Решения и определения судов

Постановление Арбитражного суда Приморского края от 20.01.2005, 19.01.2005 по делу N А51-7510/2004 25-261 Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование о признании недействительным уведомления об уменьшении бюджетных ассигнований, поскольку учреждение использовало бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой расходов и на цели, определенные уведомлением о бюджетных ассигнованиях.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

20 января 2005 г. Дело N А51-7510/2004 25-261полный текст изготовлен19 января 2005 г.резолютивная часть оглашена“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

В судебном заседании 14.07.2004 заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил свои требования, просит признать недействительным Уведомление УФК Минфина РФ по Приморскому краю от 24.03.2004 N 34 об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований в части суммы 161062 руб.

Определением от 14.07.2004 по ходатайству заявителя в порядке ст. 47 АПК РФ суд произвел замену первоначального ответчика - КРУ в Приморском крае на Управление федерального казначейства Минфина РФ по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю). КРУ
в Приморском крае привлечено к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ в качестве третьего лица на стороне УФК по Приморскому краю.

Решением от 23.11.2004 суд признал недействительным Уведомление УФК по Приморскому краю от 24.03.2004 N 34 об изменении (уменьшении) Межобластной больнице ГУИН Минюста РФ по Приморскому краю бюджетных ассигнований в части суммы 161062 руб.

Обжалуя решение суда, УФК по Приморскому краю просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку заявителем как получателем бюджетных средств было допущено нецелевое использование денежных средств на сумму 164040 руб., из них: за счет целевой статьи 602, вид расходов 615 по коду экономической классификации 110740 превышена установленная лимитная потребность по водоснабжению и водоотведению на сумму 98510 руб., за счет целевой статьи 201, вид расходов 070 по коду экономической классификации 110740 превышена установленная лимитная потребность по водоснабжению и водоотведению в сумме 65530 руб. А также заявителем неправомерно отнесена на расходы в 2003 году по коду 110740 “Оплата водоснабжения помещений“ 236440 руб. - кредиторская задолженность Межобластной больницы перед МУП “ВКХ“ по состоянию на 01.01.2003.

Кроме того, в нарушение ст. 198 АПК РФ заявителем недоказано несоответствие принятого УФК по Приморскому краю Уведомления от 24.03.2004 N 34 действующему законодательству. Оспариваемое уведомление не носит властно-распорядительного характера (имеет форму предложения) и, следовательно, не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя, не является ненормативным актом органов Федерального казначейства и не может быть предметом рассмотрения арбитражного суда.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель УФК по Приморскому краю поддержал заявленные в жалобе доводы.

Представитель КРУ в Приморском крае в судебном заседании и в письменных пояснениях
по жалобе поддержал доводы УФК по Приморскому краю. Ссылка Межобластной больницы на повышение администрацией г. Владивостока с мая 2003 года тарифов на питьевую воду и сброс сточных вод для юридических лиц, по мнению КРУ, необоснованна, поскольку, согласно объяснительной главного бухгалтера больницы Т., ввиду отсутствия водомерного счетчика до ноября 2003 года за основу расчета лимитов бюджетных обязательств была взята потребность 2002 года. Кроме того, КРУ по Приморскому краю ссылается на то, что расчет водопотребления и водоотведения на 2003 год Межобластной больницей на момент проведения ревизии представлен не был, что противоречит приказу Минфина РФ от 14.04.2000 N 42Н.

Представитель Межобластной больницы в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы УФК по Приморскому краю и пояснениями КРУ в Приморском крае не согласен, поскольку нецелевого использования бюджетных средств, выделенных в 2003 году по коду экономической классификации 110740 целевым статьям 210, 605 в сумме 161062 руб., допущено не было, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.

Как следует из материалов дела, за период с 01.01.2003 по 01.02.2004 Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ в Приморском крае была проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности Межобластной больницы ГУИН Минюста РФ по Приморскому краю, источниками финансирования деятельности которой в ревизуемом периоде являлись средства федерального бюджета.

В ходе ревизии выборочной проверкой оборотных ведомостей по балансовому счету 178 “Расчеты с дебиторами и кредиторами“, договоров по расчетам, а также на основании первичных документов (актов выполненных работ
и счетов-фактур) установлено, что произведено расходование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения, определенными уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств, сметами доходов и расходов на 2003 год, выделенных учреждению из федерального бюджета в 2003 году на покрытие расходов по оплате коммунальных услуг по расчетам с МУП “Водоканалуправление“ сверх лимитно-расчетного потребления, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета в общей сумме 164040 руб., из них:

- за счет целевой статьи 602/вид расходов 615 “Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск (сил)“/код экономической классификации 110740 “Оплата водоснабжения помещений“ - излишне оплачено средств с превышением установленной расчетной потребности в сумме 98510 руб.;

- за счет целевой статьи 201/вид расходов 070 “Содержание спецконтингента“/код экономической классификации 110740 “Оплата водоснабжения помещений“ - за счет превышения установленной расчетной потребности излишне перечислено бюджетных средств в сумме 65530 руб.

