Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.06.2007 по делу N А51-4424/07-30-122 Заявленное требование о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение требований законодательства, касающихся информации на рынке ценных бумаг, удовлетворено, поскольку согласно статье 2.9 КоАП РФ судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности при малозначительности совершенного правонарушения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2007 г. по делу N А51-4424/07-30-122
(извлечение)
Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества “Находкинский морской рыбный порт“
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном округе
о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2007 года,
установил:
на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв в судебном заседании с 25.05.2007 г. до 28.05.2007 г.
Резолютивная часть решения была оформлена и оглашена в судебном заседании 28 мая 2007 года, а изготовление решения в мотивированном виде откладывалось судом в порядке статьи 176 АПК РФ.
Открытое акционерное общество “Находкинский морской рыбный порт“ (далее по тексту “заявитель“, “Общество“, ОАО “НМРП“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном округе (далее по тексту “административный орган“, “РО ФСФР России в ДФО“) от 04.04.2007 года по делу N A/30005-F/07-11 о назначении административного наказания.
Заявитель настаивает на заявленных требованиях, полагая, что оспариваемое постановление по делу N A/30005-F/07-11 от 04.04.2007 вынесено с нарушением норм процессуального и материального права. По мнению заявителя, протокол об административных правонарушениях от 15.03.2007 г. составлен с нарушением срока, установленного п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ и в отсутствие законного представителя заявителя. Протокол подписан от Общества неуполномоченным лицом. Копия протокола также вручена ненадлежащему лицу.
В протоколе неверно указано название юридического лица.
Общество указывает на отсутствие умысла на совершение выявленного административного правонарушения, на наличие смягчающих вину обстоятельств, не учтенных административным органом при назначении наказания, и наличие признаков, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Административный орган с требованиями заявителя не согласился сославшись на доказанность факта совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), соблюдение процессуальных норм действующего законодательства при проведении проверки и рассмотрении дела об административном правонарушений. В материалы дела представил письменный отзыв от 16.05.2007 г.
Заслушав пояснения представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд установил:
ОАО “Находкинский морской рыбный порт“ в течение 45 дней не представил в регистрирующий орган ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 4 квартал 2006 г., а также список аффилированных лиц Общества за 4 квартал 2006 г., чем нарушил нормы Федерального закона N 39-ФЗ от 22.04.1996 “О рынке ценных бумаг“, Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995 “Об акционерных обществах“, Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16.03.1995 N 05-5/пз-н.
В связи с этим письмом N 3-508 от 02.03.2007 г., полученным Обществом 12.03.2007 г., последнее было извещено о необходимости явиться 15 марта 2007 г. в административный орган для составления протокола об административном правонарушении.
15 марта 2007 г. административный орган оформил протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг, в котором были зафиксированы нарушения ОАО “Находкинский морской рыбный порт“ ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“, п. 4 ст. 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“, п. 1.1 раздела 1, раздела 5, п. 8.5 раздела 8 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16.03.2005 N 05-5/пз-н, выразившиеся в непредставлении в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 4 квартал 2006, а также списка аффилированных лиц общества за 4 квартал 2006 г.
На составление протокола 15.03.2007 г. прибыл от Общества представитель Б. по доверенности N 18 от 28.03.2007 г. с отчетом эмитента эмиссионных ценных бумаг за 4 квартал 2006 г. и списком аффилированных лиц общества за 4 квартал 2006 г.
В качестве объяснений Обществом было представлено письмо б/н от 14.03.2007 г., в котором последнее указало на то, что причиной пропуска срока представления отчета и сведений за 4 квартал 2006 года явилась проводимая в январе - феврале 2007 года проверка Генеральной прокуратурой РФ деятельности Общества.
Определением от 15.03.2007 г., полученным Обществом 22.03.2007 г., последнее было уведомлено о рассмотрении материалов административного дела 04.04.2007 г. в 14-00 по месту нахождения административного органа.
4 апреля 2007 г. на рассмотрение материалов административного дела прибыли от Общества председатель Совета директоров ОАО “Находкинский морской рыбный порт“ П. по доверенности N 19 от 02.04.2007 г. и юрисконсульт Б. по доверенности N 18 от 28.03.2007 г.
Рассмотрев материалы административного дела и установив факт административного правонарушения в области рынка ценных бумаг, руководитель Регионального отделения ФСФР России в ДФО А. вынес постановление N A/30005-F/07-11 от 04.04.2007 г., которым признал Общество виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ и назначил Обществу административное наказание в виде штрафа в размере 300 МРОТ, что составило 30000 руб.
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось в арбитражный суд с требованием отменить постановление от 04.04.2007 года.
Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя и возражения административного органа, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно статье 30 Федерального закона “О рынке ценных бумаг“ в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации, в том числе в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет), который представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Согласно пункта 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ Общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 8.5 в разделе 3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг отсутствует, имеется в виду пункт 8.5 раздела 8.
Исходя из пункта 8.5 раздела 3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 16.03.2005 г. N 05-5/пз-н, список аффилированных лиц представляется акционерными обществами в регистрирующий орган в течение 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Следовательно, за отчетный период четвертого отчетного квартала 2006 года Общество должно было представить отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг и список аффилированных лиц не позднее 15.02.2007 г., что Общество не сделало. Фактически данные документы были представлены Обществом 15 и 16 марта 2007 г.
Данный факт заявитель не оспаривает.
Согласно части 2 статьи 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Поскольку факт совершения ОАО “Находкинский морской рыбный порт“ административного правонарушения подтверждается материалами административного дела, то суд считает, что у административного органа имелись правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Вместе с тем, частично удовлетворяя требование заявителя, суд исходят из следующего:
Согласно пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного) имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридической лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В пункте 18 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительные административные правонарушения - это такие нарушения, которые не представляют большой общественной опасности и не наносят значительного ущерба интересам государства.
Оценив обстоятельства совершенного Обществом административного правонарушения, приняв во внимание тот факт, что акции ОАО “Находкинский морской рыбный порт“ на фондовом рынке и рынке ценных бумаг не обращаются и инвесторы у Общества отсутствуют, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что интересы участников рынка ценных бумаг были существенно ущемлены и имеется существенная угроза охраняемым общественным интересам, суд считает возможным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ признать совершенное Обществом административное правонарушение малозначительным и ограничиться предупреждением.
При проверке соблюдения административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности суд не нашел процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить заявление Открытого акционерного общества “Находкинский морской рыбный порт“ частично.
Признать незаконным и отменить Постановление N A/30005-F/07-11 от 04.04.2007 г. по делу об административном правонарушении, вынесенное руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном округе в отношении ОАО “Находкинский морской рыбный порт“, зарегистрированного Инспекцией ФНС России по г. Находка 08.06.2004 г. (свидетельство серии 25 N 002447548), расположенного по адресу: г. Находка, Находкинский проспект, 69, в части наложения на ОАО “Находкинский морской рыбный порт“ административного штрафа в сумме 30000 рублей.
Вынести ОАО “Находкинский морской рыбный порт“ устное предупреждение.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение вступает в силу по истечении 10 дней с момента его принятия, если не подана апелляционная жалоба.