Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.09.2004, 15.09.2004 по делу N А51-8569/04 18-315 Решение налогового органа о доначислении налога на добавленную стоимость признано недействительным, поскольку налоговый орган неправомерно определил налоговую базу для начисления налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации исходя из таможенной стоимости товаров.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 сентября 2004 г. Дело N А51-8569/04 18-315изготовлено в мотивированном виде15 сентября 2004 г.резолютивная часть объявлена“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

ООО “О.“ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИМНС РФ N 12 по Приморскому краю от 12.04.04 N 78 (193эод) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Резолютивная часть решения была объявлена сторонам 15.09.04, изготовление решения в мотивированном виде было отложено в соответствии со ст. 176 АПК РФ.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что не согласен с доначислением НДС от суммы заниженной налогооблагаемой базы,
исчисленной им от контрактной стоимости товара, а не от таможенной стоимости с учетом произведенной таможенным органом корректировки.

Заявитель считает, что при исчислении НДС от реализации импортного товара на территории РФ он правильно руководствовался положениями ст. ст. 146, 153, 154, 166, 167 НК РФ, которые, в свою очередь, не устанавливают каких-либо особенностей для определения стоимости импортных товаров для их реализации на территории РФ, тогда как налоговая инспекция при отсутствии на то правовых оснований произвела перерасчет налоговой базы.

Представитель налоговой инспекции требования заявителя отклонил как необоснованные и пояснил, что налогоплательщик в нарушение п. 8 ст. 154, ст. 160 НК РФ неправильно исчислял общую сумму налога, поскольку оборот для исчисления налоговых вычетов применял, исходя из таможенной стоимости товаров, а оборот от реализации товаров на территории РФ - исходя из контрактной стоимости этих же товаров, что повлекло необоснованное увеличение суммы налога к возмещению.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные документы, суд установил следующее.

Как следует из представленных документов, ООО “О.“ в спорном периоде осуществляло внешнеэкономическую деятельность на основании контрактов N WO-201202 от 20.12.02 с компанией “S.“, N KPOP-021021 от 21.10.02 с компанией “К.“ (Ю. Корея).

В соответствии с указанными контрактами заявитель приобретал с инопартнера полиэтилентерефталат в гранулах, который впоследствии реализовывал на территории Российской Федерации.

При этом в момент таможенного оформления ввозимого
товара его таможенная стоимость была скорректирована таможенным органом, исходя из информации о сложившихся на мировом рынке ценах на ввозимый товар, что повлекло увеличение стоимости товара в среднем в 2 раза.

Все таможенные платежи ООО “О.“, включая НДС, были исчислены и уплачены, исходя уже из скорректированной таможенной стоимости этих товаров. Тогда как оприходование товаров и расчет цены реализации этих товаров были произведены им, исходя из контрактной стоимости продукции.

ООО “О.“ в налоговый орган в соответствии с п. 6 ст. 164 НК РФ была представлена налоговая декларация по НДС за ноябрь 2003 года.

МИМНС РФ N 12 по Приморскому краю была проведена камеральная проверка представленной ООО “О.“ декларации по НДС за ноябрь 2003 года, по результатам которой налоговым органом вынесено решение N 78 (193эод) от 12.04.04 о доначислении налогоплательщику НДС в размере 524482 руб., и с учетом числящейся переплаты по лицевому счету общества переплата зачтена в счет уплаты доначисленной суммы налога.

Основанием к вынесению такого решения налоговому органу послужило следующее.

При таможенном оформлении перемещенного обществом на таможенную территорию РФ товара его таможенная стоимость была скорректирована таможенным органом согласно Закону РФ “О таможенном тарифе“. Отсюда общая сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная налогоплательщиком при ввозе товаров, с учетом корректировки таможенной стоимости и предъявления к возмещению за ноябрь 2003
года, составила 9266850 руб.

