Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.06.2007 по делу N А51-3311/2007-8-92 Поскольку моментом определения налогооблагаемой базы является последний день месяца, в котором собран пакет документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС, суд удовлетворил заявление о признании недействительным требования налогового органа об уплате налога, пени и штрафа за просрочку его уплаты.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 июня 2007 г. по делу N А51-3311/2007-8-92

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании 22.06.2007 дело по заявлению ООО “П.“

к Инспекции ФНС РФ по г. Находка“,

о признании недействительным решения ИФНС РФ по г. Находка N 10974 от 05.03.2007, о признании недействительным требования N 1 от 21.03.2007 об уплате налога, пени и штрафа,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “П.“ (далее - “заявитель; общество“) обратилось к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находка (далее - “налоговый орган, инспекция“) с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ по г. Находка от 05.03.2007 N 10974 “О привлечении к налоговой ответственности за
совершение налогового правонарушения“, о признании недействительным требования N 1 от 21.03.2007 об уплате налога, пени и штрафа.

Резолютивная часть решения была оглашена и оформлена судом в судебном заседании 22 июня 2007, а изготовление решения в мотивированном виде откладывалось в соответствии с п. 2 ст. 176 АПК РФ.

Заявитель считает необоснованным вывод налогового органа о том, что в случае отсутствия у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0% при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, указанные операции подлежат налогообложению по ставке 18%.

Заявитель указал, что он оказывает экспедиторские услуги по организации и сопровождению перевозок, услуг по перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ товаров не оспаривается налоговым органом. В связи с этим на основании пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ производит налогообложение указанных операций по ставке 0 процентов и на основании пункта 9 статьи 167 НК РФ определяет момент налоговой базы как последний день месяца, в котором собран полный пакет документов по пункту 4 статьи 165 НК РФ, Факт оказания заявителем подобных услуг не оспаривается налоговым органом.

В силу положений пп. 3 п. 4 ст. 165 НК РФ (в редакции Федерального закона N 119-ФЗ от 22.07.2005) для подтверждения права на применение ставки 0% по НДС заявителем не предоставляется таможенная декларация.

Заявитель указал, что с учетом изменений, внесенных в главу 21 Налогового кодекса РФ, с 1 января 2006 года для подтверждения применения налоговой ставки 0 процентов он не обязан представлять таможенные декларации и не ограничен 180-дневным сроком
для представления документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ.

Пунктом 9 ст. 167 НК РФ предусмотрено, что при реализации услуг, предусмотренных пп. 1 - 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным услугам является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.

Таким образом, п. 9 ст. 167 Кодекса содержит специальную норму, которая в соответствии с общими принципами права имеет приоритет над общей нормой и подлежит применению в рассматриваемом случае.

Из этого следует, что налогоплательщики, осуществляющие оказание услуг по погрузке или перегрузке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% не предоставляют таможенные декларации, не ограничены 180-дневным сроком для сбора подтверждающих документов и определяют налоговую базу на последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.

Заявитель считает необоснованным вывод налогового органа о том, что на сумму реализации работ и услуг за ноябрь 2006 г. в размере 35212740 руб., по которой не собран полный пакет документов по ставке 0% по НДС, обществу необходимо начислить и уплатить налог по ставке 18% на сумму 6338293 руб.

Заявитель полагает, что момент наступления налоговой базы должен определяться не по правилам п. 1 ст. 167 НК РФ, а в соответствии со специальной нормой п. 9 ст. 167 Кодекса. Из этого следует, что налоговая база по НДС будет определяться в том месяце, в котором собран полный пакет подтверждающих документов.

Поскольку заявитель определил налоговую базу в соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ, то начисление НДС по ставке 18% необоснованно.

Таким образом, заявитель не
должен уплачивать налог в сумме 6338293 руб., пеню по ст. 75 НК РФ в сумме 170500,08 руб., и штраф по НДС по ст. 122 НК РФ в размере 1267659 руб.

Заявитель указал также, что поскольку у общества отсутствовала обязанность на оказываемые услуги НДС по ставке 18%, то требование N 1 выставленное обществу по результатам оспариваемого решения также не соответствует налоговому законодательству.

