Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.01.2007, 16.01.2007 по делу N А49-7363/2006-10а/13 Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 января 2007 г. Дело N А49-7363/2006-10а/13“

(извлечение)

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: резолютивная часть решения объявлена 16.01.2007, а не 16.01.2006.

Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2006 г.

В полном объеме решение изготовлено 23 января 2007 г.

Арбитражный суд Пензенской области,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (440052, г. Пенза) к ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 13а),

3 лицо: ГУ - УПФ России по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 14а),

о признании незаконным отказа в зачете страховых взносов,

при участии:

заявителя - предпринимателя Безикова А.Н. (свидетельство серия 58
N 000885245 от 03.08.2004);

от ответчика - Кадирова Р.Х. (доверенность от 09.01.2007 N ЧАМ-03/4);

от 3 лица - Володиной А.А. (доверенность от 22.03.2006 N 5),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Безиков Александр Николаевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы по отказу в зачете излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1621 руб. 99 коп. и обязании ответчика произвести указанный зачет.

В судебном заседании заявитель уточнил свои требования и просил суд признать незаконным отказ ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы от 08.11.2006 N КЛВ-09-05-13885 по зачету излишне уплаченных страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 1621 руб. 99 коп., в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, и обязать ответчика произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов. В обоснование заявленных требований заявитель сослался на положения ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Налоговый орган в письменном отзыве на заявление требования отклонил, указывая, что страховые взносы не включены в налоговую систему Российской Федерации, не относятся к числу налогов, поэтому налоговые органы не вправе осуществлять зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В судебном заседании представитель ответчика просил суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель третьего лица просил удовлетворить требования заявителя, считая их законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что 11.02.2005 и 14.01.2006 индивидуальным предпринимателем Безиковым А.Н. излишне уплачены страховые взносы в сумме 1621 руб.
99 коп., зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.

25.10.2006 предпринимателем в адрес налоговой инспекции направлено заявление о зачете излишне уплаченных страховых взносов - 1621 руб. 99 коп. (л.д. 6) в счет уплаты страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.

08.11.2006 письмом N КЛВ-09-05-13885 налоговая инспекция отказала заявителю в проведении зачета, ссылаясь на то, что действие статьи 78 Налогового кодекса РФ не распространяется на данные платежи.

Не согласившись с отказом, предприниматель Безиков А.Н. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.

Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением
которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых
органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

С учетом изложенного довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, судом отклоняется.

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Имеющимися в материалах дела выпиской из лицевого счета заявителя, реестром поступлений платежей от страхователя за период с 01.01.2002 по 16.01.2007, решением N 136 УПФР по Первомайскому району г. Пензы от 02.10.2006 подтверждается наличие у предпринимателя Безикова А.Н. переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме 1621 руб. 99 коп. Данный факт инспекцией не оспаривается.

Судом установлено, что заявителем соблюден определенный статьей 78 Налогового кодекса РФ порядок обращения с заявлением в налоговый орган для решения последним вопроса о зачете излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1621 руб. 99 коп.

Таким образом, требование заявителя по зачету излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ является правомерным, а отказ налогового органа, изложенный в письме N КЛВ-09-05-13885 от 08.11.2006, зачесть излишне уплаченные страховые взносы в сумме 1621 руб. 99 коп. не основан на нормах Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и Налогового кодекса, нарушает право заявителя на своевременный зачет сумм излишне уплаченных налогов и сборов, гарантированный положениями статьи 21 Налогового кодекса РФ.

Доводы налогового органа, изложенные в письменном отзыве на заявление, подлежат отклонению судом как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб., понесенные заявителем при подаче заявления, на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ответчика. Поскольку ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден в силу положений Налогового кодекса РФ, государственная пошлина в сумме 100 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании пункта 5 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать проверенный на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации незаконным отказ ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы от 08.11.2006 N КЛВ-09-05-13885 по зачету
индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме 1621 руб. 99 коп., зачисленных на накопительную часть трудовой пенсии.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Первомайскому району города Пензы в 15-дневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу произвести зачет излишне уплаченных индивидуальным предпринимателем Ф.И.О. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 1621 руб. 99 коп. в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. из федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.