Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.01.2007 по делу N А51-12926/2005-7-255 Поскольку судом установлен факт отсутствия перечислений в бюджет субъекта федерации на реализацию льгот по федеральному законодательству, суд удовлетворил заявленное требование о взыскании суммы убытков с казны Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 января 2007 г. по делу N А51-12926/2005-7-255

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 23 января 2007 года.

Арбитражный суд

Приморского края

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “РЖД“

к УСЗН МО Октябрьского района, Администрации Октябрьского муниципального района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по ПК,

о взыскании 6 139 рублей 03 копеек,

установил:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 18.10.1991 “О реабилитации жертв политических репрессий“ имеет номер 1761-1, а не 1761-1-ФЗ.

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ обратилось в суд с иском о взыскании с УСЗН МО Октябрьского района, 8 025 рублей 59 копеек, составляющих расходы по предоставлению в период с июля 2004 по декабрь 2004, включительно, льгот по оплате коммунальных услуг (электроэнергия) в соответствии с договором о возмещении расходов от 05.01.2004 N 8, а также Федеральными законами “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5-ФЗ, “О реабилитации жертв политических репрессий“ от 18.10.1991 N 1761-1-ФЗ.

По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Администрация Октябрьского муниципального района, Департамент финансов Администрации Приморского края, Администрация Приморского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по ПК.


В ходе судебного разбирательства истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился с ходатайством об уточнении цены иска и уменьшении размера заявленных требований до 6 139,03 рублей (в т.ч: 6066,79 рублей - задолженности, числящейся за 2004 по ФЗ “О ветеранах“ и 72,24 руб. - по ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“). Данное ходатайство судом удовлетворено.

В судебном заседании 18.12.2006 судом в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 12-00 час. 25.12.2006, по окончании которого заседание суда объявлено продолженным. Истец, настаивая на удовлетворении требований в уточненном размере, за счет Министерства финансов РФ, указал на фактическую компенсацию расходов ОАО “РЖД“ по предоставлению льгот названной категории граждан не в полном объеме.

Администрация Октябрьского района МО, возражая против требований истца, сослалась на образование задолженности из-за не поступления средств из федерального бюджета в бюджет муниципального образования в объеме необходимых расходов, поскольку согласно ст. 38 Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, ст. 42 Закона Приморского края “О местном самоуправлении в Приморском крае“, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. В материалы дела представила распоряжение Главы МО Октябрьский район о распределении денежных средств, поступивших на возмещение льгот по оплате ЖКУ из краевого бюджета в виде субвенций, носящих целевой характер.

В отношении привлеченного истцом в качестве ответчика по данному делу Управления социальной защиты населения МО Октябрьский район, администрацией представлено постановление Главы Октябрьского района от 14.11.2005 N 713, в соответствии с которым УСЗН переименовано в отдел социальных программ Администрации Октябрьского района с 15.11.2005 года, являющейся, согласно Положению, структурным подразделением Администрации района.

Администрация Приморского края и Департамент финансов Администрации Приморского края иск не признали, считая себя ненадлежащими ответчиками, ссылаясь при этом на ФЗ “О ветеранах“, ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, что в 2004 году на реализацию ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ из Федерального фонда выделено 21 777 рублей компенсаций, которые в полном объеме были распределены между муниципальными образованиями ПК, в том числе МО Октябрьский район на компенсацию льгот реабилитированным было перечислено 232 тыс. рублей. На реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ “О ветеранах“ денежных средств из федерального бюджета в 2004 году не выделялось, финансирование расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот осуществлялось в соответствии с Законом ПК от 29.12.2003 года N 91-КЗ “О краевом бюджете на 2004 год“, в порядке передачи муниципальным образованиям края субвенций в размере 376 487 тыс. рублей, в частности МО Октябрьский район на компенсацию названных льгот выделено 4 769 тыс. рублей, из них 3 626 тыс. рублей - на оплату услуг ЖКХ.

Представитель УФК по ПК представил письменный отзыв на иск, согласно которому заявленные требования считает бездоказательными, не подтвержденными документально и просит в удовлетворении иска отказать. При этом ответчик полагает, что согласно пункту 2 части 1 статьи 10 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ в материально-правовом отношении - обязательстве по возмещению расходов энергоснабжающей организации на предоставление льгот ветеранам состоит субъект РФ, а не Министерство финансов РФ, тогда как целевое финансирование расходов по реализации гражданами права на льготную оплату коммунальных услуг осуществляется по факту наличия у субъекта РФ соответствующих расходов путем взаиморасчетов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В порядке межбюджетных отношений из средств Фонда компенсаций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2004 году Приморскому краю выделены субвенции на сумму 368 303 тыс. рублей.

Заслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее:

05 января 2004 года между ОАО “ДВЖД“, именуемым исполнителем, и Администрацией Муниципального Образования Октябрьский район, именуемой заказчиком, заключен договор о компенсации расходов N 8, в соответствии с предметом которого администрация, приняла на себя обязательство по возмещению расходов на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ (в ред. от 02.01.2000 г.) и ФЗ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. 09.02.2003) “О реабилитации жертв политических репрессий“ в пределах средств, полученных из Фонда компенсаций, и из краевого бюджета. Срок действия договора определен сторонами с 01.01.2004 по 31.12.2004.

ОАО “РЖД“ в лице филиала ДВЖД, осуществляя в период с июля 2004 по декабрь 2004 электроснабжение за счет собственных средств, предоставляло в соответствии с принятыми по договору обязательствами льготу по оплате электроэнергии жителям муниципального образования Октябрьский район, подпадающим под действие указанных Законов, в результате чего понесло расходы, которые Администрацией были компенсированы не в полном объеме. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО “РЖД“ в арбитражный суд с настоящим иском.

Проверив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в сумме 6 139, 03 рублей, по следующим основаниям.


В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств не допускаются.

Исходя из содержания ст. ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Согласно п. 2 ст. 10 данного Закона порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение.

Согласно пункту “ж“ статьи 16 ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ реабилитированные лица и совместно с ними проживающие члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 17 указанного Закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством РФ.

В силу пункта 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Однако, механизм возмещения организациям расходов, связанных с предоставление льгот, вышеуказанным постановлением Правительства не определен.

Согласно ст. 76 Конституции РФ и ст. 9 ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ разделение полномочий РФ и ее субъектов РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, являются реализацией полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Статьей 3.1 Постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001“ и разделом 4 Постановления Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 “О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005“ предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления“ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В соответствии со ст. 130 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.

В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Как установлено судом, в 2004 году средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ “О ветеранах“, из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались как не предусмотренные ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“.

Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2004 год“ на финансирование льгот по ФЗ “О ветеранах“ в бюджете Приморского края на 2004 год запланировано 376 487 тыс. руб., из которых МО Октябрьский район передано 4 769 тыс. руб. (в том числе 3 626 тыс. рублей - на оплату услуг ЖКХ).

Согласно статье 20 Закона ПК “О краевом бюджете на 2004 год“ от 29.12.2003 N 91-КЗ в составе расходов краевого бюджета были предусмотрены средства Фонда компенсаций, выделяемые из федерального бюджета на реализацию ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“, в сумме 21 777 тысяч рублей.

Фактически из средств Фонда компенсаций на реализацию данного Закона в 2004 году Приморскому краю выделено 21 777 тысяч рублей (Приложение N 1 к Закону Приморского края “Об исполнении краевого бюджета за 2004 год“), в том числе 232 тысяч рублей для МО Октябрьский район.

Все денежные средства в полном объеме израсходованы администрацией МО Октябрьский район по целевому назначению путем перечисления средств поставщикам соответствующих услуг, что подтверждается имеющимися в деле распоряжениями главы МО Октябрьский район “О субвенциях на реализацию ФЗ “О ветеранах“, платежными поручениями. Однако, объем переданных средств не покрыл полностью расходы предприятий - поставщиков коммунальных услуг на предоставление льгот гражданам в соответствии с Федеральными законами “О ветеранах“, “О реабилитации жертв политических репрессий“. Доказательств нецелевого использования денежных средств в материалах дела не имеется.

С учетом того, что объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребности в средствах на компенсацию расходов истца, предоставившим вышеперечисленным категориям граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также, поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральными законами “О ветеранах“, “О реабилитации жертв политических репрессий“, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2004 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы должны быть взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст. ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.

Факт предоставления истцом льгот на сумму 6 139, 03 руб. в период с июля 2004 по декабрь 2004 года подтвержден списками лиц, которым предъявлены льготы, актами сверок, составленными УСЗН администрации, отчетами о сумме представленных льгот, счетами-фактурами, а также лицевыми счетами, предоставленными истцом выборочно за спорный период.

Возражения Администрации МО Октябрьский район об отсутствии задолженности перед истцом в связи с оплатой предъявленных им счетов-фактур не подтверждены документально и не приняты судом во внимание.

Поскольку истец уплатил государственную пошлину, и его исковые требования заявлены правомерно, последняя подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии со статьей 110 АПК РФ, однако в силу нормы действующего законодательства взыскание государственной пошлины с Министерства финансов Российской Федерации не производится.

Руководствуясь ст. ст. 110, 111, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ 6 139 (шесть тысяч сто тридцать девять) рублей 03 копейки убытков.

Департамент финансов Администрации Приморского края, Администрацию Приморского края, Администрацию муниципального образования Октябрьский район, от ответственности освободить.

В отношении Управления социальной защиты населения Администрации МО Октябрьский район производство по делу прекратить.

Возвратить из Федерального бюджета ОАО “РЖД“ госпошлину уплаченную в размере 500 рублей по платежному поручению от 10.08.2005 N 55689. Выдать справку на возврат госпошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.