Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.03.2005, 15.02.2005 по делу N А51-15699/2004-33-538 Решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности признано недействительным, поскольку заявитель, являясь органом исполнительной власти, использует земельные участки для обеспечения своей деятельности и, следовательно, обоснованно воспользовался льготой по земельному налогу.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 марта 2005 г. Дело N А51-15699/2004-33-538резолютивная часть оформлена15 февраля 2005 г.“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

Рассматривается заявление Департамента дорожного хозяйства Администрации Приморского края (далее по тексту - “заявитель“ или “Департамент“) о признании недействительным решения Межрайонной ИМНС РФ N 3 по Приморскому краю (далее по тексту - “МИМНС“, “налоговый орган“) от 21.09.2004 N 132р о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год, представленной в МИМНС обособленным подразделением заявителя, по землям, находящимся на территории Спасского района Приморского края.

Резолютивная часть решения была оформлена судом
в судебном заседании 15.02.2005, а изготовление решения в мотивированном виде было отложено судом на основании ст. 176 АПК РФ.

Представитель Департамента в судебном заседании 15.02.05 заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что, поскольку в соответствии с Федеральным законом РФ от 06.10.1999 N 184-ФЗ и Постановлением Администрации Приморского края от 07.04.2003 N 102 Департамент дорожного хозяйства входит в структуру органов государственной власти и управления, то использование им льготы, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю“ (код льготы 3020342), в виде полного освобождения от уплаты налога по землям, занятым автомобильными дорогами общего пользования, является правомерным. При этом, отклоняя выводы налогового органа о наличии у Департамента обязанности по уплате спорного налога со ссылкой на п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ, заявитель указал, что поскольку земли, занятые автомобильными дорогами общего пользования краевого значения, предоставлены непосредственно для обеспечения деятельности органа государственной власти Приморского края, то, следовательно, они подлежат льготному налогообложению.

Представители МИМНС в судебных заседаниях по настоящему делу, в том числе и в судебном заседании 15.02.05, участия не принимали, хотя о месте и времени рассмотрения дела были извещены судом надлежащим образом; письмом от 23.11.04 N 10-10/11241 представили отзыв на заявление, по тексту которого МИМНС требования заявителя не признала, поскольку Департаменту как органу власти, осуществляющему контрольные функции, для исполнения таких функций не требуется выделение земельных участков на территории Спасского района Приморского края, поскольку здание, занимаемое Департаментом, находится в г. Владивостоке.

Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд рассматривал дело в отсутствие представителей налогового органа по имеющимся в деле документам.

Выслушав пояснения заявителя, исследовав материалы
дела, судом установлено следующее.

22 июня 2004 года Департаментом дорожного хозяйства Администрации Приморского края в МИМНС N 3 была представлена декларация по земельному налогу за 2004 год по земельным участкам на территории Спасского района площадью 4570800 кв. м без начисления налога к уплате в бюджет (строки 030, 050 листа 00001 Раздела 1 декларации) с указанием на наличие льготы в соответствии с п. 14 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю“ (строка 100 листа 00002 Раздела 2 декларации).

Проведенной камеральной проверкой указанной декларации налоговым органом была установлена неполная уплата земельного налога за 2004 г. в сумме 1572355 руб., что и было им отражено в решении от 21.09.2004 N 132р, по тексту которого МИМНС указала, что Департаментом в нарушение п. 14 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю“, п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ неправомерно заявлена льгота и в налоговую базу не включены земельные участки, занятые краевыми автомобильными дорогами, в связи с чем не доначислен и не уплачен земельный налог за 2004 г. в указанной сумме. Дополнительно к сумме налога налоговым органом в решении от 21.09.2004 N 132-р от суммы налога 786177 руб. по первому сроку уплаты (15.09.04) исчислены пени в сумме 1886 руб., а также санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 157235 руб.

При доначислении налога МИМНС использовала площадь земельного участка, указанную Департаментом в налоговой декларации (4570800 кв. м), и соответствующую ставку земельного налога (0,3440 руб. за 1 кв. м) как произведение ставки на площадь.

