Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2007 по делу N А21-190/2007 Использование тягачей и полуприцепов, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления в силу Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, в качестве транспортных средств при осуществлении международных перевозок является основанием привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 26 сентября 2007 года Дело N А21-190/2007“

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2007 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Л.В.Зотеевой, судей Г.В.Борисовой, И.Г.Савицкой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Денисюк М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9568/2007) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2007 по делу N А21-190/2007 (судья Гурьева И.Л.) по иску (заявлению) ООО “МегаТрансАвто“ к Выборгской таможне о признании незаконным постановления, при участии: от истца (заявителя) -
предст. Асташкина А.В. - доверенность N 2/АС-07 от 17.09.2007; от ответчика (должника) - не явился (извещен, уведомление 75135),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “МегаТрансАвто“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - таможня, ответчик) от 12.12.2006 по делу об административном правонарушении N 10206000-1270/2006 о назначении обществу административного наказания на основании части 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 31.05.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Выборгская таможня просит отменить решение суда первой инстанции как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно истолкованы положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.06 N 16-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон), статьи 9 Закона N 13-ФЗ от 22.01.1996 “Об особой экономической зоне в Калининградской области“, части 5 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Представители Выборгской таможни, извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена без участия ее представителей.

Представитель Общества доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях перевозчика события и состава вменяемого ему правонарушения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела видно, что 01.09.2006 на таможенный пост МАПП Торфяновка прибыли принадлежащие ООО “МегаТрансАвто“ транспортные средства: седельный тягач марки “Рено“, государственный регистрационный номер М 976 УХ 39, с полуприцепом
марки “Флайгл“, регистрационный номер АВ 9496 39, с товаром, следовавшие из города Котка (Финляндия) в Москву по процедуре МДП. В ходе мероприятий таможенного контроля выявлено, что транспортные средства в соответствии с грузовыми таможенными декларациями N 10205100/071105/0039978 и 10205100/110705/0023477 помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны. В графу Д указанных ГТД внесена запись о том, что “ввоз на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и таможенного союза разрешен при условии уплаты таможенных пошлин и других платежей“. Такая же отметка имелась в паспортах указанных транспортных средств.

Транспортные средства помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области. Завершение таможенного режима в отношении тягача седельного и полуприцепа с бортовой платформой не производилось.

По факту использования условно выпущенного товара - седельного тягача и полуприцепа, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны в нарушение требований Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ, в отношении Общества таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении N 10106000-1270/2006.

29.11.2006 составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением Выборгской таможни от 12.12.2006 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 16.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере однократной стоимости предмета административного правонарушения, что составило 1334000 рублей.

Считая, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что транспортные средства, участвующие в перевозке, не являются товаром, а также указал то, что ограничения, введенные ФЗ N 16-ФЗ от 10.01.06, не распространяются на транспортные средства, ввезенные на территорию РФ до введения указанного закона в действие.

Апелляционный суд считает, что выводы
суда первой инстанции основаны на неправильном толковании закона.

В соответствии со статьей 155 Таможенного кодекса Российской Федерации одним из видов таможенного режима является режим свободной таможенной зоны. Регулирование правоотношений по установлению и применению режима свободной таможенной зоны в Калининградской области наряду с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 и Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 осуществляется Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации“ (статья 37) и Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“.

В соответствии со статьей 156 Таможенного кодекса Российской Федерации ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим.

В силу статьи 9 Федерального закона “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ от 10.01.2006 N 16-ФЗ таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Федеральным законом. Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, а также продукты их переработки могут потребляться исключительно на территории Калининградской области.

В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона
от 10.01.2006 N 16-ФЗ исключением из указанного правила может быть использование транспортных средств в международных перевозках между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также в перевозках товаров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации.

Однако таможенный орган установил, что транспортные средства использовались для международной перевозки товара с территории иностранного государства Финляндия (г. Котка) на территорию Российской Федерации (г. Москва). При осуществлении международной перевозки товар из иностранного государства не ввозился на территорию Калининградской области.

Осуществляемая Обществом перевозка подпадает под понятие “международная автомобильная перевозка“ и не соответствует ограничениям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ.

