Решения и определения судов

Постановление Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2007 по делу N А51-5429/06 24-146 Решение суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным предписания органа финансово-бюджетного надзора апелляционной коллегией признано правомерным, поскольку получатель бюджетных средств допустил их нецелевое использование, не приняв мер к уточнению ошибочного кода бюджетной классификации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 23 января 2007 г. Дело N А51-5429/06 24-146“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

Государственное учреждение Управление научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения Российской академии наук обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае от 25.04.2006 N 20-03-09/840 в части нецелевого использования денежных средств в сумме 586900 рублей, а также обязанности принятия мер по взысканию в доход федерального бюджета недополученной арендной платы.

Решением суда от 20.10.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: письмо Министерства финансов РФ от 01.04.2005 имеет номер 02-14-10/607, а не
02014-10/607.

Обжалуя решение суда, ГУ УНИФ ДВО РАН просит его отменить как незаконное и необоснованное. В доводах жалобы указывает, что предписание от 05.04.2006 N 20-03-09/840 нарушает законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, так как сокращение лимитов бюджетных обязательств на сумму 586900 рублей ухудшит финансовое состояние предприятия. Заявитель не согласен с доводами Росфиннадзора по Приморскому краю о нарушении требований раздела VI Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом МФ РФ от 10.12.2004 N 114н, и письма МФ РФ от 01.04.2005 N 02014-10/607, в частности, о расходах на приобретение оборудования, оплаченного 04.03.2005 и полученного по договорам от ООО “ЭССКО“ по подстатье 310 и оплаченного по подстатье 225. Заявитель указывает, что эти действия были произведены в соответствии с требованиями бухгалтерского учета N 107н от 30.12.1999, а что касается Инструкции по бюджетному учету N 70н нового плана счетов, то ГУ УНИФ ДВО РАН по ним стало работать с 01.07.2005 согласно письму Минфина РФ от 01.04.2005 N 02-14-10/607.

В отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росфиннадзора в Приморском крае решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение суда не подлежит отмене в силу следующего.

Материалами дела установлено, что Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае с 01.02.2006 по 31.03.2006 проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности Государственного учреждения - Управления научно-исследовательского флота ДВО РАН за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, а также проверка взаиморасчетов с ООО “Строймеханика“ за 2004, 2005
гг., в результате которой установлен ряд нарушений действующего законодательства.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 163 Бюджетного кодекса РФ пункт 23 отсутствует, имеется в виду пункт 2 данной статьи.

Так, в нарушение статей 38, 161, 163 (пункт 23) Бюджетного кодекса РФ и раздела VI Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом МФ РФ от 10.12.2004 N 14н, УНИФ ДВО РАН в проверяемом периоде произведено расходование средств федерального бюджета в общей сумме 586900 рублей на цели, не соответствующие условиям их получения, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

ГУ Управление научно-исследовательского флота Дальневосточного отделения Российской академии наук, не согласившись с вынесенным в отношении него предписанием в части нецелевого использования денежных средств в сумме 586900 рублей, а также обязанности принятия мер по взысканию в доход федерального бюджета недополученной арендной платы, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обоснованны и правомерны выводы Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае о нецелевом расходовании учреждением в проверяемом периоде средств федерального бюджета в общей сумме 586900 руб.

Судебная коллегия апелляционной инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ, оценив относимость и допустимость, достоверность каждого представленного по настоящему делу доказательства в отдельности и взаимную связь доказательств в их совокупности, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующих обстоятельств.

Территориальное управление Росфиннадзора в Приморском крае осуществляет в соответствии с п. 5.1.1 Положения о территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного
надзора, утвержденного Приказом Минфина от 11.07.2005 N 98н, контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае в целях реализации полномочий направляет в проверяемые организации обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений, осуществляет контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере (пункты 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 11.07.2005 N 89н.)

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.08.1996 N 15-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ разработаны Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н и установлены правила применения бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации издаются Министерством финансов Российской Федерации (статья 11 ФЗ “О бюджетной классификации РФ“ от 15.08.1996 N 115-ФЗ).

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

ГУ УНИФ ДВО РАН является структурным подразделением Российской академии наук, финансирование которой и ее региональных отделений и отраслевых академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 163 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств обязаны: своевременно подавать бюджетные заявки и иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, своевременно и в полном объеме
возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Как следует из материалов дела, нецелевое использование бюджетных средств УНИФ ДВО РАН в размере 586900 рублей выразилось в том, что денежные средства федерального бюджета, поступившие в УНИФ ДВО РАН согласно смете расходов по коду экономической классификации по подстатье 225 “Услуги по содержанию имущества“ были использованы на работы по установке приобретенного оборудования, тогда как следовало использовать денежные средства с кода экономической классификации со статьи 310 “Увеличение стоимости основных средств“, что не соответствует утвержденной смете расходов и является нецелевым использованием.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1997 N 1082 “О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета“ средства федерального бюджета, закрепленные за их главными распорядителями, доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств на основании реестров на финансирование.

