Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2006, 05.12.2006 по делу N А51-14375/06 29-470 Постановление о назначении административного наказания за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований признано незаконным и отменено, так как протокол об административном правонарушении составлен с нарушением норм статьи 28.2 КоАП РФ и не может служить основанием для привлечения истца к ответственности.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
7 декабря 2006 г. Дело N А51-14375/06 29-470полный текст решения изготовлен5 декабря 2006 г.резолютивная часть решения объявлена
(извлечение)
Арбитражный суд Приморского края установил:
Администрация Хасанского муниципального района Приморского края обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 14.08.2006 N 2389, вынесенного руководителем Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю.
Срок на обжалование восстановлен в судебном заседании 05.12.2006.
В обоснование заявленных требований администрация Хасанского муниципального района указала на неполное выяснение всех обстоятельств дела, недоказанность вины администрации во вменяемом ей нарушении.
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю с требованиями заявителя не согласилась, полагая, что материалами дела об административном правонарушении факт нарушения и вина администрации доказаны, о дне рассмотрения дела лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежаще уведомлено, однако не пожелало воспользоваться правом на участие в рассмотрении дела.
Из материалов дела следует, что 07.07.2006 сотрудниками Роспотребнадзора с участием помощника прокурора Хасанского района проведена проверка объекта - свалки твердых бытовых отходов Хасанского района на предмет соблюдения законодательства о защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.
По результатам проверки 07.07.2006 был составлен акт N 2298 и в тот же день составлен протокол об административном правонарушении в отношении администрации Хасанского муниципального района, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
14.08.2006 руководителем Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении администрации Хасанского муниципального района и принято постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 10000 рублей в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность оспариваемого постановления в полном объеме в порядке ч. 7 ст. 210 АПК РФ, суд признает постановление о назначении административного наказания незаконным и отменяет его в силу следующего.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол и в нем указываются место, время совершения и событие административного правонарушения. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Эти требования относятся не только к форме, но и содержанию протокола, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав привлекаемого к ответственности лица.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
В материалах дела об административном правонарушении, исследованных в ходе судебного разбирательства, отсутствуют доказательства уведомления лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Администрация утверждает, что такого уведомления в ее адрес не поступало, Теруправление обратного не доказало. Протокол составлен в отсутствие указанного лица и после составления сдан в приемную администрации района (входящий N 3351 от 07.07.2006).
При таких обстоятельствах привлекаемое к ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте составления протокола. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ и, следовательно, не может служить основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.
Составление протокола без уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, и без его участия является грубым нарушением обязательной процедуры административного судопроизводства.
Кроме того, с распоряжением о проведении проверки ознакомлен ведущий специалист сектора экологического надзора П., который не был уполномочен администрацией Хасанского муниципального района на участие в проводимой 07.07.2006 проверке.
Выявленные в ходе настоящего судебного разбирательства процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В соответствии со ст. 211 АПК РФ в случае, если суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
От уплаты госпошлины стороны освобождены в силу ст. 208 АПК РФ. Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 14.08.2006 N 2389, вынесенное руководителем Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.