Решения и определения судов

Постановление Арбитражного суда Приморского края от 20.09.2004 по делу N А51-4904/04 27-143 Оставлено без изменения решение по иску организации, осуществляющей предоставление населению жилищно-коммунальных услуг, удовлетворенному за счет федеральной казны.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 20 сентября 2004 г. Дело N А51-4904/04 27-143“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

ОАО “Дальэнерго“ в лице Партизанского отделения “Теплосбыт“ обратилось с иском к администрации МО г. Партизанск, Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по ПК о взыскании 1059824 руб. 44 коп. расходов, связанных с предоставлением в период с 01.10.2002 по 31.12.2002 льгот по оплате теплоэнергии, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Решением суда от 26.07.2004 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.

Обжалуя решение суда, Министерство финансов РФ
в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю просит его отменить, поскольку ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ закреплено право инвалидов всех категорий на 50% скидку при оплате коммунальных услуг, между тем источник финансирования средств на компенсацию указанной льготы не определен.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ утвержден Порядок предоставления средств на реализацию предоставленных указанными законами льгот, в соответствии с которым расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований, а также учреждениями и другими получателями бюджетных средств указанного назначения.

Как следует из ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ и отчета о его исполнении, в бюджет Приморского края денежные средства на финансирование затрат по предоставлению льгот перечислены в запланированном объеме.

При таких обстоятельствах, заявитель апелляционной жалобы полагает, что действующим законодательством определен источник финансирования льгот, предоставляемых инвалидам. Федеральный бюджет свои обязательства исполнил надлежащим образом, в связи с чем основания для возложения ответственности на казну РФ отсутствуют.

В связи с предоставлением недостоверных данных о фактическом количестве льготников сложилась ситуация недофинансирования, между тем вина Министерства финансов РФ в сложившейся ситуации отсутствует.

Администрация Приморского края считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

ОАО “Дальэнерго“, администрация МО г. Партизанск, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в заседание суда не явились, отзыва не представили.

Решение суда проверяется в порядке ст. ст. 266
- 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

01.04.2002 между ОАО “Дальэнерго“ в лице Партизанского отделения “Теплосбыт“ и администрацией МО г. Партизанск на срок с 01.04.2002 по 31.12.2002 заключен договор N 1-и, по условиям которого последняя обязалась возмещать энергоснабжающей организации расходы, связанные с предоставлением льгот населению в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“. В соответствии с п. 2.2.1 договора возмещение расходов осуществляется администрацией МО г. Партизанск в пределах средств, переданных из краевого бюджета.

ОАО “Дальэнерго“, предоставляя жилищно-коммунальные услуги, в период с 01.10.2002 по 31.12.2002 за счет собственных средств предоставляло в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и условиями договора льготу в виде 50-процентной скидки в оплате теплоэнергии жителям МО г. Партизанск, подпадающим по действие вышеуказанного Закона.

Понесенные в спорный период расходы администрацией МО г. Партизанск не компенсированы, что послужило основанием для обращения ОАО “Дальэнерго“ с настоящим иском.

Проверив материалы дела, правильность применения судом норм материального и процессуального права, заслушав доводы сторон, коллегия считает решение суда законным и обоснованным исходя из следующего.

В соответствии со ст. 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), предоставляемая в порядке, установленном Правительством РФ.

Исходя из п. 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901) расходы, связанные с предоставлением указанных услуг, возмещаются по муниципальному жилищному фонду в
порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ и утвержденным им Порядком предоставления средств на реализацию предоставленных указанными законами льгот средства на реализацию льгот инвалидам предусматриваются в федеральном Фонде компенсаций и направляются субъектам РФ. Расходование предоставленных субсидий осуществляется органами соцзащиты населения субъектов РФ, муниципальных образований, а также учреждениями и другими получателями бюджетных средств указанного назначения.

Таким образом, средства на реализацию льгот, установленных Федеральным законом, являются средствами федерального бюджета.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ имеет название “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“, а не “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ“.

В соответствии со ст. ст. 72, 76 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ разделение полномочий РФ и субъектов РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ принят 24.06.1999, а не 24.01.1999.