Полагая, что решение налогового органа от 21.09.2004 N 132р не
соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Департамент обратился в суд с заявлением о признании указанного решения инспекции недействительным в полном объеме.

Оценив доводы заявителя в обоснование его требований, возражения налогового органа в подтверждение правомерности вынесенного решения, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме в силу следующего.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ и ст. 1 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.91 “О плате за землю“ использование земли в Российской Федерации является платным, а формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Согласно п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“ от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ N 184-ФЗ от 06.10.1999 “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти, перечень которых определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 09.12.1992 постановлением главы администрации Первореченского района г. Владивостока N 416 было зарегистрировано в качестве юридического лица Управление дорожным хозяйством Администрации Приморского края, что подтверждается Архивной выпиской ГУ “Государственный архив Приморского края“ N 51-тем от 23.03.2000 и Свидетельством N 20 от 09.12.1992 о государственной регистрации предприятия.

Постановлением Администрации Приморского края N 253 от 16.08.1993 в результате реорганизации Управления дорожным хозяйством администрации был создан Комитет дорожного
хозяйства Администрации Приморского края в целях совершенствования структуры управления дорожного хозяйства и разграничения функций хозяйственного и государственного управления.

В свою очередь, Департамент дорожного хозяйства Администрации Приморского края создан Постановлением Администрации Приморского края N 133 от 28.04.2003 “О реорганизации Комитета дорожного хозяйства Администрации Приморского края“ в результате преобразования Комитета дорожного хозяйства в Департамент дорожного хозяйства и в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края N 102 от 07.04.2003 (с изменениями от 28.04.2003) числится в Перечне органов исполнительной власти Приморского края (пункт 18).

Из пункта 1 раздела II Положения о Департаменте дорожного хозяйства Администрации Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края N 171 от 30.05.2003, следует, что основными задачами и функциями Департамента являются реализация государственной политики в дорожной отрасли, направленной на максимальное удовлетворение потребностей населения и экономики края в целях перевозки по автомобильным дорогам, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, управление краевыми автомобильными дорогами общего пользования и другое.

Кроме того, из информационного письма Приморского краевого комитета государственной статистики N 105/2-18737 от 23.06.2003 следует, что Департамент дорожного хозяйства Администрации Приморского края имеет код деятельности 75.11.21, который согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности классифицируется как “деятельность органов государственной власти субъектов РФ (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств субъектов РФ при Президенте РФ“.

Таким образом, из изложенного следует, что Департамент дорожного хозяйства Администрации Приморского края в силу ст. 17 Федерального закона РФ N 184-ФЗ от 06.10.1999 “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и п. 18 Перечня органов исполнительной власти Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края N 102 от 07.04.2003, входит
в структуру органов государственной власти и управления как исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий функции государственного управления дорожным хозяйством в пределах компетенции субъекта РФ.

Данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается и подтверждается инспекцией по тексту письменного отзыва на заявление.

Все имущество, закрепленное за Комитетом (ныне - Департаментом) на праве оперативного управления, в том числе дороги, распоряжением Комитета по управлению имуществом Приморского края N 267-р от 01.03.2000 (с изменениями, внесенными распоряжением N 496-р от 17.12.2003) внесено в Реестр краевого имущества 01.03.2000 и ему присвоен реестровый номер (N 025К0154), что подтверждается соответствующим Свидетельством N 0425 (прежнее - N 0156), имеющимся в материалах дела; расшифровка имущества (дорог) под реестровым номером 025К0154 также имеется в материалах дела.

В соответствии с п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; установления полос отвода автомобильных дорог.

По сведениям, представленным инспекции Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Спасского района (письмо N 94 от 16.09.04 имеется в материалах дела), за Департаментом на территории Спасского района числится 19 земельных участков общей площадью 457,12 га, занятых краевыми автомобильными дорогами.

