Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.04.2004, 13.04.2004 по делу N А51-79/04 30-26 Заявленное требование о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость удовлетворено, поскольку неисполнение таможенным органом обязанности проставления на грузовой таможенной декларации отметки “товар ввезен“ не может лишать налогоплательщика права на льготное налогообложение и возмещение НДС.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 апреля 2004 г. Дело N А51-79/04 30-26изготовлено мотивированное решение13 апреля 2004 г.резолютивная часть оглашена“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

Открытое акционерное общество “Н.“ (сокращенно - Порт) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по г. Находка Приморского края (сокращенно - Инспекция) от 19.11.03 N 17/3156 об отказе в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 102233 руб. по налоговой декларации по НДС по налоговой ставке “0“ процентов за июль 2003 года.

Инспекция в судебное заседание не явилась, заявленное требование не признала, ссылаясь на то, что Порт документально не подтвердил
обоснованность применения налоговой ставки “0“ процентов в отношении реализации услуг по погрузке и перегрузке товаров на экспорт и товаров, импортированных в Российскую Федерацию.

Спор рассматривается в отсутствие Инспекции по имеющимся в деле документам в порядке ст. 156 АПК РФ.

Материалами дела установлено, что Порт осуществляет погрузо-разгрузочные работы и траспортно-экспедиторское обслуживание экспортных и импортных грузов, в связи с чем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ производит налогообложение по налоговой ставке “0“ процентов.

19 августа 2003 года Порт представил в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке “0“ процентов за июль 2003 года с пакетом документов, установленных п. 4 ст. 165 Налогового кодекса РФ.

Согласно представленной налоговой декларации реализация, подлежащая налогообложению по ставке “0“ процентов, за июль 2003 года составила 6473295 руб., в том числе:

- реализация работ (услуг) по погрузке и перегрузке товаров, экспортированных за пределы Российской Федерации - 5557370 руб.;

- реализация работ (услуг) по погрузке и перегрузке товаров, импортированных в Российскую Федерацию - 915925 руб.

По данным налоговой декларации к возмещению из бюджета предъявлен НДС в сумме 458075 руб., в том числе:

- 276307 руб. - НДС по материальным ресурсам, использованным для осуществления услуг в отношении экспортных и импортных товаров в июле 2003 г.;

- 115839 руб. - НДС, ранее уплаченный с авансов и предоплаты, рассчитываемый в отчетном налоговом периоде при реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки “0“ процентов по которым подтверждена;

- 65929 руб. - НДС, ранее уплаченный по товарам (работам, услугам), по которым применение налоговой ставки “0“ процентов ранее не было документально не подтверждено.

По результатам камеральной налоговой проверки данной налоговой
декларации Инспекцией было принято решение N 17/3156 от 19.11.03, которым Порту было отказано в возмещении из федерального бюджета НДС за проверяемый период в сумме 102233 руб. в связи с отсутствием документального подтверждения правомерности применения налоговой ставки “0“ процентов в отношении реализации услуг по погрузке и перегрузке товаров на экспорт на сумму 1483893 руб., импортных товаров на сумму 915925 руб.

По услугам в отношении экспортных грузов Инспекция основывает свой вывод на том, что представленные Портом грузовые таможенные декларации содержат отметку таможенного органа о вывозе товара за пределы Российской Федерации, проставленную не в июле 2003 г., а 06.08.03, 12.08.03, 01.09.03, т.е. в августе - сентябре 2003 года.

Ссылаясь на п. 9 ст. 167 Налогового кодекса РФ, согласно которому моментом определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1 - 3 и 8 п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, является последний день месяца, в котором был собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, Инспекция считает, что поскольку отметки таможенного органа, необходимость наличия которых на грузовой таможенной декларации предусмотрена пп. 3 п. 4 ст. 165 Кодекса, проставлены в августе 2003 г., то налоговую базу в сумме 1483893 руб. следовало отразить в налоговых декларациях за август - сентябрь 2003 года.

По услугам в отношении импортных грузов Инспекция основывает свой вывод на том, что Портом были представлены грузовые таможенные декларации, оформленные с нарушением пункта 5 Порядка подтверждения таможенными органами фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК РФ 26.06.01 N 598, согласно которому на оборотной стороне грузовой таможенной декларации должна стоять отметка сотрудника
таможенного органа, производившего проверку факта ввоза товаров, “Товар ввезен“.

