Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2007 по делу N А21-2527/2007 Эксплуатация энергоснабжающей организацией мазутного хозяйства без специальной лицензии в нарушение статьи 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“, согласно которой для осуществления деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов требуется получение лицензии, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2007 г. по делу N А21-2527/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2007 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего М.А.Шестаковой

судей Т.С.Гафиатуллиной, И.Г.Савицкой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.И.Агеевой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8434/2007) ОАО “Янтарьэнерго“ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08 июня 2007 года по делу N А21-2527/2007 (судья Ю.Д.Залужная),

по заявлению Гусевской городской прокуратуры

к ОАО “Янтарьэнерго“

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя: представитель не явился, извещен

от ответчика: В.П.Козлова по доверенности от 08.09.2006 N 320/102

установил:

гусевский городской
прокурор обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении ОАО энергетики и электрификации “Янтарьэнерго“ к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ по постановлению от 08.05.2007 за эксплуатацию филиалом - Гусевской ТЭЦ мазутного хозяйства без специального разрешения (лицензии).

Решением суда от 08.06.2007 заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафных санкций в размере 40000 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО “Янтарьэнерго“ подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Гусевский городской прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, однако своего представителя в судебное заседание не направил. В соответствии с п. 3 ст. 156, п. 1 ст. 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя налогового органа.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела и заслушав объяснения представителя общества, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 04.05.2007 Гусевской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности в филиале ОАО энергетики и электрификации “Янтарьэнерго“ Гусевской ТЭЦ, расположенной по адресу: Калининградская обл., г. Гусев, ул. Красноармейская, 13.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 17 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ общество эксплуатирует мазутное хозяйство (5 подземных и 5 наземных стальных резервуаров) без специальной лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

На основании материалов проверки постановлением от 08.05.2007 Гусевского городского прокурора
возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства или сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Статья 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ содержит перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов относится к виду деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности“ к полномочиям Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования относит утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности (статья 5).

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, Постановлением от 14.08.2002 N 595 утвердило Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

Устанавливая порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, Положение в пункте 1 содержит определение понятия пожароопасного производственного объекта.

Согласно подпункту “а“ пункта 1 настоящего Положения под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты,
на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

Промышленная безопасность определяется законодателем как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (статья 1 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“).

Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (статья 2).

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели (приложение N 1 к Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“).

Согласно свидетельству о регистрации А21-00434 от 15.08.2005 площадка главного корпуса Гусевской ТЭЦ, топливное хозяйство Гусевской ТЭЦ,
площадка двухбалочного мостового перегрузочного крана Гусевской ТЭЦ, площадка мостового перегрузочного крана Гусевской ТЭЦ отнесены к опасным производственным объектам.

Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1 Федерального закона “О пожарной безопасности“).

Согласно Федеральному закону “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Требования пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом “О пожарной безопасности“ - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

По объяснениям представителей Правительства РФ С.П. Федосова, Е.И. Яшкина одним из основных документов в области обеспечения пожарной безопасности является СНиП (строительные нормы и правила) 21-01097 “Пожарная безопасность зданий и сооружений“. Он устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей помещений.

Так, в соответствии с п. 5.21 СНиП 21-01-97 здания и части зданий подразделяются по функциональной пожарной опасности на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае пожара находится под угрозой (Ф1, Ф2, ФЗ, Ф4, Ф5).

Согласно этой классификации к классу Ф5 относятся производственные и складские здания, сооружения и помещения.

Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 314 утверждены нормы пожарной безопасности “Определение
категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности“ (НПБ 05-03).

Настоящие нормы устанавливают методику определения категорий помещений и зданий (или частей зданий между противопожарными стенами - пожарных отсеков) производственного и складского назначения по взрывопожарной и пожарной опасности в зависимости от количества и пожаровзрывоопасных свойств находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов с учетом особенностей технологических процессов размещенных в них производств.

В таблице 1 НПБ 105-03 приведены характеристики веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении и относящие эти помещения к категории взрывопожарных и пожароопасных помещений.

Таким образом, можно сделать вывод, что пожароопасный производственный объект характеризуется рядом признаков. Это должно быть здание, сооружение или помещение производственного либо складского назначения, о чем говорят слова: “производятся, хранятся, перерабатываются“, приведенные в определении понятия пожароопасного производственного объекта. Используемые на данных объектах жидкости, вещества и материалы должны являться пожароопасными, легко воспламеняться, являться горючими, способными гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

Суд первой инстанции установил, что мазутное хозяйство Гусевской ТЭЦ относится к пожароопасным производственным объектам, подлежащим лицензированию в МЧС России, по тому основанию, что используемый на ТЭЦ топочный мазут является горючей жидкостью.

При таких обстоятельствах общество, осуществляя деятельность по эксплуатации принадлежащего ему мазутного хозяйства, обязано было получить специальную лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

Доводы о нарушении процедуры привлечения общества к административной ответственности были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, сделавшим правильный вывод об отсутствии в действиях Гусевской городской прокуратуры процессуальных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области
от 08.06.2007 по делу N А21-2527/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ШЕСТАКОВА М.А.

Судьи

ГАФИАТУЛЛИНА Т.С.

САВИЦКАЯ И.Г.