23-72.

Определением от 28.03.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю, Комитет по управлению имуществом Администрации Приморского края, Комитет по управлению имуществом Администрации Арсеньевского городского округа.

Департамент имущественных отношений Приморского края заявил ходатайство о переименовании участвующего в деле Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края на Департамент имущественных отношений Приморского края.

Заявление удовлетворено.

Истец уточнил свое наименование - краевое государственное учреждение “Центр занятости населения города Арсеньева“.

Уточнения приняты судом.

Третье лицо, КУИ г. Арсеньева, в судебное заседание не явилось по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд проводит судебное разбирательство в отсутствие третьего лица.

Истец требования поддержал в полном объеме, пояснил, что на основании распоряжения N 212-р от 04.06.2001, изданного Департаментом имущественных отношений Приморского края, за ним закреплено федеральное имущество, а именно: нежилые помещения общей площадью 607,8 кв. м на первом этаже здания, расположенного по адресу: г. Арсеньев, ул. Ломоносова, 11. Право оперативного управления учреждения зарегистрировано в установленном законом порядке. Однако часть нежилых помещений общей площадью 187,8 кв. м истец не имеет возможности использовать, поскольку указанные помещения занимает Филиал ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“.
Руководствуясь ст. ст. 301, 305 ГК РФ, истец обратился с настоящим иском.

Ответчик требования не признал, пояснил, что спорные помещения относятся исключительно к федеральной собственности, поскольку занимаются и используются санитарно-эпидемиологической станцией г. Арсеньева с 24.09.1990 и по настоящее время.

Третье лицо - ТУ Росимущества по ПК пояснило, на основании поручения Росимущества от 05.12.2006 N ЛП-07/28287 Территориальным управление издано распоряжение от 20.12.2006 N 600-р “О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Приморского края“.

На основании указанного распоряжения, а также постановления Администрации Приморского края от 19.01.2007 N 13-па КГУ “Центр занятости населения г. Арсеньева“, как имущественный комплекс, передано из федеральной собственности в государственную собственность Приморского края.

Департамент имущественных отношений Приморского края пояснил, что с 01.01.2007 в силу закона, а именно в силу ст. 154 Федерального закона 122-ФЗ, на спорные помещения возникло право собственности Приморского края. КГУ “Центр занятости населения г. Арсеньева“ передан по акту приема-передачи от 05.02.2007 как имущественный комплекс.

КУИ г. Арсеньева письменно сообщил, что нежилые помещения общей площадью 187,8 кв. м, расположенные по адресу: г. Арсеньев, ул. Ломоносова, 11, в реестре муниципального имущества не значатся.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что требования истца необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Распоряжением Исполнительного Комитета Арсеньевского совета народных депутатов от 24.09.1990 N 109 освободившиеся помещения Комитета народного контроля были переданы городской санитарно-эпидемиологической станции для организации санитарно-гигиенической лаборатории.

В материалах дела имеется протокол N 12 заседания Арсеньевского городского комитета народного контроля от 22.12.2989, из которого усматривается, что указанный комитет располагался по адресу: г. Арсеньев, ул. Ломоносова, 11.

01.01.1990 между
Управлением домами жилищного управления исполкома и Санитарно-эпидемиологической станцией г. Арсеньева был заключен договор N 4 на аренду нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Арсеньев, ул. Ломоносова, 11. Срок договора определен до 01.01.1995.

Кроме того, санитарно-эпидемиологической станцией г. Арсеньева заключены договоры на отпуск воды и прием сточных вод от 01.03.1991 N 76, а также договор на пользование электрической энергией промышленным предприятием от 19.09.19991 N 21.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР N 1035-1 от 19.04.1991 “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ образован Государственный комитет РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора в составе Совета Министров РСФСР.

В течение 1991 г. осуществлена реорганизация санитарно-эпидемиологической службы на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 01.07.1991 N 375 “О государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР“, совместного приказа Минздрава РСФСР и Госкомитета санэпиднадзора РСФСР “О передаче санэпидстанций, учреждений и предприятий Минздрава РСФСР согласно перечню Госкомитету РСФСР санэпиднадзора“ от 18.07.1991 N 123/7, приказа Госкомитета РСФСР санэпиднадзора от 25.07.1991 N 8.

Санитарно-эпидемиологические станции преобразованы в Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

При этом финансирование Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР осуществляется за счет средств республиканского бюджета РСФСР (п. 5 Постановления N 375, п. 5 ст. 37 Закона РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ N 1034-1 от 19.04.1991).

Как следует из материалов дела, на момент разграничения государственной собственности спорные помещения занимала санитарно-эпидемиологическая станция г. Арсеньева.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление N 3020-1 от 27.12.1991 имеет название “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-петербурга и муниципальную собственность“.

В соответствии с
п. 5 Приложения 1 к Постановлению N 3020-1 от 27.12.1991 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической службы относятся исключительно к федеральной собственности.

