Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2007 по делу N А56-19424/2007 В случае невозможности отнесения хранящихся в подвальном помещении обезличенных сгораемых материалов к горючим, хранение которых является нарушением санитарных норм и правил, предписание органа пожарного надзора об устранении выявленных нарушений подлежит отмене.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2007 г. по делу N А56-19424/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2007 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Г.В.Борисовой

судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульга

при ведении протокола судебного заседания: Л.Н.Мацур

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15597/07) ТСЖ “Озерки-1“ на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2007 по делу N А56-19424/2007 (судья Ресовская Т.М.)

по заявлению ТСЖ “Озерки-1“

к Отделу государственного пожарного надзора Выборгского района Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу

о признании незаконным предписания

при участии:

от заявителя: Левицкого С.Н. - председатель кооператива

от ответчика: Аяхтямовой О.С. - гос. инспектор удостоверение
ГПИ N 15627

установил:

товарищество собственников жилья “Озерки-1“ обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания N 332 от 22.06.2007 Отдела государственного пожарного надзора Выборгского района Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в части, обязывающей ТСЖ “Озерки-1“ освободить подвальное помещение дома от хранения оборудования, мебели, сгораемых материалов и ликвидировать мастерскую, оборудованную в данном помещении.

Решением суда первой инстанции ТСЖ “Озерки-1“ в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с законностью и обоснованностью оспариваемого предписания.

Не согласившись с решением суда, ТСЖ “Озерки-1“ направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных ТСЖ требований.

В судебном заседании представитель ТСЖ пояснил, что содержащиеся в оспариваемом предписании требования органа пожарного надзора освободить подвальное помещение дома от хранения оборудования, мебели, сгораемых материалов и ликвидировать мастерскую не основаны на нормах действующего законодательства, кроме того, представитель указал, что в акте проверки факт хранения и переработка горючих материалов не зафиксированы, а указано на наличие сгораемых материалов без указания их наименования.

Представитель государственного пожарного надзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по тем основаниям, что в подвальном помещении дома хранятся сгораемые материалы (деревянные оконные блоки, мебель, оборудование).

Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Отделом государственного пожарного надзора Выборгского района Управления государственного пожарного надзора ГУ
МЧС России по Санкт-Петербургу на основании распоряжения N 55 от 20.06.2007 проведено внеплановое мероприятие по контролю за противопожарным состоянием имущественного комплекса ТСЖ “Озерки-1“, расположенного по адресу: проспект Художников, дом 17.

По результатам проверки, проводящейся в присутствии представителя ТСЖ, 21.06.2007 составлен акт N 519, в котором зафиксированы наличие в подвальном помещении слесарной мастерской, хранение оборудования, мебели и сгораемых материалов, а также факт эксплуатации электрических светильников без защитной арматуры, предусмотренной конструкцией.

22.06.2007 в отношении ТСЖ вынесено предписание N 332 об устранении нарушения п. 3, 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03); п. 3, 4.11 государственных строительных норм и правил “Здания жилые многоквартирные“ СНиП 31-01-2003. Данным предписанием ТСЖ предложено:

1. Освободить помещение подвала жилого дома от хранения оборудования, мебели, сгораемых материалов;

2. Ликвидировать мастерскую, оборудованную в подвальном помещении;

3. Оборудовать электрические светильники колпаками-рассеивателями, предусмотренными конструкцией.

ТСЖ “Озерки-1“ не согласилось с указанным предписанием в части, обязывающей ТСЖ освободить подвальное помещение дома от хранения оборудования, мебели и ликвидировать мастерскую, оборудованную в подвальном помещении, и обратилось в суд с заявлением о признании предписания в оспариваемой части незаконным.

Суд первой инстанции, отказывая ТСЖ в удовлетворении заявленных требований, не в полном объеме исследовал обстоятельства дела, ошибочно указав на нарушение товариществом и п. 4.11 СНиП 31-01-2003 “Здания жилые многоквартирные“.

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования
пожарной безопасности.

Нормативные документы, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом “О пожарной безопасности“ Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации установленные Правилами требования обязательны для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В силу пункта 40 Правил (общая часть) в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается в том числе:

- хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах;

- устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток.

Из объяснений председателя товарищества следует, что вход в слесарную мастерскую изолирован об общих лестничных клеток, данное обстоятельство подтверждается и планом подвальных помещений (л.д. 17) и не отрицается
органом пожарного надзора.

Апелляционный суд находит неправомерным вывод суда первой инстанции о нарушении товариществом требований п. 4.11 СНиП 31-01-2003.

В соответствии с п. 4.11 СНиП 31-01-2003 “Здания жилые многоквартирные“ в цокольном и подвальном этажах жилых зданий не допускается размещать помещения для хранения, переработки и использования в различных установках и устройствах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов, взрывчатых веществ, горючих материалов.

Вменяемое товариществом хранение в подвальных помещениях горючих материалов не подтверждается материалами дела: в акте проверки от 21.06.2007 N 519 проверяющими зафиксировано хранение сгораемых материалов без указания их наименования.

Таким образом, апелляционный суд не может отнести хранящиеся в подвале обезличенные сгораемые материалы к горючим, хранение которых и является нарушением п. 4.11 СНиП 31-01-2003.

Кроме того, в материалы дела представлено решение Выборгского районного суда по делу N 383 от 12.10.2007, в котором дана оценка действиям председателя товарищества Левицкого С.Н. по хранению оборудования, мебели, столярных изделий, сгораемых материалов, а также размещению слесарной мастерской (зафиксированных в акте проверки N 519). Требования председателя товарищества частично удовлетворены, и из постановления об административном правонарушении от 29.06.2007 исключено указание на нарушение им СНиП 31-01-2003.

В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

С учетом вышеизложенного апелляционный суд пришел к выводу, что органом пожарного надзора не доказано хранение в подвальном помещении горючих материалов, а требования органа освободить подвальное
помещение дома от хранения оборудования, мебели, сгораемых материалов и ликвидировать мастерскую не основаны на нормах действующего законодательства.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, оспариваемое товариществом предписание N 332 от 22.06.2007 в обжалуемой части - признанию недействительным.

Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе возлагаются на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2007 по делу N А56-19424/2007 отменить.

Признать недействительными п. 1, 2 предписания Отдела государственного пожарного надзора Выборгского района Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 22.06.2007 N 332 об обязании ТСЖ “Озерки-1“ освободить помещение подвала жилого дома от хранения оборудования, мебели, сгораемых материалов, а также ликвидировать мастерскую, оборудованную в подвальном помещении.

Взыскать с Отдела государственного пожарного надзора Выборгского района Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в пользу ТСЖ “Озерки-1“ государственную пошлину в размере 3000 рублей по заявлению и апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

БОРИСОВА Г.В.

Судьи

ФОКИНА Е.А.

ШУЛЬГА Л.А.