Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.07.2005 по делу N А51-9799/05 36-211 Иск о взыскании расходов, связанных с реализацией полномочий по предоставлению льгот по приобретению топлива, предусмотренных федеральным законодательством о ветеранах, удовлетворен за счет казны Российской Федерации, поскольку финансирование указанных расходов должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи необходимых средств нижестоящим бюджетам.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 июля 2005 г. Дело N А51-9799/05 36-211“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

Истец (ОАО “Спасское МТСП“) просит взыскать 157297 рублей 31 копеек - сумму задолженности, возникшую из-за предоставленных льгот по ФЗ “О ветеранах“ по приобретению и доставке твердого топлива за период октябрь - декабрь 2004 года.

Определением арбитражного суда от 05.07.2005 по делу N А51-5009/05 36-124 данные исковые требования выделены в отдельное производство.

Проанализировав материалы дела, представленные сторонами документы, суд пришел к выводу о достаточности имеющихся в деле доказательств для рассмотрения иска по существу и с учетом согласия истца и ответчиков на переход к судебному разбирательству считает возможным
приступить к судебному разбирательству в соответствии со статьей 137 АПК РФ.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12.07.05 для представления Министерством финансов письменного отзыва на иск.

В судебном заседании истец иск поддержал.

Ответчик - Министерство финансов РФ заявил, что списки льготников, первичные документы от истца получены, возражений по ним нет.

Ответчик - администрация МО г. Спасск-Дальний заявил, что получил на компенсацию льгот, предоставленных в 2004 году, 413 тыс. рублей, которые перечислены истцу в полном объеме. Сумму предоставленных льгот подтвердил. Иск не признал, так как имело место недофинансирование на компенсацию льгот.

Ответчики - Департамент финансов Администрации Приморского края и Администрация Приморского края исковые требования не признали, так как финансирование администрации МО г. Спасск-Дальний по ФЗ “О ветеранах“ на реализацию топлива осуществлено в спорный период в размере 100% от запланированного, в сумме 413 тыс. рублей, задолженность сложилась из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета. По сумме льгот возражений не высказал.

Ответчик - Министерство финансов РФ заявил, что возражений по представленным квитанциям по начислению нет. Иск не признал, так как в договорных отношениях с истцом не состоит, расходы по предоставлению льгот возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, истец документально не доказал факт предоставления льгот в заявленной сумме.

Проанализировав материалы дела, выслушав истца и ответчика, суд установил следующее.

Между истцом и администрацией МО г. Спасск-Дальний заключен договор от 12.01.2004, в соответствии с которым истец за период октябрь - декабрь 2004 года предоставлял льготы по приобретению и доставке твердого топлива отдельным категориям граждан в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, которым предусмотрена 50% скидка при оплате
названных услуг льготной категорией граждан.

Всего расходы истца, связанные с предоставлением льгот гражданам в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ в спорный период, составили 157297 рублей 31 копейку. Истец, полагая, что указанная сумма является его убытками, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав имеющиеся в деле документы и доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ по следующим основаниям.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Федеральный закон “О ветеранах“ не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Согласно статье 10 Федерального закона “О ветеранах“ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату коммунальных услуг, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.

Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

До настоящего времени органами государственной власти не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами федерации и муниципальными образованиями в связи с предоставлением льгот ветеранам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон
от 24.06.1999 N 119-ФЗ имеет название “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“, а не “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ“.

В соответствии со ст. ст. 72, 76 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ “О принципах в порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ разделение полномочий РФ и субъектов РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 годах“ и разделом 4 Постановления Правительства РФ “О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ от 15.08.2001 N 584, статьей 84 Бюджетного кодекса РФ определено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Между тем, в 2004 году из федерального бюджета в бюджет Приморского края целевых средств на реализацию ФЗ “О ветеранах“ не поступало.

Постановлением Губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны управления внутренних дел Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, поступающих
из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.

В соответствии с Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2004 год“ предусмотрено финансирование ФЗ “О ветеранах“ за счет собственных доходов краевого бюджета в сумме 506223 тыс. рублей. Согласно информации департамента финансов Администрации Приморского края о финансировании вышеназванных льгот в 2004 году, МО г. Спасск-Дальний на реализацию топлива ветеранам в 2004 году было запланировано и профинансировано 413 тыс. рублей. Материалами дела подтверждается перечисление средств в бюджет муниципального образования в указанном размере.

Таким образом, Приморский край как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ “О ветеранах“, влекущего дополнительные расходы бюджета, предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“, но в пределах своих финансовых возможностей.

Представленные администрацией МО г. Спасск-Дальний документы свидетельствуют о выделении ответчиком полученных из краевого бюджета целевых средств для компенсации льгот, предоставленных при оплате оказанных истцом услуг в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, в полном объеме.

Между тем, переданные средства в сумме 413 тыс. рублей не покрывают в полном объеме расходы истца на предоставление льгот.

Согласно ст. ст. 38, 39 ФЗ от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в РФ“ дополнительные расходы местных бюджетов реализуются в пределах переданных в качестве компенсации средств; кроме того, органы местного самоуправления не могут нести ответственность за осуществление расходов на указанные льготы, не обеспеченные федеральными органами власти, органами власти субъекта РФ необходимыми финансовыми средствами.

В силу п. 2 ст. 49 ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления“ органы местного самоуправления несут
ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Статьей 84 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“ из федерального бюджета в спорный период не выделялись, полученные из бюджета субъекта РФ денежные средства переданы муниципальным образованиям Приморского края и доказательств нецелевого использования денежных средств у суда не имеется, то в иске к Департаменту финансов Администрации Приморского края и Администрации Приморского края следует отказать.

Исходя из надлежащего исполнения администрацией МО в спорный период обязательств по договору, отсутствия нецелевого использования полученных средств, администрацию муниципального образования г. Спасск-Дальний от ответственности по настоящему спору следует освободить.

Факт предоставления льгот истцом в спорный период доказан актами сверки списков льготников с указанием начисленных сумм, счетами-фактурами, списками льготников, заказами-квитанциями на уголь, актом сверки взаимных расчетов, подписанным истцом и администрацией МО без возражений.

Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме финансирование расходов Администрации Приморского края, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, а последний в связи с этим не смог надлежащим образом профинансировать администрацию МО г. Спасск-Дальний, то исковые требования в сумме 157297 рублей 31 копейки в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Министерство финансов РФ. Отнесение расходов по госпошлине на ответчика
не производится, поскольку последний является государственным органом и в силу подп. 1 п. 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО “Спасское МТСП“ 157297 (Сто пятьдесят семь тысяч двести девяносто семь) рублей 31 копейку компенсации льгот.

Выдать ОАО “Спасское МТСП“ справку на возврат государственной пошлины в сумме 2948 рублей 82 копейки, уплаченной по платежному поручению N 40 от 15.04.05 на сумму 13931 рублей 28 копеек.

В иске к администрации МО г. Спасск-Дальний, Администрации Приморского края, финансовому управлению МО г. Спасск-Дальний, Департаменту финансов Администрации Приморского края отказать.

Выдать исполнительный лист и справку после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края.