Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.02.2004, 27.02.2004 по делу N А51-4282/2003-5-207 Расходы организации, возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате электрической энергии гражданам на основании Федерального закона “О ветеранах“, подлежат компенсации из средств казны Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 февраля 2004 г. Дело N А51-4282/2003-5-207резолютивная часть оглашена27 февраля 2004 г.изготовлено решение“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

ОАО “Дальэнерго“ обратилось с иском в суд о взыскании с администрации муниципального образования Хасанского района 32974 рублей 35 копеек выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот при реализации положений Федерального закона “О ветеранах“ за период с ноября по декабрь 2002 года.

По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Администрация Приморского края, Департамент финансов Администрации Приморского края.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон “О ветеранах“, а не Федеральный закон
“О социальной защите инвалидов в РФ“.

Представитель истца и администрации МО Хасанского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения спора ответчик извещены надлежащим образом. В отзыве администрация МО Хасанского района, не оспаривая сумму задолженности, просила в иске отказать, ссылаясь на отсутствие вины и пояснила, что все поступившие из краевого бюджета средства на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ направлены в адрес предприятий - поставщиков коммунальных услуг, однако полученные средства не покрывают в полном объеме затраты указанных предприятий.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассмотрен в отсутствие истца и ответчика по имеющимся в материалах дела документам.

Администрация Приморского края, Департамент финансов Администрации Приморского края исковые требования оспорили, полагая, что установленная ФЗ “О ветеранах“ льгота 50 процентов по оплате коммунальных услуг подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, поскольку Министерство финансов РФ не финансирование федерального закона.

Ответчики пояснили, что в краевом бюджете на 2002 год запланированы средства в сумме 252,9 тысяч рублей, тогда как согласно расчетам департамента финансов на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в 2002 году необходимо 3435,5 миллионов рублей, в том числе на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг 1394,9 миллионов рублей.

Министерство Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю исковые требования отклонило, ссылаясь на обязанность субъекта федерации нести расходы по исполнению ФЗ “О ветеранах“.

Ответчики пояснили, что составления дополнительных актов сверки задолженности, помимо подписанных представителем администрации (начальник отдела социальной защиты населения) по состоянию на 01.01.2003 и приобщенных истцом к материалам дела, не требуется, но оспорили включение истцом в сумму предъявленных требований суммы
налога на добавленную стоимость.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в связи со следующим.

Между администрацией МО Хасанского района и ОАО “Дальэнерго“ заключен договор б/н от 26.07.2002 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами. Согласно договору ОАО “Дальэнерго“ предоставляет льготы по оплате электрической энергии в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, а администрация возмещает ОАО “Дальэнерго“ расходы, понесенные при предоставлении указанных льгот. Срок действия договора установлен сторонами с 01.04.2002 по 31.12.2002.

Истец в период с октября по декабрь 2002 года надлежащим образом осуществлял свои обязанности по предоставлению льгот при оплате электрической энергии гражданами, проживающими на территории муниципального образования Хасанского района, и предъявил администрации муниципального образования для оплаты счет-фактуру N 24 от октября 2002 г., N 29 от декабря 2002 г. и N 2 от января 2003 г. на общую сумму 34974 рубля 35 копеек.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии с Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2002 год“ от 26.11.2001 N 174-КЗ, приложением N 5 к Закону Приморского края “Об исполнении краевого бюджета за 2002 год“ от 12.08.2003 N 68-КЗ администрация края перечислила в муниципальные образования Приморского края денежные средства в сумме 252,9 тысяч рублей, т.е. в плановом объеме, в том числе Хасанскому району выделено и перечислено 2028 тысяч рублей на оказание услуг по ЖКХ.

Между тем,
объем переданных средств не покрывает в полном объеме расходы предприятий-поставщиков коммунальных услуг.

Представленные администрацией МО Хасанского района документы свидетельствуют о распределении ответчиком полученных из краевого бюджета целевых средств между предприятиями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг, предоставляющими в соответствии с Федеральным законом льготы при оплате данных услуг ветеранам. Поскольку порядок такого распределения при наличии нескольких поставщиков жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования и недостаточном финансировании законодательно не определен, суд считает обоснованным применение ответчиком пропорционального деления в зависимости от объема оказываемых конкретным поставщиком услуг.

Исходя из надлежащего исполнения администрацией МО в спорный период обязательств по договору от 26.07.2002, отсутствия нецелевого использования полученных средств, в иске к администрации муниципального образования следует отказать.

Статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ разделены полномочия федеральных органов и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления в части компенсации расходов на реализацию льгот ветеранам.

На субъекты федерации возложена обязанность утверждения порядка предоставления и компенсации льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан.

В части 2 статьи 10 Закона указано, что расходы органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаимозачетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Таким образом, средства для реализации льгот, установленных указанным Законом, являются средствами федерального бюджета.

Поскольку органами государственной власти до настоящего времени не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами федерации и муниципальными образованиями в связи с предоставлением льгот ветеранам, суд приходит к выводу, что возложение ответственности на субъект федерации не отвечает нормам действующего законодательства

Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001
годах“ и разделом 4 Постановления Правительства РФ “О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ от 15.08.2001 N 584 определено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Статьей 84 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме финансирование расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, а последний в связи с этим не смог надлежащим образом профинансировать муниципальное образование Хасанского района, то исковые требования в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Исковые требования подлежат удовлетворению частично на сумму 32836 рублей 50 копеек, поскольку в счете-фактуре N 2 от 04.01.03 допущена арифметическая ошибка на сумму 137 рублей 85 копеек (0.450 рублей х 25750 квт/ч = 11587 рублей 50 копеек).

Ссылка ответчиков на неправомерность включения истцом в сумму иска налога на добавленную стоимость не может быть принята судом, поскольку, как следует из пояснений истца и представленных им доказательств, не смотря на то, что в вышеуказанных счетах-фактурах сумма НДС выделена отдельно, фактически выставленная к оплате сумма состоит из начислений по тарифу, утвержденному Постановлением Региональной энергетической комиссии N 31 от 05.08.2002 для населения, который составляет для льготной категории граждан 00 рублей 45 копеек на 1 квт/ч.

Кроме того, согласно
ФЗ РФ “О налоге на добавленную стоимость“ физические лица, получившие льготы при оплате коммунальных услуг, не являются плательщиком указанного налога.

Расходы по уплате государственной пошлины в части удовлетворенных исковых требований относятся на ответчика, однако последний освобожден от ее уплаты на основании статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ как орган государственной власти.

Руководствуясь статьями 105, 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества “Дальэнерго“ 32836 (тридцать две тысячи восемьсот тридцать шесть) рублей 50 копеек убытков.

В иске к администрации муниципального образования Хасанского района отказать.

В иске к Администрации Приморского края отказать.

В иске к Департаменту финансов Администрации Приморского края отказать.

В части взыскания 137 рублей 85 копеек отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества “Дальэнерго“ в доход федерального бюджета 6 (шесть) рублей 00 копеек государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края в течение месяца с даты принятия решения.