Налоговый орган в судебное заседание 22.06.2007 не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В материалы дела налоговый орган представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что требования заявителя не признает, считает, что налогоплательщики, не обязанные в силу пункта 4 статьи 165 НК РФ представлять таможенные декларации, момент определения налоговой базы должны определять по пункту 1 статьи 167 НК РФ как наиболее раннюю дату: либо день оказания услуги, либо день оплаты.

Учитывая, что на дату представления декларации у заявителя отсутствовали документы, подтверждающие применение налоговой ставки 0 процентов по услугам, оказанным заявителем в ноябре 2006 года и по которым им предполагается применение налоговой ставки 0 процентов, инспекция считает, что с указанной реализации обществом должен был быть исчислен налог к уплате в бюджет по налоговой ставке 18 процентов, в связи с чем ее решение и требование являются законными и обоснованными.

В соответствии с п. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.

При таких обстоятельствах, суд в соответствии с п. 3
ст. 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие ответчика по имеющимся в материалах дела документам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

15 декабря 2006 заявителем в налоговый орган была представлена налоговая декларация по НДС по ставке 0 процентов за ноябрь 2006 года.

Согласно представленной декларации по стр. 1 “Реализация товаров (работ, услуг)“ составила 80978809 руб., по стр. 24 “Общая сумма налога, принимаемая к вычету“ - 16936 руб.

Налоговым органом в отношении представленной декларации была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой было принято решение N 14/122 от 07.03.2007 о возмещении (зачете, возврате) сумм налога на добавленную стоимость.

Решением N 10974 от 05.03.2007 “О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ общество было привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 1267659 руб., обществу был начислен НДС в сумме 6338293 руб., пени в сумме 170500,08 руб.

Основанием для доначисления спорного НДС послужило то обстоятельство, что по реализации в сумме 35212740 руб. общество не собрало полный пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ.

Требованием N 1 от 21.03.2007 налоговый орган предложил заявителю уплатить доначисленные суммы в добровольном порядке в срок до 09.04.2007.

Не согласившись с решением N 10974 от 05.03.2007 и требованием N 1 от 21.03.2007 в полном объеме, и полагая, что они нарушают права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в суд с заявлением о признании ненормативных актов налогового органа недействительными в указанной части.

Оценив доводы заявителя и возражения налогового органа, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится
по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с погрузкой и перегрузкой вывозимых за пределы территории Российской Федерации, помещенных под таможенный режим экспорта или свободной таможенной зоны.

Пунктом 4 статьи 165 НК РФ предусмотрено, что при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов представляются следующие документы:

1) контракт налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

3) таможенная декларация с отметками российского таможенного органа и пограничного таможенного органа. Указанная декларация представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.

Согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ указанные документы представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

В случае непредставления документов в течение указанного срока налогообложение операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) производится по ставкам 10 или 18 процентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы,
если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Пунктом 9 указанной статьи предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Из изложенного следует, что налогоплательщики, осуществляющие оказание услуг по погрузке или перегрузке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов не представляют таможенные декларации, не ограничены 180-дневным сроком для сбора подтверждающих документов и определяют налоговую базу на последний день месяца, в котором собран полный пакет документов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявитель в ноябре 2006 года производил услуги по организации и сопровождению перевозок, услуг по перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ товаров.

Согласно книге продаж за ноябрь 2006 года обществом в указанном периоде были оказаны услуги по перевалке грузов, вывезенных в таможенном режиме экспорта, на сумму 80978808,57 руб.

Учитывая, что общество не осуществляет перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи и не оказывает услуги, непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, суд считает, что на основании пункта 4 статьи 165 НК РФ налогоплательщик в подтверждение правомерности применения налоговой ставки 0 процентов не обязан представлять таможенные декларации и на основании пункта 9 этой же статьи сбор подтверждающих документов может осуществлять в течение неограниченного срока.