Согласно ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения
и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.01.1999, действующим в спорный период, обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

В соответствии с п. 4 ст. 130, ст. ст. 133, 136 БК РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

В соответствии со ст. 84 БК РФ исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов бюджетных уровней.

Из изложенного следует, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов должно осуществляться путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 годах“ и от 15.08.2001 N 584 “О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В целях реализации положений о реформировании межбюджетных отношений создан Фонд компенсаций.

Судом первой инстанции правомерно на основании оценки представленных сторонами доказательств установлено, что денежные средства, поступившие из Фонда компенсаций и федерального бюджета на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ в 2002 году были в полном объеме переданы в муниципальное образование и распределены последним между
предприятиями, непосредственно предоставляющими указанные льготы.

Так, в ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ в составе Фонда компенсаций были запланированы субсидии и субвенции, в т.ч. на реализацию положений ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“. Приморскому краю указанные средства утверждены в размере 160752 тыс. руб. и направлены Министерством финансов РФ через УФК по Приморскому краю целевым назначением (уведомление о лимитах бюджетных обязательств по разделу 21 “Финансовая помощь бюджетам других уровней“ на 2002 год, отчет департамента финансов Администрации Приморского края о доходах субъекта РФ за счет перечисленных бюджетных средств от 05.01.2003 N 45/02-18).

В соответствии со статьей 24 краевого Закона “О краевом бюджете на 2002 год“ от 26.11.2001 N 174-КЗ (в редакции от 21.01.2003) указанные средства были распределены между муниципальными образованиями края, в частности, МО г. Партизанск получило указанные средства в сумме 3070 тыс. руб. Факт перечисления средств подтверждается краевым Законом “Об исполнении краевого бюджета за 2002 год“ N 68-КЗ от 12.08.2003, справками Департамента финансов Администрации Приморского края о реализации льгот.

Как следует из финансовых распоряжений и справок финансового управления администрации г. Партизанска, данные денежные средства распределены между предприятиями муниципального образования, непосредственно предоставляющими льготы, пропорционально понесенным расходам.

Между тем, объем передаваемых средств не покрывает фактические расходы предприятий муниципального образования на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Таким образом, поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ из федерального бюджета выделялись не в полном объеме, полученные денежные средства, в том числе и дотации, выделенные на возмещение потерь в связи с изменениями объема и порядка формирования Фонда компенсаций,
переданы муниципальным образованиям Приморского края полностью, и доказательств нецелевого использования денежных средств у суда не имеется, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что возложение ответственности на субъект федерации либо на муниципальное образование за неисполнение Федерального закона не отвечает нормам действующего законодательства.

В силу вышеизложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ответственность за причиненные истцу убытки в соответствии со ст. ст. 16, 125, 1069 ГК РФ должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов.

Доводы заявителя апелляционной жалобы в части неправильного определения судом первой инстанции ответчика коллегия признает несостоятельными, поскольку составление проекта федерального бюджета, сводной бюджетной росписи федерального бюджета, организация исполнения бюджета, осуществление предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, открытие лицевых счетов главных распорядителей в соответствии со ст. ст. 165 - 167, 171 Бюджетного кодекса РФ относится к компетенции Министерства финансов РФ, исходя из чего имело реальную возможность предусмотреть дополнительные средства с учетом возможности изменения объема.

Несостоятельны доводы заявителя апелляционной жалобы в части неподтверждения истцом объема предоставленных в спорный период льгот, поскольку в материалах дела имеются списки льготников и акты сверки, подписанные представителями истца, Управлением социальной защиты населения администрации МО г. Партизанск, подтверждающие фактический объем предоставленных льгот и понесенных в спорный период в связи с их предоставлением расходов.

При таких обстоятельствах коллегия считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы заявителя не нашли своего объективного подтверждения. Нарушений, влекущих отмену судебного акта (ст. 270 АПК РФ), из материалов дела не усматривается, в силу чего оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.
ст. 266 - 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 26.07.2004 по делу N А51-4904/04 27-143 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.