Исходя из пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон), юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу Федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области“, могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Федерального закона, с особенностями, установленными главой 8 этого же закона.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона установлено, что моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных
перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при условии, что транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области, а также принадлежат юридическим лицам, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области.

Согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона действие положений статьи 15 Федерального закона в отношении моторных транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления в силу Федерального закона, в течение трех лет со дня его вступления в силу распространяется также на случаи, если указанные транспортные средства принадлежат физическим лицам, государственная регистрация которых в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлена в Калининградской области.

Таким образом, исключение из статьи 15 Федерального закона предусмотрено только в отношении физических лиц, которым предоставляется возможность осуществления перевозок в течение трех лет. Других исключений применительно к статье 15 Федерального закона, в том числе по условиям осуществления международных перевозок в рамках переходных положений (гл. 8) Федерального закона, не предусмотрено.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 13-ФЗ принят 22.01.1996, а не 22.01.1999.

Вывод суда о том, что действия Общества не образуют состава административного правонарушения, поскольку Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ обратной силы не имеет, а Федеральный закон от 22.01.99 N 13-ФЗ не запрещал осуществление международных перевозок по любым маршрутам на транспортных средствах, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, является не соответствующим нормам материального права.

Согласно статье 1.7 КоАП РФ лицо,
совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ вступил в силу с 01.04.2006, а правонарушение было совершено 01.09.2006.

Более того, согласно статье 7 Федерального закона от 22.01.96 N 13-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области“ таможенный режим “свободной экономической зоны“ применялся в отношении ввозимых из других стран в Особую экономическую зону товаров, используемых на территории данной области. В паспорте транспортных средств, ввезенных в данном таможенном режиме, имеется указание на разрешение международной перевозки, в том числе между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, ограничения по эксплуатации данных транспортных средств имели место и до вступления в силу Федерального закона N 16-ФЗ.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 4 ТК РФ акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы. Отношения между таможенными органами и перевозчиками возникают не в связи с помещением средств автотранспорта под таможенный режим свободной таможенной зоны, а в связи с пересечением транспортного средства таможенной границы РФ. Таким образом, использование тягачей, полуприцепов, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления в силу ФЗ N 16-ФЗ, в качестве транспортных средств при осуществлении международных перевозок между иностранными государствами и остальной частью таможенной территории РФ означает не придание Закону N 16-ФЗ обратной силы, а его непосредственное применение во времени к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, использование автотранспортных средств, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, в качестве транспортных средств на остальной части
территории РФ свидетельствует о несоблюдении условий и ограничений, установленных Законом при применении и использовании таможенного режима свободной таможенной зоны.

Систематическое толкование вышеприведенных норм Закона устраняет какие-либо неясности его положений.

В соответствии с частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, таможенный орган правомерно привлек Общество к административной ответственности, посчитав, что вина Общества доказана, при привлечении Общества к административной ответственности процессуальные нарушения отсутствовали, таможенный орган наказание назначил в пределах санкции части 2 статьи 16.19 КоАП РФ. Для определения размера стоимости предмета административного правонарушения таможенным органом проведена товароведческая экспертиза по определению свободной рыночной стоимости автотранспортных средств. Экспертные заключения приобщены к материалам дела. В судебном заседании представитель Общества подтвердил, что ООО “МегаТрансАвто“ было уведомлено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела, а также о назначении товароведческой экспертизы, с материалами дела и заключением эксперта ознакомлено, с заключением экспертизы от 07.11.2006 согласно, никаких претензий по определению стоимости автотранспортных средств не имеет.

Таким образом, по данному делу таможенным органом доказаны как событие вмененного обществу правонарушения, так и его состав, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов Общества, апелляционным судом не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270,
статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.2007 по делу N А21-190/2007 отменить.

В удовлетворении заявления ООО “МегаТрансАвто“ о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни от 12.12.2006 по делу об административном правонарушении N 10206000-1270/2006 отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗОТЕЕВА Л.В.

Судьи

БОРИСОВА Г.В.

САВИЦКАЯ И.Г.