Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.12.2005, 30.11.2005 по делу N А51-4819/2005 13-106 Исковые требования о взыскании суммы расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по водоснабжению и водоотведению, удовлетворены за счет казны Российской Федерации, поскольку Министерство финансов не обеспечило субъект федерации финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных истцом расходов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

1 декабря 2005 г. Дело N А51-4819/2005 13-106изготовлено решение в полном объеме30 ноября 2005 г.резолютивная часть решения объявлена“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

КГУП “Приморский водоканал“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации МО г. Владивосток, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 11643 руб. 83 коп., составляющих расходы за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению потребителям г. Владивостока по льготе согласно ФЗ РФ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, “О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и
полных кавалеров ордена Славы“ за период с августа по декабрь 2004 года.

Истец в заседании суда заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Администрация г. Владивостока исковые требования не признала, так как указанные льготники финансируются из средств федерального бюджета.

Департамент финансов Администрации Приморского края исковые требования не признал, так как все выделенные средства перечислены муниципальным образованиям, вины ответчика в образовавшейся задолженности нет.

Министерство финансов РФ в лице УФК по ПК исковые требования не признало, так как средства должны быть выделены из средств федерального бюджета.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: один и тот же абзац повторяется дважды.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Как установлено материалами дела, истец при оказании услуг по водоснабжению и водоотведению населению г. Владивостока предоставил льготы в августе - декабре 2004 года по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению лицам, подпадающим под действие ФЗ РФ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, “О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы“, на общую сумму 11643 руб. 83 коп., которая ответчиком не оплачена, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов.

Факт оказания услуг, их объем и стоимость подтверждены материалами дела, а именно: отчетами о сумме предоставленных льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги в спорный период; справками о суммах льгот, предоставленных истцом в спорный период; актами сверки
взаимных расчетов по состоянию на 01.01.05, 01.07.05, подписанными представителями истца и администрации МО г. Владивосток; списками граждан, пользующихся льготой согласно федеральным законам в спорный период; квитанциями об оплате услуг по льготе.

Согласно подпункту “ж“ пункта 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.02 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ РФ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, “О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы“, в соответствии с которыми расходы, связанные с реализацией законов, финансируются за счет средств бюджетов РФ и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.

Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Министерство финансов РФ утвердило и ввело в действие с 01.10.02 форму отчетности по финансированию расходов, связанных с реализацией Законов РФ о героях и полных кавалерах, по которой органы местного самоуправления отчитываются о фактически произведенных затратах на реализацию указанных Законов, а финансовые органы субъектов РФ составляют сводные формы отчетности и представляют их в Министерство финансов для компенсации.

Обеспечение осуществления отдельных видов государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в силу ст. 84 Бюджетного кодекса РФ относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.

В соответствии со ст. 130 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые для осуществления государственных полномочий РФ, не относящихся к предмету
ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов по каждому виду расходов. Следовательно, средства на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта федерации целевым назначением в полном объеме.

Исходя из изложенного суд считает, что расходы, связанные с предоставлением субъектом Российской Федерации льгот на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению по ФЗ РФ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, “О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы“, должны возмещаться истцу за счет средств федерального бюджета.

Согласно Приложению N 1 к распределению средств на реализацию указанных Федеральных законов в 2004 году муниципальным образованиям края направлено 786 тыс. руб., в том числе Владивостоку - 356 тыс. руб.

В данном случае Приморский край как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ РФ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, “О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы“, влекущего дополнительные расходы бюджета, предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию ФЗ, но в пределах своих финансовых возможностей.

Однако объем передаваемых средств не покрыл расходы истца на предоставление льготы, предусмотренной ФЗ РФ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, “О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы“.

Таким образом, субъект РФ - Приморский край и муниципальное образование не были обеспечены финансовыми средствами
для возмещения понесенных истцом и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ РФ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, “О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы“, в полном объеме.

Составление проекта федерального бюджета, сводной бюджетной росписи федерального бюджета, организация исполнения федерального бюджета, осуществление предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, открытие лицевых счетов главных распорядителей, бюджетных учреждений в соответствии со ст. ст. 165 - 167, 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ относится к компетенции Министерства финансов РФ.

Поскольку Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных истцом расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ РФ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, “О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы“, и не учло при формировании федеральных бюджетов на 2004 год отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением указанных льгот, что подтверждается материалами дела, то взыскиваемая КГУП “Приморский водоканал“ задолженность в сумме 11643 рубля 83 копейки в соответствии с изложенным, а также в силу части 3 статьи 125 ГК РФ, подлежит взысканию с Министерства финансов РФ за счет казны РФ.

Администрацию МО г. Владивосток, Департамент финансов Администрации Приморского края от ответственности по данному делу освободить.

Поскольку истцу при подаче искового заявления предоставлялась отсрочка от уплаты государственной пошлины до дня вынесения судебного акта, а ответчик освобожден
от уплаты последней в соответствии с нормами действующего законодательства, государственная пошлина не подлежит взысканию ни с истца, ни с ответчика на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу краевого государственного унитарного предприятия “Приморский водоканал“ 11643 (Одиннадцать тысяч шестьсот сорок три) рубля 83 копейки основного долга.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Администрацию МО г. Владивосток, Департамент финансов Администрации Приморского края от ответственности по данному делу освободить.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.