Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу N А56-10709/2006 Отдельные объекты государственной собственности, не подлежащие включению в состав приватизируемого имущества согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации с возможностью передачи в муниципальную собственность. По искам об истребовании указанного имущества из чужого незаконного владения Комитет по управлению муниципальным имуществом является надлежащим истцом по смыслу статьи 301 ГК РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2007 г. по делу N А56-10709/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2007 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Я.В.Баркановой,

судей И.А.Сериковой, И.А.Тимухиной

при ведении протокола судебного заседания: Я.Ю.Олехнович,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13651/2007) Территориального управления Росимущества по Ленинградской области на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.07 г. по делу N А56-10709/2006 (судья Е.В.Савинова),

по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО “Выборгский район“ Ленинградской области

к ОАО “Выборгское ГАТП“

3-и лица: 1 - Леноблкоимущество, 2 - Территориальное управление Росимущества по Ленинградской области

Об истребовании
имущества

при участии:

от истца: представителя Васильева С.Б. по доверенности от 30.11.07 г. N Юр-987,

от ответчика: представителя Спицина А.Ю. по доверенности от 15.08.07 г. N 21,

установил:

комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования “Выборгский район“ Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО “Выборгское грузовое автотранспортное предприятие“ (далее - Общество) об обязании передать Комитету имущество базы отдыха “Волна“.

При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество) и Территориальное управление Росимущества по Ленинградской области (далее - Территориальное управление).

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.06 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.06 г. решение от 09.10.06 г. оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда от 15.03.07 г. решение от 09.10.06 г. и постановление апелляционной инстанции отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Комитет в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования и просил истребовать у Общества принадлежащее муниципальному образованию “Выборгский район“ Ленинградской области имущество базы отдыха “Волна“, расположенное по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, поселок Подборовье и поименованное в решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.07 г. по настоящему делу (л.д. 42, т. 4).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.08.07 г. исковые требования удовлетворены полностью.

В апелляционной жалобе Территориальное управление просит решение арбитражного суда от 21.08.07 г. отменить, в удовлетворении исковых требований Комитета отказать, ссылаясь на то, что спорное имущество относится к
федеральной собственности, в связи с чем на него не может быть установлено право муниципальной собственности.

В судебном заседании представитель Территориального управления доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители Комитета, Общества и Леноблкомимущества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на отсутствие оснований для отнесения спорного имущества к федеральной собственности.

Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей сторон, апелляционный суд установил следующее.

10.09.92 г. постановлением Правительства РФ N 696 в государственную собственность Ленинградской области переданы государственные предприятия, организации и учреждения согласно приложению N 1, в том числе Государственное предприятие “Выборгское производственное объединение грузового автомобильного транспорта“ (далее - Объединение).

При этом предприятия и имущество из перечней, утвержденных решениями Малого совета Выборгского горсовета, в том числе Объединение, отнесены к муниципальной собственности Выборгского района в соответствии с решением Малого совета Ленинградского облсовета от 09.12.92 N 252, принятым по предложению Леноблкомимущества.

Перечень объектов государственной собственности, подлежащих приватизации в 1992 - 93 годах на территории Выборгского района Ленинградской области, утвержден Распоряжением Госкомимущества от 29.12.92 N 1270-р. Комитет по управлению государственным имуществом Выборгского района Ленинградской области (далее - КУГИ) наделен правами территориального агентства Госкомимущества.

19.10.93 г. приказом КУГИ утвержден план приватизации Общества путем преобразования его в акционерное общество, зарегистрированное 17.11.93 г. Согласно пунктам 8, 9 подраздела II Первого раздела плана приватизации база отдыха “Волна“ приватизации не подлежит, предлагается оставить ее на балансе акционерного общества.

Между Комитетом по управлению государственным и муниципальным имуществом Выборгского района Ленинградской области (собственник) и правопредшественником Выборгского ГАТП (предприятие) 17.11.93 г. был заключен договор N 3 на право управления собственностью (полного хозяйственного ведения) (далее - Договор N 3), в соответствии с которым предприятию сроком по
31.12.2005 г. передано в полное хозяйственное ведение государственное имущество согласно приложению N 1, включающему имущество базы отдыха.