По результатам проверки составлен акт от 25.02.2004, на который Межобластной больницей были представлены возражения.

24.03.2004 УФК по Приморскому краю принято Уведомление N 34 об изменении (уменьшении) Межобластной больнице ГУИН Минюста РФ по Приморскому краю бюджетных ассигнований в сумме 897510 руб., использованных не по целевому назначению, в том числе, по коду экономической классификации 110740 целевая статья расходов 201/вид расходов 070 - 65530 руб., целевая статья расходов 602/вид расходов 615 - 98510 руб.

Не согласившись с вынесенным УФК по Приморскому краю уведомлением, Межобластная больница ГУИН Минюста РФ по Приморскому краю обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании Уведомления об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований недействительным в части суммы 161062 руб., из них: по целевой статье расходов 201/код экономической
классификации - 65530 руб., по целевой статье расходов 602 - 95532 руб.

Коллегией не принимаются доводы заявителя жалобы о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду в силу следующего.

В соответствии со ст. 283 Бюджетного кодекса РФ одним из оснований применения норм принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ является нецелевое использование бюджетных средств.

Оспариваемое заявителем Уведомление УФК по Приморскому краю от 24.03.2004 N 34 об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований содержит указание на нецелевой характер использования истцом бюджетных средств и необходимость их взыскания, а также содержит предложение казначейства о принятии главным распорядителем решения о соответствующем изменении бюджетных ассигнований.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

При этом в смысле норм гражданского права под ненормативным актом следует понимать документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Как следует из п. 7 Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 26.04.01 N 35н, зарегистрированной в Минюсте России 09.07.01 N 2788, уведомление об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований является основанием для применения мер принуждения к нарушителям бюджетной дисциплины, в связи с чем порождает для заявителя правовые последствия, затрагивающие права и законные интересы заявителя как пользователя бюджетных средств.

В данном случае властные полномочия руководителя Управления казначейства, влекущие гражданские последствия для Межобластной больницы ГУИН Минюста РФ
по Приморскому краю как юридического лица, облечены в форму уведомления об уменьшении финансирования и влекут неблагоприятные последствия в виде зачета средств федерального бюджета в счет последующего финансирования.

Таким образом, оспариваемое в рамках настоящего дела Уведомление от 24.03.2004 N 34 правомерно расценено судом первой инстанции как ненормативный акт, и в соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК РФ настоящий спор рассмотрен по существу в связи с подведомственностью арбитражному суду спора о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

Кроме того, суд обоснованно отклонил заявленный УФК по Приморскому краю в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции довод о пропуске заявителем установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ срока для обращения в суд с заявлением о признании уведомления недействительным, нарушений установленного вышеназванной нормой срока заявителем допущено не было.

По существу заявленных требований судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Межобластная больница ГУИН как государственное учреждение является бюджетным учреждением и финансируется из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов и в соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса РФ расходует бюджетные средства исключительно на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами.

Пунктом 2 ст. 163 Бюджетного кодекса РФ закреплена обязанность получателей бюджетных средств эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.

В соответствии с
Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от 11.12.2002 N 127н (далее - Указания о порядке применения бюджетной классификации), действовавшими в проверяемый период, на подстатью 110740 “Оплата водоснабжения помещений“ относятся расходы по оплате водоснабжения, предусмотренные договорами, заключенными учреждениями и организациями, финансируемыми на основании смет доходов и расходов, в том числе: водоснабжение, канализацию, ассенизацию; оплату воды для хозяйственных, производственных, лечебных, научных, технических и других целей; оплату воды для поливки прилегающих к учреждению или организации дворов, улиц; другие расходы, связанные с водоснабжением помещений.

Согласно расчету водопотребления и водоотведения Межобластной больницы на 2003 год, представленному заявителем в УФК по Приморскому краю, заявленная сумма предполагаемых расходов составила по статье 070 - 614720 руб., по статье 615 - 13290 руб.

В соответствии с ч. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Как следует из материалов дела, заявителем был заключен с МУП “Водопроводно-канализационное хозяйство“ договор N 2840 от 10.02.2003 на отпуск воды и прием сточных вод. В соответствии с п. 4.1 договора расчеты за отпущенную воду, принятые сточные воды производятся по утвержденным администрацией города тарифам в размере 10 руб. 85 коп. за 1 куб. м воды и 5 руб. 08 коп. за 1 куб. м. сточных вод. При этом стороны в договоре установили, что тарифы изменяются постановлениями
администрации города в одностороннем порядке.

Рассчитывая сумму предполагаемых расходов по оплате услуг по водоотведению и сбросу сточных вод на 2003 год, Межобластная больница исходила из размера тарифов за 2002 год.

Постановлением администрации г. Владивостока от 07.04.2003 N 676 “О внесении изменений в постановление главы администрации г. Владивостока от 25.01.2002 N 61 “О тарифах на питьевую воду и сброс сточных вод для юридических лиц“ были повышены тарифы на питьевую воду и сброс сточных вод для юридических лиц за 1 куб. м (без НДС): по водоотведению тариф повышен до 17,06 руб., по сбросу сточных вод до 11,12 руб.

