Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.11.2005, 25.11.2005 по делу N А51-14857/2005 13-276 Иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан, удовлетворен за счет казны Российской Федерации, поскольку в спорный период денежные средства на реализацию указанных льгот в бюджет субъекта федерации не поступали.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное решение принято по делу N А51-14857/2005 13-276, а не по делу N А51-1485/2005 13-276.

29 ноября 2005 г. Дело N А51-1485/2005 13-276изготовлено решение в полном объеме25 ноября 2005 г.резолютивная часть решения объявлена“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

ОАО “Приморавтотранс“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Департаменту социальной защиты Администрации Приморского края о взыскании 3915185 руб., составляющих задолженность по предоставленным льготам в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ за период октябрь - декабрь 2002 года.

К участию в деле в качестве ответчиков 12 октября 2005 года судом привлечены Департамент финансов Администрации
Приморского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.

Истец в заседании суда заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Департамент социальной защиты Администрации Приморского края исковые требования не признал, так как является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не имеет собственных счетов, все средства проходят через Администрацию Приморского края. В 2002 году ветераны пользовались льготами. По договору с истцом Департамент социальной защиты Администрации Приморского края обязался выплачивать истцу суммы в пределах выделенных средств.

На вопрос суда представитель Департамента социальной защиты Администрации Приморского края пояснил, что отчеты со счетами-фактурами получались ответчиком, первичные документы изучены, что подтверждается актом сверки от 16.11.05.

Департамент финансов Администрации Приморского края исковые требования не признал, так как не состоит с истцом в договорных правоотношениях. Из федерального бюджета средств не поступало. Из средств краевого бюджета перечислена Департаменту социальной защиты сумма 37166 тыс. руб. Эта сумма не подразделялась по видам льгот. За 2002 год за период до 10.10.02 срок исковой давности в отношении Департамента финансов Администрации Приморского края истек.

Министерство финансов РФ в лице УФК по ПК исковые требования не признает, считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, расходы возмещаются за счет средств субъекта РФ. Истец не представлял первичные документы, подтверждающие количество перевезенных лиц. Истец пропустил срок исковой давности с 10.10.02 в отношении Министерства финансов РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

4 января 2002 года между Управлением социальной защиты населения Администрации Приморского края и ОАО “Приморавтотранс“ заключен договор N 7 на возмещение расходов по перевозке ветеранов на автомобильном транспорте общего пользования внутрикраевых междугородных маршрутов.

Срок действия договора установлен сторонами
в п. 4.1 с 01.01.02 по 31.12.02 с условием дальнейшей пролонгации.

В соответствии с п. 1.1 договора от 04.01.02 ОАО “Приморавтотранс“ обязуется осуществить перевозку ветеранов с предоставлением льготы в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, а Управление социальной защиты населения Администрации Приморского края - возместить расходы, связанные с предоставлением льготы ветеранам.

В 2002 году истец оказывал услуги по перевозке льготной категории пассажиров в автобусах междугородного сообщения, исполнив обязательства по договору N 7, однако Управление социальной защиты населения Администрации Приморского края обязательства по оплате исполнило не в полном объеме, оплатив только 5135265 руб., задолженность ответчика перед истцом составила 3915185 руб., что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии с п. 1.4 Постановления Губернатора Приморского края от 05.11.03 N 352 Департамент социальной защиты Администрации Приморского края обладает правами юридического лица, но не имеет своих расчетных счетов в кредитных организациях.

В соответствии с преамбулой ФЗ “О ветеранах“ от 12.01.95 N 5-ФЗ указанный Закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов. Согласно подпункту “ж“ пункта 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ установлены льготы для ветеранов по проезду на различных видах транспорта, в том числе на всех видах городского пассажирского транспорта. В силу пункта 2 указанной статьи расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального
бюджета и бюджетов субъектов РФ. Также в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ порядок возмещения расходов, указанных в данной статье, утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ “О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ обеспечение реализации государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, а также решений, приводящих к увеличению расходов бюджета другого уровня, финансируется исключительно из федерального бюджета, и на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной из федерального бюджета компенсации таких расходов.

Однако при возложении на субъект РФ полномочий по возмещению льгот, установленных федеральным законом, федеральными органами власти не исполнена обязанность по передаче необходимых финансовых средств.

В 2002 году из федерального бюджета в бюджет Приморского края целевых средств на реализацию ФЗ “О ветеранах“ не поступало.

Исходя из изложенного суд считает, что расходы, связанные с предоставлением субъектом Российской Федерации льгот на оплату услуг по перевозке ветеранов, должны возмещаться последнему за счет средств федерального бюджета.

