Решения и определения судов

Постановление Арбитражного суда Приморского края от 23.11.2005, 21.11.2005 по делу N А51-13098/05 10-447 Решение суда первой инстанции о признании недействительным решения налогового органа является законным и обоснованным, так как проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование входит в полномочия налоговых органов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

23 ноября 2005 г. Дело N А51-13098/05 10-447изготовлено мотивированное постановление21 ноября 2005 г.резолютивная часть постановления объявлена“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

ООО “М.“ обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока от 01.07.2005 N 1560 и об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 34850,91 руб.

Решением суда от 20.09.2005 заявленные требования удовлетворены. При этом суд мотивировал свое решение тем, что налоговые органы являются администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на
выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии и, соответственно, на них лежит обязанность по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов.

Обжалуя решение суда в порядке апелляционного производства, ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

В обоснование своих доводов налоговый орган указывает на то, что суд неправомерно к правоотношениям по возврату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применил норму ст. 78 НК РФ, регламентирующую порядок проведения зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не подпадают под понятие налога, приведенное в ст. 8 НК РФ.

Законодательством не определен ни орган, который должен производить возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов, ни порядок проведения возврата. Поскольку получателем страховых взносов является Пенсионный фонд РФ, то и возврат излишне уплаченных страховых взносов должен производить именно Пенсионный фонд. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов посредством проведения налоговых проверок, получения разъяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, в удовлетворении требований ООО “М.“ отказать.

ООО “М.“ представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, доводы которого были поддержаны представителем общества в судебном заседании апелляционной инстанции, где общество, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.

Проверив правильность применения
судом первой инстанции норм материального и процессуального права, исследовав материалы дела, заслушав доводы заявителя апелляционной жалобы, возражения представителей предприятия, коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как следует из п. 2 ст. 25 указанного Закона, осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

Таким образом, контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом не только налоговым законодательством, но и другими отраслями законодательства, в которых регулируется деятельность налоговых органов.

Так, согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации РФ“ основные источники доходов бюджетов РФ закреплены за федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

При этом администратором поступлений в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии в соответствии с приложением N 11 к указанному Закону является Федеральная налоговая служба РФ.

Согласно п.
18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Следовательно, вывод суда о том, что именно на налоговых органах как на администраторах поступлений в бюджет Пенсионного Фонда РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии лежит обязанность по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, признается коллегией апелляционной инстанции правомерным и соответствующим действующему законодательству.

В связи с чем коллегией признаются несостоятельными доводы ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока о том, что законодательством не определен ни орган, который должен производить возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов, ни порядок проведения возврата, так как анализ вышеуказанных норм права в их совокупности позволяет установить орган, ответственный за принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

По тем же основаниям коллегией отклоняется и довод заявителя апелляционной жалобы о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов должны производить органы Пенсионного фонда РФ, так как получателем страховых взносов является Пенсионный фонд РФ.

Что касается порядка проведения возврата страховых взносов, то п. 5 ст. 32 НК РФ закреплена обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, а также пеней установлен
в ст. 78 НК РФ.

Так, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Пунктом 8 данной нормы права предусмотрено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Таким образом, основанием для возврата суммы излишне уплаченного налога является письменное заявление налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, а также отсутствие недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, зачисляемым в тот же бюджет (внебюджетный фонд).

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не подпадают под понятие налога, приведенного в ст. 8 НК РФ, то к ним не может быть применена ст. 78 НК РФ, регламентирующая порядок проведения зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, коллегией апелляционной инстанции отклоняется, поскольку предусмотренный ст. 78 НК РФ порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Как установлено судом из
материалов дела, ООО “М.“ платежными поручениями N 29 от 03.03.2005 на сумму 16205 руб. и N 05 от 30.03.2005 на сумму 18645,91 руб. перечислило в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии в общей сумме 34850,91 руб.

При этом вместо кода бюджетной классификации 18210202010061000160 (страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии) обществом был указан код бюджетной классификации 18210202020061000160 (страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии).

05.05.2005 общество обратилось в ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока с заявлением о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов, на что получило отказ со ссылкой на то, что указанные платежи относятся к компетенции Пенсионного фонда РФ.

27.05.2005 заявитель обратился в ГУ УПФ РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока с заявлением о зачете переплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в счет уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, а при невозможности произвести зачет - с просьбой возвратить переплату.

ГУ УПФ РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока письмом N 06/3123 от 30.05.2005 уведомило общество, что возврат излишне уплаченных страховых взносов производится органами федерального казначейства на основании заключения налогового органа, в связи с чем по вопросу возврата ошибочно уплаченных страховых взносов необходимо обращаться в налоговую службу.

31.05.2005 ООО “М.“ повторно обратилось в ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 34850,91 руб., приложив акт сверки расчетов плательщика страховых взносов с Пенсионным фондом РФ N 8/1 от 27.05.2005, которым подтверждался факт излишней уплаты страховых взносов на накопительную часть пенсии в
размере 34850,91 руб.

01.07.2005 исполняющим обязанности руководителя ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока было принято решение N 1560 об отказе по заявлению плательщика о возврате с указанием на отсутствие оснований для возврата сумм страховых взносов, так как глава 12 НК РФ не содержит указаний на возврат индивидуально возмездных обязательных платежей, которыми являются страховые взносы на пенсионное страхование.

Принимая во внимание вышеизложенные выводы относительно полномочий налоговых органов по проведению зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также учитывая, что факт излишней уплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 34850,91 руб. подтверждается актом сверки с Пенсионным фондом РФ от 27.05.2005 N 8/1 и не оспаривается налоговым органом, заявление о возврате подано обществом в налоговую инспекцию в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, коллегия апелляционной инстанции считает, что обществом соблюдены все условия для возврата, предусмотренные ст. 78 НК РФ, в связи с чем у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для отказа ООО “М.“ в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 34850,91 руб.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда нет.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду решение по делу N А51-13098/05 10-447, а не по делу N А51-13098/08/10-447.

Решение от 20.09.2005 по делу N А51-13098/08/10-447 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в 2-месячный срок.