Таким образом, нежилые помещения общей площадью 187,8 кв. м, расположенные по адресу: г. Арсеньев, ул. Ломоносова, 11, являются исключительно федеральной собственностью.

Материалами дела подтверждается, что санитарно-эпидемиологическая служба продолжает использовать нежилые помещения по ул. Ломоносова, 11 в г. Арсеньеве до настоящего времени.

Так, в материалах дела имеется технический паспорт по состоянию на 06.09.2000, согласно которому спорные помещения использует Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Арсеньеве.

В 2000 - 2006 гг. ГУ “Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Арсеньеве“ заключает договоры на использование помещений с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Арсеньева.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 13.01.2005 N 23-р создано федеральное государственное учреждение здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“ путем реорганизации государственных учреждений - центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе и ГУ “Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Арсеньеве“. Вновь возникшим учреждениям здравоохранения переданы права и обязанности соответствующих реорганизованных центров.

Вместе с тем, из пояснений истца следует, что 04.08.1994 ГУ “Центр занятости населения города Арсеньева“ заключил с администрацией г. Арсеньева договор купли-продажи нежилого помещения, расположенного на первом этаже в здании по адресу: г. Арсеньев, ул. Ломоносова, 11, в состав которых входят спорные помещения общей площадью 187,8 кв. м.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.08.1995 установлено, что указанный договор является ничтожным и не влечет правовых последствий.

Тем не менее, указанный договор купли-продажи послужил основанием
для постановки нежилых помещений на баланс учреждения.

Согласно Постановлению Правительства РФ N 696 от 03.07.1998 “Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества“ учет федерального имущества носит заявительный характер.

На основании документов, представленных ГУ “Центр занятости населения города Арсеньева“ Распоряжением Департамента имущественных отношений Приморского края, уполномоченного на управление и распоряжение федеральной собственностью, от 04.06.2001 N 212-р спорные помещения, площадью 187,8 кв. м внесены в реестр федерального имущества в составе помещений площадью 607,8 кв. м, закрепленных на праве оперативного управления за Государственным учреждением “Центр занятости населения города Арсеньева“.

Право оперативного управления ГУ “Центр занятости населения города Арсеньева“ зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем выдано свидетельство Серии 25-АА N 677837 от 01.03.2006.

В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ на основании поручения Росимущества от 05.12.2006 N ЛП-07/28287, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю издало распоряжение от 20.12.2006 N 600-р “О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Приморского края.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: следует читать “... устав Краевого государственного учреждения “Центр занятости населения города Арсеньева“.

На основании указанного распоряжения, а также постановления Администрации Приморского края от 19.01.2007 N 13-па ГУ “Центр занятости
населения г. Арсеньева“, как имущественный комплекс, передано по акту приема-передачи от 05.02.2007 из федеральной собственности в государственную собственность Приморского края. Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 22.01.2007 N 35-р утвержден устав Краевого государственного распоряжения “Центр занятости населения города Арсеньева“.

Вместе с тем, судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорные нежилые помещения общей площадью 187,8 кв. м, расположенные по адресу: г. Арсеньев, ул. Ломоносова, 11, занимает и использует для осуществления своих функций ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае“.

Согласно п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Таким образом, передача спорных нежилых помещений из федеральной собственности в собственность Приморского края произведена в нарушение п. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“
и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слова “ничтожный“ пропущено слово “договор“.

Кроме того, суд приходит к выводу, что у истца отсутствуют правовые основания владения спорным имуществом, поскольку основанием для постановки нежилых помещений на баланс учреждения, а также основанием для внесения имущества в реестр федеральной собственности и последующей регистрации права оперативного управления послужил ничтожный купли-продажи от 04.08.1994.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Арбитражного суда РФ от 25.02.1998 при разрешении исков об истребовании имущества из чужого незаконного владения, заявленных лицами, титул собственника которых основан на ничтожной сделке или акте государственного органа либо органа муниципального самоуправления, противоречащем законодательству, арбитражный суд вправе дать оценку такой сделке или, соответственно, не применять акт указанного органа (абзац 12 статьи 12 ГК РФ) независимо от того, предъявлялись ли требования о признании сделки или акта недействительными. Если истец приобрел право собственности на основании ничтожной сделки или акта органа, не соответствующих требованиям законодательства, у него не имеется правовых оснований для истребования имущества.

Таким образом, на основании изложенного суд считает, что у истца отсутствуют правовые основания владения спорным имуществом, в связи с чем основания для удовлетворения требований, заявленных в соответствии со ст. ст. 301, 305 ГК РФ, отсутствуют.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на истца.

Руководствуясь ст. ст. 110, 156, 167 - 170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с Краевого государственного учреждения “Центр занятости населения г. Арсеньева“ в доход федерального бюджета госпошлину 2000 руб.

Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть
обжаловано в течение месяца со дня принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края.