Согласно пункту 3 Приказа Министерства финансов Российской федерации от 17.02.1995 N 111 “О порядке перечисления бюджетных средств для осуществления финансирования расходов и мероприятий федерального бюджета“ финансирование расходов и мероприятий федерального бюджета, при оформлении финансирования из федерального бюджета в платежных поручениях, а также реестрах, направляемых в управление федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, в графе “назначение
платежа“ указывается раздел, подраздел, целевая статья, вид расхода, код экономической классификации бюджетной классификации Российской Федерации.

В соответствии со статьей 112 ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“ от 23.12.2004 N 173-ФЗ заключение и оплата федеральными учреждениями и федеральными государственными органами договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производится в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов федерального бюджета и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

В соответствии с пунктом 9 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 N 107н, учреждения расходуют бюджетные средства, полученные за счет внебюджетные источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств.

Пунктом 32 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 N 1076 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2005 год“ установлено, что федеральные учреждения и федеральные государственные органы при осуществлении (с учетом необходимости исполнения не оплаченных на начало года обязательств) закупок, начисления установленных денежных выплат, заключении договоров о поставке продукции работ, услуг и принятии иных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2005 году, исходят из лимитов бюджетных обязательств на 2005 год, утвержденных им в установленном порядке в соответствии со структурой функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Суд первой инстанции правомерно, со ссылкой на Инструкцию по бухгалтерскому учету в бухгалтерских учреждениях N 107н от 30.12.1999, Указания о порядке
применения бюджетной классификации РФ от 10.12.2004 N 114н, пришел к выводу о том, что порядок применения бюджетной классификации должен производиться в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом от 10.12.2004 N 114н, вступившим в силу с 01.01.2005.

Коллегия апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что расходы на приобретение оборудования и его установку, предусмотренные предметом договора, ГУ УНИФ ДВО РАН обязан был производить согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ от 10.12.2004 N 114н, которые вступили в силу с 01.01.2005, по КЭК статье 310 экономической классификации расходов бюджетов РФ.

Сумма в размере 135870 рублей в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом МФ РФ от 10.120.2004 N 114н, выплачена по КЭК подстатье 226 “Прочие услуги“, вместе с тем, следовало выплатить с КЭК подстатьи 225 “Услуги на содержание имущества“. На данную подстатью относятся расходы на учреждения по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов.

При этом суд обоснованно отклонил доводы учреждения о том, что последнее предприняло все зависящие от него меры по взысканию задолженности, сославшись при этом на то обстоятельство, что на момент проведения ревизии решения арбитражного суда, в соответствии с которыми определено взыскать в пользу ГУ УНИФ ДВО РАН 261450 рублей и 12000 долларов США, не исполнены, кроме того, заявителем не предприняты меры по взысканию задолженности с других арендаторов.

Утверждение истца о том, что казначейство принимало к оплате затраты по старым требованиям, то есть по подстатье 226 “Прочие услуги“, несостоятельно, так как в 2004 году действовал приказ Минфина РФ от 11.12.2002 N
127н “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“, и по “старым требованиям“ данная подстатья КЭК имела номер 111040 и называлась “Прочие текущие расходы“, является необоснованным. Как верно отмечено судом первой инстанции, с 01.01.2005 действовал приказ Минфина РФ от 10.12.2004 N 114н “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“, которым и была введена трехзначная нумерация статей и подстатей экономической классификации расходов. УНИФ ДВО РАН при обнаружении в начале 2005 года, после опубликования письма МФ РФ от 01.04.2005 N 02-14-10/607, в платежном документе ошибочного кода бюджетной классификации РФ необходимо было согласно п. 75 Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства МФ РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.12.2002 N 142н, подать в казначейство уведомление об уточнении кода бюджетной классификации, предотвратив тем самым использование бюджетных средств.

Ссылка заявителя жалобы на то, что предписание от 05.04.2006 N 20-03-09/840 и акт от 21.03.2006 нарушают законные интересы истца в сфере экономической деятельности, так как сокращение лимитов бюджетных обязательств на сумму 586900 рублей ухудшит финансовое состояние предприятия, является несостоятельной, поскольку замечание территориального управления носит рекомендательный характер для совершения последующих действий и не может служить основанием к сокращению лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными при условии, если установит, что оспариваемый акт, решение, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что выводы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае о нецелевом расходовании ГУ УНИФ ДВО РАН в проверяемом периоде средств федерального бюджета в общей сумме 586900 руб., пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания в этой части недействительным предписания от 25.04.2006 N 20-03-09/840.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 272 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20.10.2006 по делу N А51-5429/06 24-146 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.