При этом в силу пункта 9 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы для него является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов. Поскольку на дату подачи декларации заявителем не был собран пакет документов, предусмотренный пунктом 4 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по оказанию услуг за ноябрь 2006 года, суд считает, что момент определения налоговой базы по этой реализации у общества еще не наступил.

Следовательно, налогоплательщик правомерно отразил оказание услуг по экспедированию грузов на сумму 35212740,19 руб. в декларации за ноябрь 2006 г., как услуги, облагаемые по налоговой ставке 0 процентов.

Довод налогового органа о том, что момент определения налоговой базы согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ наступил для общества в момент оказания услуг по перевалке грузов, то есть в ноябре 2006 года, поскольку отсутствие обязанности по представлению ГТД и отсутствие срока для сбора документов, делает нецелесообразным определение налоговой базы по последнему дню месяца, в котором собран полный пакет документов, судом отклоняется.

В данном случае суд исходит из буквального прочтения пунктов 1 и 9 статьи 167 НК РФ, согласно которым пункт 1 применяется только в том случае, если иное не установлено пунктом 9. Учитывая, что пунктом 9 статьи 167 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих налоговую ставку 0 процентов, предусмотрен иной порядок определения налоговой базы, суд считает, что пункт 1 этой статьи в спорной ситуации применению не подлежит.

Из изложенного следует, что
в ноябре 2006 года у общества отсутствовала налоговая база по оказанию услуг по перевалке (экспедированию) грузов на сумму 35212740 руб., в связи с чем отсутствовали основания для налогообложения указанных операций. При этом суд находит ошибочным вывод инспекции о том, что отсутствие на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0 процентов, влечет налогообложение операций по оказанию услуг перевалки грузов по ставке 18%.

Согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ такой порядок налогообложения предусмотрен только в отношении налогоплательщиков, не представивших в течение 180 дней с даты выпуска товаров таможенными органами документов, подтверждающих применение налоговой ставки 0 процентов.

Учитывая, что заявитель не ограничен каким-либо сроком в сборе документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ, а налоговая база определяется у него по месяцу, в котором собран пакет документов, суд полагает, что ситуация, при которой момент определения налоговой базы уже наступил, а пакет документов еще не собран, у общества исключена, в связи с чем основания для применения налоговой ставки 18 процентов отсутствуют.

Следовательно, вывод налогового органа о том, что за ноябрь 2006 года налогоплательщик должен был отразить реализацию услуг на сумму 35212740 руб., исчислить с нее налог к уплате в бюджет в сумме 6338293 руб., не соответствует статьям 164, 165, 167 НК РФ.

Принимая во внимание, что выводы налогового органа, изложенные в оспариваемом решении, и его доводы, приведенные при рассмотрении настоящего дела, являются не обоснованными и не соответствуют требованиям закона, а оспариваемые ненормативные акты налогового органа нарушают права и законные интересы налогоплательщика, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме. Кроме того, учитывая,
что на основании оспариваемого решения в адрес налогоплательщика было выставлено требование N 1 от 21.03.2007 об уплате НДС в сумме 6338293 руб., а также пени и штраф, суд также находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании недействительными указанных требований инспекции.

В соответствии с п. 47 ст. 2, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Следовательно, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Данная позиция подтверждается п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007.

Таким образом, уплаченная заявителем при подаче заявления в суд госпошлина подлежит взысканию с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Находка.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России до г. Находка от 05.03.2007 N 10974 “О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ в полном объеме, как не соответствующее главе 21 Налогового кодекса РФ.

Признать недействительным требование Инспекции Федеральной налоговой службы России до г. Находка N 1 от 21.03.2007 об уплате налога в полном объеме, как не соответствующее главе 21 Налогового кодекса РФ.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Находка, расположенной по адресу: Приморский край, г. Находка, Находкинский проспект, 9, в пользу Общества с ограниченной ответственностью “П.“ государственную пошлину в сумме 2000 руб. (две тысячи рублей), уплаченную обществом по платежному поручению N 92 от 21.03.2007 через Находкинское ОСБ N 7151 г. Находка.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.