Не согласившись с данным решением, Порт обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оспаривая правомерность принятого Инспекцией решения, Порт ссылается на то, что порядок представления документов в целях применения налогоплательщиком “нулевой“ ставки и вычетов по НДС, а также порядок проверки налоговыми органами таких документов регламентирован статьями 165 и 176 Налогового кодекса РФ. В данных правовых нормах не содержится указания на то, что для подтверждения ставки “0“ процентов и налоговых вычетов имеет значение дата проставления отметки пограничного таможенного органа. Поскольку Порт представил пакет документов, отвечающий требованиям п. 4 ст. 165 НК РФ в установленный п. 5 ст. 174 НК РФ срок, т.е. до 20 августа 2003 года, то у Инспекции, по мнению Порта, не было оснований для отказа в применении налоговой ставки “0“ процентов по экспорту лишь на том основании, что на грузовых таможенных декларациях, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации в июле 2003 г., отметка таможенного органа, подтверждающая данный факт, проставлена в августе и 1 сентября 2003 г.

Кроме того, Порт считает необоснованным утверждение Инспекции об отсутствии на грузовых таможенных декларациях, представленных в подтверждение ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации, отметки таможенного органа, поскольку она имеется.

Исследовав материалы дела, оценив доводы Порта и возражения Инспекции, суд считает заявленные требования правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок возмещения указанного налога закреплены в статье 176 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ суммы налога, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса РФ,
в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Налогового Кодекса РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового Кодекса РФ.

Материалами дела установлено и Инспекцией не оспаривается, что Портом был представлен полный пакет документов, установленный статьей 165 Налогового кодекса РФ. Не оспаривается Инспекцией и тот факт, что вывоз товара за пределы таможенной территории РФ произведен в июле 2003 г.

Согласно пункту 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 5 этой статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки “0“ процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 этого Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, экспортируемый товар был помещен под таможенный режим экспорта в мае - июле 2003 года, что подтверждается представленными грузовыми таможенными декларациями, а пакет документов, установленный п. 4 ст. 165 Налогового кодекса РФ, был представлен Портом вместе с налоговой декларацией в пределах установленного пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ срока.

В связи с этим суд считает, что нарушение Портом положения абзаца 1 пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ не является основанием для отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость по экспорту.

Налоговый кодекс РФ не ставит
в зависимость право на применение налоговой ставки “0“ процентов и налоговых вычетов от даты подтверждения таможенным органом факта экспорта.

Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения “обоснованности применения налоговой ставки “0“ процентов и налоговых вычетов налогоплательщик должен представить таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса).

Как установлено в ходе судебного разбирательства и Инспекцией не оспаривается, Портом в подтверждение оказания услуг по погрузке и выгрузке импортированных на территорию Российской Федерации товаров были представлены грузовые таможенные декларации с отметкой пограничного таможенного органа, через который товар был ввезен на территорию Российской Федерации.

Доказательств отсутствия факта ввоза на территорию Российской Федерации товаров, указанных в представленных Портом грузовых таможенных декларациях, а также доказательств нарушения или отмены таможенного режима “импорт“ при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации Инспекцией не представлено.

Таким образом, отказ Инспекции в применении Портом налоговой ставки “0“ процентов и налоговых вычетов по услугам в отношении импортного груза только по тому основанию, что вместо предусмотренной Приказом ГТК РФ N 598 от 26.06.01 отметки таможенного органа “Товар ввезен“ сотрудник таможенного органа, производившего проверку факта ввоза товаров, сделал отметку “Товар поступил“, является формальным и необоснованным.

Наличие отметок пограничной таможни “Ввоз подтвержден“ в полных грузовых
таможенных декларациях, представленных Портом в материалы дела в ходе судебного разбирательства, подтверждает правомерность применения Портом налоговой ставки “0“ процентов при перегрузке импортных грузов за июль 2003 года и правомерность отнесения на налоговые вычеты заявленного НДС с суммы реализации 915925 руб.

Налоговый кодекс РФ не ставит в зависимость право налогоплательщика на применение налоговой ставки “0“ процентов и налоговых вычетов от дословного соответствия формулировки отметки сотрудника таможенного органа, представленной на грузовой таможенной декларации, требованиям внутреннего приказа высшего руководящего таможенного органа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Инспекции МНС РФ по г. Находка Приморского края N 17/3156 от 19.11.03 об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость по налоговой декларации по НДС по налоговой ставке “0“ процентов за июль 2003 года.

Возвратить открытому акционерному обществу “Н.“ из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей 00 копеек, оплаченную по платежному поручению N 3070 от 24.12.03.

Выдать справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.