В связи с повышением администрацией г. Владивостока с мая 2003 года размера тарифов оплаты за водоотведение и сброс сточных вод и, соответственно, изменением размера платежей по договору на отпуск воды и прием сточных вод, заключенному государственным учреждением с МУП “ВКХ“, заявителем был произведен перерасчет расходов по водопотреблению и водоотведению на 2003 год, согласно которому сумма расходов по коду экономической классификации 110740, вид расходов 070 - составила 1115839 руб., по виду расходов 615 - составила 108822 руб. Всего 1224661 руб.

Согласно смете расходов Межобластной больницы на 2003 год, реестру расходования денежных средств, выделенных по коду экономической классификации 110740 за услуги водоснабжения и водоотведения по расчетам между Межобластной больницей и МУП “Водоканалуправление“ за 2003 год, и Уведомлению о лимитах бюджетных обязательств федерального бюджета на 2003 год получателя бюджетных средств - Межобластная больница (л.д. 15, 16, 17), а также представленным в материалах платежным поручениям, фактически понесенные в 2003 году расходы на оплату услуг водоснабжения и водоотведения составили по целевой статье расходов
201, вид расходов 070, код бюджетной классификации 110740 оплата водоснабжения помещений - 793500 руб., по целевой статье расходов 602, вид расходов 615, код бюджетной классификации 110740 оплата водоснабжения - 111800 руб. Всего 905300 руб., что подтверждается составленным 31.12.2003 актом сверки взаиморасчетов по договору N 2840 между МУП “ВКХ“ и Государственным учреждением Межобластная больница.

Ссылка КРУ в Приморском крае на то, что вышеназванные документы не были представлены заявителем в ходе проведения ревизии, на обстоятельства дела не влияет и не является основанием для исключения их из числа доказательств по делу, поскольку в соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, при этом каждое доказательство подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Коллегия апелляционной инстанции, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся материалов дела, сочла представленные Межобластной больницей документы достоверными доказательствами, поскольку доказательств иного контрольно-ревизионными органами не предоставлено.

Объяснительная главного бухгалтера больницы Т., на которую ссылается КРУ в Приморском крае, надлежащим и неоспоримым доказательством нецелевого использования бюджетных средств не является и опровергается иными представленными в материалах дела доказательствами.

Довод УФК по Приморскому краю о неправомерном отнесении заявителем на расходы в 2003 году по коду 110740 “Оплата водоснабжения помещений“ 236440 руб. кредиторской задолженности Межобластной больницы перед МУП “ВКХ“ по состоянию на 01.01.2003 за оказанные в 2002 году услуги по водоотведению и водоснабжению не свидетельствует о нецелевом использовании заявителем бюджетных средств в 2003 году.

Из анализа представленных
в материалах дела документов (включая акт сверки взаиморасчетов по договору N 2840 между МУП “ВКХ“ и Межобластной больницей по состоянию на 31.12.2003 (л.д. 22)), следует заявленная учреждением на 2003 год уточненная сумма затрат на оплату услуг по водоотведению и водопользованию, расходы по которым подлежат отнесению на целевые статьи расходов 210 и 605, в размере 1224661 руб. полностью покрывает фактически понесенные учреждением затраты на оплату услуг по водоснабжению в 2003 году, а также кредиторскую задолженность за 2002 год в сумме 236440 руб. 76 коп. Поэтому нецелевого использования бюджетных средств в части оплаты кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2003 Межобластной больницей допущено не было.

В силу вышеизложенного по целевой статье расходов 201, вид расходов 070, код бюджетной классификации 110740 в части расходов по оплате водоснабжения помещений из заявленных в уточненном перерасчете 1115839 руб. фактически израсходовано 793500 руб., то есть нецелевого использования денежных средств на сумму 65530 руб., как это установил контрольно-ревизионный орган в ходе ревизии, заявителем допущено не было.

По целевой статье расходов 602, вид расходов 615, код бюджетной классификации 110740 “Оплата водоснабжения“ из запланированных 108822 руб. фактически учреждением израсходовано 111800 руб., то есть имело место нецелевое использование бюджетных денежных средств только на сумму 2978 руб.

На основании вышеизложенного коллегия апелляционной инстанции полагает, что заявителем не было допущено нецелевого использования бюджетных средств в смысле ст. 289 Бюджетного кодекса РФ по виду расходов 201/070 в части расходов по водоотведению, по виду расходов 602/615. Нецелевое использование бюджетных средств по оплате расходов за водоотведение допущено Межобластной больницей только на сумму 2978 руб. (111800 руб. - 108822 руб.) вместо предъявленных УФК 98,51 тыс. руб. Решение суда первой инстанции о признании Уведомления УФК по Приморскому краю от 24.03.2004 N 34 об изменении (уменьшении) Межобластной больнице ГУИН Минюста РФ по Приморскому краю бюджетных ассигнований в части суммы 161062 руб. (65530 руб. + 95532 руб.) недействительным является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23.11.2004 по делу N А51-7510/2004 25-261 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.