Ссылаясь на п. 8 ст. 154 и ст. 160 НК РФ налоговый орган счел, что при последующей реализации на территории РФ импортных товаров налогоплательщик по документам бухгалтерского учета обязан был оприходовать товар по стоимости, скорректированной таможенным органом, а не по цене приобретения (контрактной).

По мнению налогового органа, НДС, исчисленный от реализации товаров на территории РФ, меньше налога на добавленную стоимость, уплаченного таможенному органу, поскольку имело место занижение налоговой базы на 2622412 руб.

Поэтому, исходя из увеличения налоговой базы на указанную сумму, инспекция по налогам и сборам доначислила НДС по налоговой ставке 20%, составившей 524482 руб.

Оценив доводы заявителя в обоснование заявленных требований, возражения налогового органа в подтверждение правомерности вынесенного по результатам камеральной проверки решения, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме в силу следующего.

Правила определения налоговой базы плательщика НДС закреплены ст. 153 НК РФ, п. 1 которой установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ и таможенным законодательством.

Не отрицая право таможенных органов корректировать таможенную стоимость, инспекция по налогам и сборам не учитывает порядок определения налоговой базы по операциям, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ вне зависимости от налоговой базы по
внутренним операциям, осуществляемым налогоплательщиками.

В этой связи законодатель предусмотрел отличительные особенности определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (ст. 160 НК РФ) и общее правило определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, как это предписано п. 1 и 2 ст. 154 НК РФ.

Таким образом, особенность определения налоговой базы по НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ заключается в определении ее как суммы таможенной стоимости товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и акцизов. При этом корректировка таможенной стоимости производится в таможенных целях таможенным органом в силу предоставленных ему ст. 16 Закона РФ “О таможенном тарифе“ полномочий.

Судом установлено, что общество реализовало на территории РФ товар, выпущенный в свободное обращение, и это обстоятельство не оспорено налоговым органом, а право применения налоговых вычетов предоставлено налогоплательщику п. 1 ст. 172 НК РФ, предусматривающей, что вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров. Глава 21 НК РФ не содержит обязательных указаний о принятии на учет налогоплательщиком товаров, исходя из скорректированной таможенной стоимости.

Поэтому общество правомерно, в соответствии с положениями п. 1 ст. 146 НК РФ,
к объекту налогообложения отнесло операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

При этом следует иметь в виду, что поскольку контроль за уплатой НДС при перемещении товаров на таможенную территорию РФ в рассматриваемом случае возложен на таможенный орган, а не на налоговый орган, как самостоятельный объект налогообложения пп. 4 п. 1 названной налоговой нормы поименован ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Таким образом, следует согласиться с доводами заявителя о том, что п. 8 ст. 154 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС, в том числе, по самостоятельной операции при ввозе товаров, определяемой как сумма таможенной стоимости этих товаров (пп. 1 п. 1 ст. 160 НК РФ).

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что ввиду отсутствия в НК РФ правовых норм об определении налоговым органом таможенной стоимости товаров не соответствуют закону суждения налогового органа относительно определения налоговой базы при реализации на территории РФ товаров для начисления НДС как суммы таможенной стоимости ввозимых товаров, в рассматриваемом случае - скорректированной таможенным органом.

Поэтому налоговым органом неправомерно доначислен НДС в размере 524482 руб. и, соответственно, произведен зачет имеющейся у налогоплательщика переплаты в счет уплаты доначисленного НДС.

Учитывая, что требования заявителя удовлетворены в полном объеме, госпошлина, уплаченная ООО “О.“ при подаче иска, в
размере 1000 руб. подлежит возврату.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение МИМНС РФ N 12 по Приморскому краю от 12.04.04 N 78 (193эод) о доначислении ООО “О.“ НДС за ноябрь 2003 года в сумме 524482 руб. как не соответствующее Налоговому кодексу РФ.

Возвратить ООО “О.“ из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением N 55 от 12.05.04.

Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.