Указанные обстоятельства подтверждаются выданными заявителю на основании постановления администрации Спасского района N 524 от 13.08.96 Государственными актами (вместе со “Схемами а/дорог Спасского района“ и “Ведомостями площадей под дорогами общего пользования“ к ним)
ПК-16 N 00003 (на общую площадь отвода 531,29 га), ПК-16 N 00001 (на общую площадь отвода 93,83 га) и ПК-16 N 00002 (на общую площадь отвода 22,3 га) о выделении земель бывшему Комитету дорожного хозяйства (ныне - Департаменту) в постоянное (бессрочное) пользование для использования под автомобильные дороги, а также распоряжением Администрации Приморского края N 1519-р от 30.10.2000 и постановлением администрации МО Спасский район N 477 от 25.07.2000 об отводе земельного участка под строительство и реконструкцию дороги “Гострасса - Никитовка“, распоряжением Администрации Приморского края N 656-р от 01.11.01 о выделении земельных участков для проведения реконструкции дороги “Спасск-Дальний - Варфоломеевка“.

Принимая во внимание, что основными задачами и функциями Департамента как исполнительного органа государственной власти, как уже было указано выше, являются реализация государственной политики в дорожной отрасли, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, управление краевыми автомобильными дорогами общего пользования, суд полагает, что спорные земельные участки были переданы Департаменту как организации, в компетенцию которой входят вопросы обеспечения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства.

Следовательно, заявитель, являясь органом исполнительной власти Приморского края и имея в бессрочном пользовании земельные участки для эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, а, следовательно, и для обеспечения деятельности Департамента, правомерно при составлении деклараций по земельному налогу за 2004 год воспользовался льготой по налогу, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 “О плате за землю“, по вышеуказанным земельным участкам, занятым автомобильными дорогами общего пользования в Спасском районе Приморского края.

При этом доводы налогового органа со ссылкой на п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ о
том, что льгота, установленная п. 14 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 “О плате за землю“, распространяется на земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, тогда как спорные земельные участки являются землями транспорта и обеспечивают деятельность и потребности других организаций и граждан, а не деятельность Департамента, судом отклоняются, поскольку из материалов дела следует, что спорные земельные участки были переданы Департаменту в бессрочное пользование для эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, являющейся его основной задачей и функцией, а значит, эти участки обеспечивают деятельность Департамента дорожного хозяйства Администрации Приморского края, в связи с чем заявитель правомерно на основании норм п. 3 ст. 90 ЗК РФ и п. 14 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991, взаимосвязанных между собой, воспользовался льготой, и правовые основания для утверждения о неправомерности использования льготы у инспекции отсутствуют.

Учитывая изложенное, суд считает, что по результатам камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2004 год Межрайонная ИМНС РФ N 3 по Приморскому краю сделала неправильный вывод об отсутствии у заявителя права на льготу по спорным земельным участкам, в связи с чем неправомерно доначислила ему земельный налог за указанный период, то есть незаконно возложила на Департамент обязанность по его уплате, а также приходящиеся на него пени по ст. 75 НК РФ и санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Принимая во внимание, что выводы налоговой инспекции о неправомерном использовании Департаментом льготы по земельному налогу за 2004 год, изложенные в обжалуемом решении, и доводы, приведенные при рассмотрении настоящего дела, являются необоснованными и не
соответствуют требованиям закона, а решение от 21.09.2004 N 132р в полном объеме нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате земельного налога, пени и санкций, суд считает, что требование Департамента дорожного хозяйства Администрации Приморского края о признании решения Межрайонной ИМНС РФ N 3 по Приморскому краю от 21.09.2004 N 132р недействительным является обоснованным, в связи с чем подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании ст. ст. 105, 110 АПК РФ и пп. 1, пп. 5 п. 3 ст. 5 Закона РФ N 2005-1 от 09.12.1991 “О государственной пошлине“ суд не относит ни на одну из сторон расходы по уплате госпошлины.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 198, 201, 110 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Межрайонной ИМНС РФ N 3 по Приморскому краю от 21.09.2004 N 132р о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.