Законами Приморского края “О краевом бюджете на 2002 год“, “Об исполнении краевого бюджета на 2002 год“ на финансирование Федерального закона “О ветеранах“ в целом предусмотрено за счет собственных доходов краевого бюджета 440789 тыс. руб., из них - на финансирование расходов по оплате проезда ветеранов на автотранспорте внутригородских и пригородных маршрутов - 39500 тыс. руб., которые переданы муниципальным образованиям Приморского края в виде субвенций и распределены между муниципальными образованиями согласно Приложению N 5 Закона Приморского края
“Об исполнении краевого бюджета на 2002 год“ в полном объеме: на автомобильном, морском транспорте внутрикраевых маршрутов, на ж/д транспорте пригородного сообщения - 37166 тыс. руб., которые были перечислены управлению социальной защиты населения Администрации Приморского края единой суммой без разделения по видам транспорта и транспортным организациям.

Следовательно, Департамент финансов Администрации Приморского края согласно Постановлению Губернатора Приморского края от 11.04.02 N 225, несмотря на непоступление целевых средств из федерального бюджета, направил денежные средства, поступившие в краевой бюджет, муниципальным образованиям и Управлению социальной защиты населения Администрации Приморского края для финансирования льгот ветеранам по проезду и дальнейшему распределению между транспортными организациями.

Однако объем передаваемых средств не покрыл расходы истца на предоставление льготы, предусмотренной ФЗ “О ветеранах“.

Таким образом, субъект РФ - Приморский край и, как следствие, Департамент социальной защиты Администрации Приморского края не были обеспечены финансовыми средствами для возмещения понесенных истцом расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, в полном объеме.

Составление проекта федерального бюджета, сводной бюджетной росписи федерального бюджета, организация исполнения федерального бюджета, осуществление предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, открытие лицевых счетов главных распорядителей, бюджетных учреждений в соответствии со ст. ст. 165 - 167, 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ относится к компетенции Министерства финансов РФ.

Факт оказания услуг, их объем и стоимость подтверждается материалами дела, а именно: реестром счетов на оплату услуг истца за перевозку ветеранов по договору N 7 за 2002 год; отчетами о предоставленных льготах в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ за период с января по декабрь 2002 года; информацией из журнала по кредиту 86 по финансированию
оказанных истцом услуг по предоставлению льготы в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ за период с 01.01.02 по 31.12.02.

Наличие задолженности в сумме 3915185 рублей подтверждается актом сверки задолженности от 21.01.03 по договору N 7 от 04.01.02, подписанным представителем истца и Департамента социальной защиты Администрации Приморского края.

Истец со счетами-фактурами направлял Департаменту социальной защиты Администрации Приморского края отчеты о предоставленных льготах по проезду автотранспортом помесячно.

Факт получения указанных документов представитель Департамента социальной защиты Администрации Приморского края подтвердил в заседании суда.

Кроме того, сторонами оформлен акт сверки первичной документации от 16.11.05, то есть подтвержден объем оказанных автоперевозок и предоставленных льгот.

Поскольку Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных истцом расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, и в нарушение п. 2 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ не учел при формировании федеральных бюджетов на 2002 год отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, что подтверждается материалами дела, то взыскиваемая ОАО “Приморавтотранс“ задолженность в сумме 3915185 руб. в соответствии с изложенным, а также в силу части 3 статьи 125 ГК РФ, ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ подлежат взысканию с Министерства финансов РФ за счет казны РФ.

Департамент финансов Администрации Приморского края, Департамент социальной защиты Администрации Приморского края от ответственности по данному делу освободить.

Доводы ответчика - Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о пропуске истцом срока исковой давности с 10.10.02 не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.

Исковое заявление подано истцом
в Арбитражный суд Приморского края 14 сентября 2005 года, входящий номер 14857, о чем свидетельствует штамп канцелярии арбитражного суда.

В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Истец предъявил ко взысканию долг за период октябрь - декабрь 2002 года с соблюдением требований ст. 196 ГК РФ, поскольку исковое заявление подано в арбитражный суд в сентябре 2005 года.

По своей правовой природе срок исковой давности является юридическим фактом, с которым связано возникновение, изменение или прекращение имущественных прав. Имущественное право обращаться к должнику - Департаменту социальной защиты Администрации Приморского края за взысканием денежных средств - возникло у истца в октябре - декабре 2002 года. Следовательно, истец не нарушил общего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ, для защиты своего права.

Таким образом, необходимость привлечения в качестве ответчика Министерства финансов РФ вследствие отсутствия финансирования ответчика не может являться основанием пропуска срока исковой давности.

Поскольку истцу при подаче искового заявления предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины до дня вынесения судебного акта, а ответчик освобожден от уплаты последней в силу действующего законодательства, государственная пошлина не подлежит взысканию ни с истца, ни с ответчика на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества “Приморавтотранс“, адрес: г. Владивосток, ул. Комсомольская, 7а, 3915185 (Три миллиона девятьсот пятнадцать тысяч сто восемьдесят пять) рублей основного долга за период с октября по декабрь 2002 года.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в
законную силу.

Департамент финансов Администрации Приморского края, Департамент социальной защиты Администрации Приморского края от ответственности по данному делу освободить.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.