Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2007 по делу N А56-31902/2007 За непредставление физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2007 г. по делу N А56-31902/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2007 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семиглазова В.А.

судей Згурской М.Л., Масенковой И.В.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16898/2007) Индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2007 года по делу N А56-31902/2007 (судья Спецакова Т.Е.),

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга

к Индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. br>
о взыскании штрафа

при участии:

от заявителя: Михайлов А.В. - доверенность от 02.05.2007
года N 5;

от ответчика: Кабанов В.В. -
установил:

решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2007 года удовлетворены требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 120 рублей штрафа.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель заявителя просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав ответчика и представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил:

В результате проведенной камеральной проверки своевременности представления ответчиком сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2006 год, Управлением Пенсионного фонда составлен Акт камеральной проверки от 21.05.2007 года N 108/417 (л.д. 7) и принято Решение от 25.06.2007 г. N 301 (л.д. 9) о привлечении предпринимателя к ответственности в виде штрафа в размере 120 руб.

Требование Управления Пенсионного Фонда от 25.06.2007 года N 301 (л.д. 10) об уплате штрафа в добровольном порядке в установленный срок ответчик не исполнил.

Предприниматель не оспаривает того, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период деятельности с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года, не были представлены в Управление ПФР в Невском районе Санкт-Петербурга в срок до 01.03.2006 года.

В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на то, что ни в акте и решении заявителя, ни в решении суда не указан период, за который не представлены сведения; на настоящий момент не утверждена форма представления сведений для лиц, самостоятельно уплачивающих
страховые взносы в виде фиксированного платежа. Кроме того, по мнению ответчика, заявитель не обладает полномочиями по взысканию штрафа.

Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию ответчика по следующим основаниям.

В акте камеральной проверки N 108/417 указано, что в результате проверки выявлено непредставление в установленный срок индивидуальных сведений (статья 11 ФЗ от 01.04.1996 года N 27-ФЗ), при установленном сроке представления - 01.03.2007 года. Само по себе отсутствие в акте N 108/417 и решении N 301 указания срока, за который не были представлены сведения, не может являться основанием для освобождения от ответственности. Срок, за который до 01.03.2007 года должны быть представлены сведения, указан в Законе от 01.04.1996 года N 27-ФЗ. Кроме того, акт проверки 21.05.2007 года был направлен в адрес ответчика (л.д. 8). Таким образом, предприниматель имел возможность представить заявителю свои возражения по акту проверки.

Согласно статье 1 Закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования.

В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Закона установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона).

В силу статьи 19 Закона Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.

В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года N 318 (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений), предусмотрено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно, до 1 марта, в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (пункт 2 Инструкции).

Ссылка апелляционной жалобы на нормы ст. 24 Закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ является ошибочной.

В пункте 2 ст. 24 Закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ говорится о том, что данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В пункте 6 ст. 24 Закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ говорится о том, что страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года,
следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Однако ответчик привлечен к ответственности не за непредставление вышеуказанных данных или декларации по страховым взносам в налоговый орган, а за непредставление сведений по индивидуальному персонифицированному учету в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В данном случае подлежат применению нормы законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Эти нормы не содержат требования об утверждении форм документов Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 года N 192п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению.

Судом апелляционной инстанции установлено, что у ответчика имелась возможность подать необходимые сведения по форме, которая действует в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга. Какие-либо уважительные причины, которые не позволили предпринимателю сдать сведения по указанной форме, ответчиком не указаны.

В соответствии со статьей 16 Закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 17 Закона страхователи, в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые
санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, заявитель обоснованно привлек предпринимателя к ответственности в виде штрафа в размере 120 рублей за непредставление сведений и обладал полномочиями по обращению в арбитражный суд.

При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.

Вместе с тем в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина подлежит уплате в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина для физических лиц установлена в размере 100 руб.

Таким образом, предпринимателю следует возвратить 950 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2007 года по делу N А56-31902/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 950 руб.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СЕМИГЛАЗОВ В.А.

Судьи

ЗГУРСКАЯ М.Л.

МАСЕНКОВА И.В.