Решения и определения судов

Постановление Арбитражного суда Приморского края от 31.01.2006 по делу N А51-4819/05 13-106 Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, так как отсутствуют доказательства передачи из федерального бюджета достаточных материальных ресурсов субъекту федерации на финансирование льгот гражданам.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 31 января 2006 г. Дело N А51-4819/05 13-106“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: следует читать “услуг водоснабжения и водоотведения“, а не “услуг связи“.

КГУП “Приморский водоканал“ обратилось с иском к администрации МО г. Владивосток, Департаменту финансов Администрации Приморского края и Министерству финансов в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 11643 руб. 83 коп. расходов, связанных с предоставлением в период с августа по декабрь 2004 года льгот по оплате услуг связи, предусмотренных Законом РФ “О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы“.

Решением суда от
01.12.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Письмо Министерства финансов N 112 издано 05.10.1993, а не 05.10.1992.

Обжалуя решение суда, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права. В апелляционной жалобе указывает, что статьей 7 ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, Постановлением Правительства РФ N 382 от 03.04.1997, письмом Министерства финансов N 112 от 05.10.1992 прямо предусмотрен источник финансирования расходов на предоставление льгот - бюджет субъекта федерации, а также порядок последующей компенсации затрат из федерального бюджета.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что истец не доказал наличие убытков, как этого требуют ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.

Департамент финансов Администрация Приморского края считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, необоснованными, просит оставить решение суда без изменения.

КГУП “Приморский водоканал“, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю и администрация МО г. Владивосток, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

КГУП “Приморский водоканал“ и Департамент финансов Администрации Приморского края предоставили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которой считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.

Решение суда проверяется в порядке ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, КГУП “Приморский водоканал“, предоставляя услуги водоснабжения и водоотведения, в период с августа 2004 года по декабрь 2004 года за счет
собственных средств предоставляло в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ льготу в виде освобождения от оплаты жилищно-коммунальных услуг жителям г. Владивостока, подпадающим, как и нетрудоспособные члены его семьи, под действие вышеуказанного Закона, в результате чего понесло расходы, которые до настоящего времени не компенсированы. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения КГУП “Приморский водоканал“ с настоящим иском.

Проверив материалы дела, правильность применения судом норм материального и процессуального права, выслушав доводы сторон, коллегия считает решение суда законным и обоснованным исходя из следующего.

Не компенсированные из бюджетов различного уровня расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют их убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправными действиями либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования (ст. ст. 16, 1069 Кодекса).

Согласно ст. 7 ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ от 09.01.1997 N 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией данного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ N 382 от 03.04.1997 поручение о разработке такого порядка дано Министерству финансов РФ.

Письмом Министерства финансов РФ N 42н от 23.05.1997 “О порядке компенсации расходов, связанных с исполнением Закона РФ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам орденов Трудовой Славы“ предусмотрено, что во исполнение
указанного Закона и Постановления Правительства РФ N 382 распространено действие Письма Минфина РФ N 112 от 05.10.1993 в части порядка возмещения расходов, связанных с исполнением Закона 5-ФЗ от 09.01.1997, и, кроме того, также предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах, предусмотренных на это в федеральном бюджете на соответствующий год.

Такой же порядок финансирования рассматриваемого Закона N ФЗ-5 от 09.01.1997 за счет средств бюджетов субъектов с последующей компенсацией затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели, установлен и в Постановлении Правительства РФ от 22.05.2002 N 333.

В соответствии с ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ финансирование текущих расходов по реализации ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ осуществляется из Фонда компенсаций.

В 2004 году из Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ и Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ Приморскому краю было перечислено 785940 руб., из них МО г. Владивосток выделено 356000 руб., которые в полном объеме израсходованы.

Исходя из ст. ст. 72, 76 Конституции РФ и ст. 9 ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной
защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее решение.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ принят 24.06.1999, а не 24.01.1999.

Согласно ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.01.1999 N 119-ФЗ обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Из изложенного следует, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов должно осуществляться путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Более того, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений РФ в 1999 - 2001 годах“, а также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“ ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Данные положения нашли отражение в Бюджетном кодексе РФ, согласно ст. 84 которого исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц
этих органов, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Исходя из положений ст. ст. 165 - 167, 171 Бюджетного кодекса РФ составление проекта федерального бюджета, сводной бюджетной росписи федерального бюджета, организация его исполнения, а также осуществление предварительного и текущего контроля за исполнением относится к компетенции Министерства финансов РФ.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В связи с изложенным при отсутствии доказательств передачи из федерального бюджета достаточных материальных ресурсов Приморскому краю на финансирование реализации ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, полном распределении полученных субъектом денежных средств из Фонда компенсаций муниципальным образованиям Приморского края и отсутствии доказательств их нецелевого использования судом первой инстанции на основании ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ сделан обоснованный вывод, что сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации, и надлежащим ответчиком правомерно признано Министерство финансов РФ.

Материалами дела, в частности, отчетами о сумме предоставленных льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги в спорный период, справками о суммах льгот, предоставленных истцом в спорный период, актами сверки взаимных расчетов, подписанными представителями истца и администрацией МО г. Владивосток, списками граждан, пользующихся льготой согласно федеральным законам в спорный период, квитанциями об оплате услуг подтверждается несение истцом расходов по предоставлению льготы по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению по ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ в сумме 11643
руб. 83 коп.

При таких обстоятельствах коллегия считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы заявителей апелляционных жалоб не нашли своего объективного подтверждения. Нарушений, влекущих отмену судебного акта (ст. 270 АПК РФ), из материалов дела не усматривается, в силу чего оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.12.2005 по делу N А51-4819/05 13-106 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Приморского края.