Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.12.2006 по делу N А51-15142/06-29-507 Заявленное требование о привлечении к административной ответственности за нарушение обязательных требований государственных стандартов отклонено, так как продукция ответчика находилась на хранении и не предлагалась к реализации, в действиях ответчика отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 декабря 2006 г. по делу N А51-15142/06-29-507

(извлечение)

Резолютивная часть решения от 12.12.2006.

Полный текст решения изготовлен 13.12.2006.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев 12.12.2006 в судебном заседании заявление и материалы административного дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ

поступившие

от УМБППР и ИАЗ УВД Приморского края

в отношении общества с ограниченной ответственностью “Сквид“

о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного наказания УВД Приморского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Сквид“ (далее - ООО “Сквид, Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленное требование, указав, что Обществом в рефрижераторном контейнере осуществлялось хранение рыбы вяленой, расфасованной в картонные коробки без маркировки на русском языке, что является нарушением требований ГОСТ Р51074-2003 “Продукты пищевые информация для потребителя общие требования“.


Представитель Общества в судебном заседании заявление отклонил, указав как на отсутствие состава, так и события административного правонарушения, поскольку вяленая рыба находилась не в потребительской, а в транспортной упаковке. Пояснил, что Обществу “Сквид“ выданы санитарно-эпидемиологические заключения на производство рыбы вяленой и рыбы солено-сушеной (мелкой). При этом в процессе производства Общество осуществляет переупаковку рыбы из транспортной в потребительскую тару, соответствующую ГОСТам (образцы тары приобщены к материалам дела).

Из материалов дела судом установлено, что ООО “Сквид“ зарегистрировано в качестве юридического лица 05.04.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 01768653 и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022501910540.

20.11.2006 инспекторами Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного наказания УВД Приморского края, была проведена проверка складских помещений ООО “Сквид“, расположенных по ул. Заречной, 54 в г. Владивостоке.

В ходе проверки было установлено, что в помещениях склада находится рефрижераторный контейнер N 2/20, в котором осуществляется хранение рыбы вяленой, расфасованной в картонные коробки (464 коробки весом 10 кг каждая) без маркировки на русском языке.

Посчитав, что указанное является нарушением требований ГОСТ Р51074-2003, старший инспектор УМБППР и ИАЗ УВД Приморского края С. в 21.11.2006 составил в отношении ООО “Сквид“ протокол об административном правонарушении N 791461, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Вяленая рыба в порядке статьи 27.14 КоАП РФ была арестована по протоколу ареста от 20.11.2006.

В соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ заявление и материалы дела об административном правонарушении были переданы в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требования заявителя в силу следующего.

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, выражается в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонении от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

Данная норма права является бланкетной, требующей обращения к положениям обязательных для применения государственных стандартов.


Протокол об административном правонарушении составлен в связи с нарушением ООО “Сквид“ требований ГОСТ Р 51074-2003.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правила их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, как указано в разделе 1 ГОСТ Р51074-2003, он распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителей.

В соответствии с пунктами раздела 3 данного стандарта изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений из рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листке-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов. Пунктом 4.13 установлен перечень информации конкретно по группе плодоовощных продуктов и картофеля.

В разделе 2 указанного стандарта определено, что в нем применяются термины с соответствующими определениями, в том числе:

под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий, использующий пищевые продукты исключительно для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;

под изготовителем понимается организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие пищевые продукты для реализации потребителям;

под продавцом понимается организация, индивидуальный предприниматель, реализующие пищевые продукты потребителям по договору купли-продажи.

Понятия потребительской тары, этикетки, ярлыка должны определяться в соответствии с ГОСТ 17527-2003. Транспортная тара - тара, предназначенная для упаковывания, и транспортирования продукции, образующая самостоятельную транспортную единицу. Коробки с вяленой рыбой, прибывшие в адрес ООО “Сквид“ от иностранного поставщика, потребительской тарой не являются.

Таким образом, ГОСТ Р 51074-2003 не распространяет свое действие на продукцию, находящуюся на хранении и не предлагаемую к реализации.

Заявитель не привел доказательств того, что ответчик приступил к реализации продукции в транспортной упаковке. Спорная продукция ни оптовым покупателям, ни потребителям к реализации не предлагалась, обратное заявитель не доказал. Договор купли-продажи рыбы вяленой, не предлагаемой к реализации, для оптового продавца не является публичным договором, а потому обращение к нему какого бы то ни было лица с предложением заключить договор купли-продажи не является для него обязательным (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Более того, в судебном заседании Управление МБППР подтвердило довод Общества о том, что продукция до ее реализации потребителю перефасовывается в потребительскую тару (упаковку). Образцы такой упаковки Обществом представлены и приобщены к материалам дела.

Ссылок на какие-либо иные обязательные требования стандартов, за исключением указанных в протоколе об административном правонарушении, административный орган не привел и не устанавливал факт их нарушения ответчиком при хранении продукции.

В силу ч. 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах в действиях ООО “Сквид“ отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного как частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, вследствие чего согласно п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ Общество не подлежит привлечению к административной ответственности.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 1 в части 3 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует, имеется в виду пункт 1 части 3 статьи 29.10.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 29.11 КоАП РФ арестованная у ответчика по протоколу ареста от 20.11.2006 продукция подлежит возвращению законному владельцу - ООО “Сквид“.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать Управлению милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного наказания УВД Приморского края в удовлетворении требования о привлечении ООО “Сквид“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.