Решения и определения судов

Постановление Арбитражного суда Приморского края от 07.03.2007 по делу N А51-10934/2006-7-211 Суд первой инстанции правомерно удовлетворил за счет казны РФ иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, так как в спорный период денежные средства на финансирование указанных льгот из федерального бюджета не выделялись.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 2007 г. по делу N А51-10934/2006-7-211

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.07 г., изготовление постановления в полном объеме отложено до 07.03.07 г. в порядке ст. 176 АПК РФ.

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение Арбитражного суда Приморского края от 15.11.2006 N А51-10934/2006-7-211

по иску МУП ЖКХ МО г. Дальнегорска

к Администрации Дальнегорского городского округа, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице, УФК по ПК

о взыскании 5 145 568 рублей 18 копеек

установил:

Муниципальное унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования г. Дальнегорска обратилось в Арбитражный суд
Приморского края с исковым заявлением к Администрации Дальнегорского городского округа, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморского края о взыскании 5 145 568 рублей 18 копеек, составляющих расходы, связанные с предоставлением в 2004 году гражданам, подпадающим под действие ФЗ “Ветеранах“, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение) по тарифу 50% от утвержденных в пределах норм потребления этих услуг на одного человека.

Решением суда от 15.11.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме: с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу МУП ЖКХ МО г. Дальнегорска взыскано 5 145 568 рублей 18 копеек убытков.

Обжалуя решение суда, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю просит его отменить, поскольку не согласно с вынесенным решением.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Представители сторон в заседание суда не явились, извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения жалобы.

Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле документам.

Решение суда проверяется в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения исходя из следующего:

Как следует из материалов дела, истцом за период с января по декабрь 2004 года предоставлены льготы гражданам на оплату 50% коммунальных услуг (водоснабжение и водоотведение) и 50% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы, подпадающим под действие Федерального закона “О ветеранах“ на общую
сумму 8 045 568 рублей 18 копеек.

Затраты компенсированы истцу частично в размере 2 900 000 рублей, в результате чего недофинансирование составило 5 145 568 рублей 18 копеек, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском.

Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что факт оказания услуг истцом, их объем и стоимость подтверждаются материалами дела, а именно: списками льготников с указанием Ф.И.О., места жительства физических лиц, стоимости услуг с учетом льготы, согласованных с начальником УСЗН Администрации муниципального образования г. Дальнегорск; актами сверки списков льготников, оформленных за период с января по декабрь 2004 года; сведениями о фактическом количестве граждан, пользующихся льготой, подписанными заведующей отдела социальной защиты населения по Дальнегорскому городскому округу; квитанциями об оплате услуг с учетом льготы.

В силу статьей 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ; казны субъекта или казны муниципального образования.

Исходя из смысла п. п. 2 п. 1 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 10 указанного Закона порядок возмещения данных расходов утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с
предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджета субъектов РФ и имеют целевое назначение.

Согласно ст. 76 Конституции РФ и ст. 9 ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ разделение полномочий РФ и ее субъектов РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, являются реализацией полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Статьей 3.1 Постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О концепции реформирования межбюджетных отношений в 1999 - 2001“ и разделом 4 Постановления Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 “О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В соответствии со ст. 130 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.

Из всего вышесказанного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданные субъекту федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.

Проанализировав имеющиеся в деле документы,
апелляционная коллегия считает правомерными выводы суда первой инстанции о том, что Администрацией Дальнегорского городского округа поступившие в бюджет муниципального образования в 2004 на реализацию вышеуказанного Закона средства перечислены предприятиям - поставщикам жилищно-коммунальных услуг в полном объеме.

Кроме того, на возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам в краевом бюджете муниципальным образованиям Приморского края в 2004 году запланировано 506 23 3 тыс. рублей, включая компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе Дальнегорскому городскому округу перечислено 14297,0 тыс. рублей. Указанные средства бюджету Приморского края из федерального бюджета не возмещены.

Доказательства нецелевого использования денежных средств в материалах дела не имеется.

Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. “О ветеранах“ субъекту РФ, а последний в связи с этим не смог надлежащим образом профинансировать Дальнегорский городской округ, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что возложение ответственности на субъект федерации либо на муниципальное образование за неисполнение федерального закона не отвечает нормам действующего законодательства.

В силу вышеизложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ответственность за причиненные убытки в соответствии со ст. 16, 125, 1069 ГК РФ, должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

Доводы заявителя апелляционной жалобы в части неправильного определения судом первой инстанции ответчика коллегия признает несостоятельными, поскольку составление проекта федерального бюджета, сводной бюджетной росписи федерального бюджета, организация исполнения бюджета, осуществление предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, открытие лицевых счетов главных распорядителей в
соответствии со ст. ст. 165 - 167, 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к компетенции Министерства финансов РФ, которое имело возможность предусмотреть дополнительные средства с учетом возможности изменения объема.

При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия считает, что при вынесении решения судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, с достаточной полнотой исследованы все материалы дела, сделаны обоснованные выводы по существу спора, оснований для отмены решения, в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика, однако, ответчик, в силу действующего Налогового кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, суд, руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение суда от 15.11.2006 по делу N А51-10934/2006-7-211 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.