Имущество базы отдыха “Волна“ внесено в реестр муниципального имущества муниципального образования “Выборгский район Ленинградской области“.

При этом имущество базы отдыха “Волна“ как не вошедшее в уставный капитал Общества было внесено 22.12.2000 г. на основании заявления Выборгского ГАТП в Реестр федерального имущества.

Комитет, ссылаясь на то, что срок действия Договора N 3 истек, однако Выборгское ГАТП незаконно удерживает имущество базы отдыха, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

При рассмотрении настоящего дела лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что имущество базы отдыха “Волна“ не вошло в состав уставного капитала Общества, суть спора сводится к определению уровня собственности, к которому относится данное имущество.

Вопросы разграничения государственной собственности на момент возникновения спорных правоотношений регулировались Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1, а передача имущества из одного уровня собственности в другой производилась в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.

В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей. При этом, независимо от передачи этих объектов в собственность указанных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством РФ.

Объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев и областей, по правилам п. 4 Постановления
N 3020-1 могут быть по решению соответствующих Советов переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав. Согласно п. 7 Постановления N 3020-1 передача объектов в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом; вышестоящий Совет обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в 2-месячный срок со дня регистрации предложений. В силу п. 9 Постановления N 3020-1 право собственности соответствующего субъекта на объекты, указанные в п. 4 названного Постановления, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с п. 7 Постановления N 3020-1.

Материалами дела подтверждается, что Объединение как предприятие автомобильного транспорта относится к объектам, перечисленным в Приложении 2 к Постановлению N 3020-1. В соответствии с п. 1 названного Постановления Объединение передано постановлением Правительства РФ от 10.09.92 N 696 в государственную собственность Ленинградской области. В дальнейшем решением Малого совета Ленинградского облсовета от 09.12.92 Объединение передано в муниципальную собственность.

Апелляционный суд не принимает доводов апелляционной жалобы о необходимости применения к правоотношениям сторон Указа Президента РФ от 10.01.93 г. N 8 в силу их противоречия п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ, регламентирующего действие нормативных актов во времени. Названный Указ Президента РФ распространяется на предприятия федеральной (государственной) собственности до проведения процедуры разграничения государственной собственности по уровням собственности. В данном случае Объединение было передано в собственность Ленинградской области, а затем в муниципальную собственность до издания Указа Президента РФ от 10.01.93 г. N 8.

Также апелляционный суд считает необоснованным довод Территориального управления об отсутствии решения о передаче Объединения в муниципальную собственность. Принятие такого
решения подтверждается постановлением Правительства РФ от 10.09.92 г. N 696 и решением Ленинградского областного Совета народных депутатов от 09.12.92 г. N 252, что соответствует требованиям, изложенным в Постановлении Верховного Суда РФ от 27.12.91 г. N 3020-1 и распоряжении Президента РФ от 18.03.92 г. N 114-рп.

Территориальное управление в подтверждение невозможности передачи Объединения в муниципальную собственность ссылалось также на пункт 5.13 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г., утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.92 г. N 2980-1, поскольку на дату принятия постановления Правительства РФ от 10.09.92 г. Объединение уже находилось в процессе приватизации (была подана заявка на приватизацию). Вместе с тем, заявка на приватизацию Объединения была подана 11.12.92 г., а план приватизации Объединения утвержден 19.10.93 г., то есть после передачи Объединения в муниципальную собственность.

При принятии решения о приватизации Объединения КУГИ действовал на основании положения, утвержденного решением Малого Совета Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от 30.10.91 г. N 1/46, в соответствии с которым у КУГИ имелись полномочия, в том числе по разграничению государственной собственности, формированию муниципальной собственности и реализации программы приватизации муниципального имущества.

При принятии решения арбитражным судом первой инстанции был сделан правомерный вывод о том, что Объединение выбыло из федеральной собственности, в установленном порядке было передано в муниципальную собственность Муниципального образования “Выборгский район“ Ленинградской области и внесено в реестр муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно в соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса РФ удовлетворил исковые требования об истребовании имущества Объединения.

На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная
жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.07 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

БАРКАНОВА Я.В.

Судьи

СЕРИКОВА И.А.

ТИМУХИНА И.А.