Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 по делу N А21-7290/2006 Осуществление международной перевозки вне территории Калининградской области является нарушением положений статьи 15 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, касающихся применения режима свободной таможенной зоны в отношении товара, рассматриваемого как транспортное средство, что влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 25 июня 2007 года Дело N А21-7290/2006“

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2007 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего А.Б.Семеновой, судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой, при ведении протокола судебного заседания Т.Н.Светловой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4928/2006) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2007 по делу N А21-7290/2006 (судья И.Л.Гурьева) по иску (заявлению) ЗАО “ДанБалттранс-Калининград“ к Выборгской таможне о признании незаконным и отмене постановления, при участии: от истца (заявителя) - не явился
(уведомлен - почтовое уведомление N 46435); от ответчика (должника) - представителя О.Ю.Ларичевой (доверенность от 09.01.2007 N 05-01/53),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество “ДанБалттранс-Калининград“ (далее - Общество, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 21.11.2006 по делу об административном правонарушении N 10206000-1302/2006.

Решением суда от 07.02.2007 заявленные требования удовлетворены.

На указанное решение суда таможней подана апелляционная жалоба, в которой таможенный орган просит отменить решение суда от 31.01.2007 (таможней указана дата оглашения резолютивной части решения) в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, нормам материального права.

Представитель Общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В суд поступила телеграмма, содержащая ходатайство Общества об отложении судебного разбирательства в связи с непредставлением таможенным органом ему своих доводов и возражений с учетом представленного дополнения к отзыву на апелляционную жалобу. Ходатайство судом отклонено как необоснованное.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, считает, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 04.09.2006 на таможенный пост МАПП Торфяновка Выборгской таможни прибыло транспортное средство - грузовой автомобиль (тягач седельный) марки “МАН“ рег. N Е653ВС39, иден. N WMAT32C162M221013, с прицепом марки “Крон“, рег. N LM8973, осуществлявшее, как следует из представленных водителем А.Ситиевым товаросопроводительных документов, перевозку товаров (косметика в количестве 449 грузовых мест). Перевозка осуществлялась в рамках контракта N 2/12 от 01.04.1998, условия поставки CIP Москва, место погрузки товара - г.
Ханко (Финляндия), место доставки товара - Центральная акцизная таможня, ООО “Терминал Селятино“ (Российская Федерация, г. Москва). Отправителем товара являлась фирма “Селдико С.А.“ (Швейцария), получателем - ООО “Селдико“ (Российская Федерация, Москва).

В ходе проверки представленных документов таможенным органом было установлено, что собственником автомобиля марки “МАН“ рег. N Е653ВС39, иден. N WMAT32C162M221013, является ЗАО “ДанБалттранс-Калининград“, зарегистрированное в г. Калининграде по адресу: ул. Суворова, д. 54, в графе 19 “Таможенные ограничения“ паспорта таможенного средства имеется запись о том, что ввоз на остальную часть таможенной территории РФ и таможенного союза разрешен при условии уплаты таможенных пошлин и других платежей (л.д. 56, т. 1). Из объяснений генерального директора Общества И.В.Веселова и представленной в материалы административного дела ГТД N 02807/13109/0012680 (графа 1) следует, что указанное транспортное средство проходило таможенное оформление в зоне деятельности Калининградской таможни и было помещено под таможенный режим свободной экономической зоны Калининградской области “ИМ-71“ (л. 72 - 73, т. 1, л.д. 41 т. 2).

Учитывая, что перевозчик с использованием указанного транспортного средства осуществлял международную перевозку по маршруту Финляндия (г. Ханко) - Российская Федерация (г. Москва), таможенным органом сделан вывод о том, что Обществом нарушено требование статьи 15 Федерального закона “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ от 10.01.06 N 16-ФЗ (далее - Закон N 16-ФЗ), в связи с чем определением от 06.09.2006 в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении N 10206000-1302/2006, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ (л.д. 40 - 45, т. 1). По окончании административного расследования таможенным органом
оформлен протокол от 03.11.2006 об административном правонарушении N 10206000 - 1302/2006, которым Обществу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ (л.д. 105 - 108, т. 1). По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении таможенным органом было вынесено Постановление от 21.11.2006 о привлечении Общества к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере однократной стоимости транспортного средства, являющегося предметом административного правонарушения, в размере 498000 руб. без применения конфискации транспортных средств (л.д. 118 - 128, т. 1). Общество с вынесенным Постановлением не согласилось и оспорило его в суде.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, вменяемого Обществу, кроме того, по мнению суда, Закон N 16-ФЗ не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на транспортные средства, ввезенные и помещенные под режим свободной таможенной зоны до его вступления в силу, следовательно, Обществом не были нарушены требования таможенного режима свободной таможенной зоны.

Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда ошибочными, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 156 Таможенного кодекса РФ ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим. Пунктом 1 статьи 155 ТК РФ установлено, что одним из таможенных режимов является режим свободной таможенной зоны. В соответствии с пунктом 2 статьи 155 ТК РФ таможенный режим свободной таможенной зоны
устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны. Такое регулирование установлено Федеральным законом “Об особых экономических зонах Российской Федерации“ от 22.07.05 N 116-ФЗ (статья 37). Регулирование режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в период выявления административного правонарушения и по настоящее время осуществляется Федеральным законом РФ от 10.01.06 N 16-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 16-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, представляет собой таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 статьи 9 названного закона предусмотрено, что товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, а также продукты их переработки могут потребляться исключительно на территории Калининградской области.

Вместе с тем статьей 15 Закона N 16-ФЗ установлены особенности применения таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в отношении отдельных категорий товаров. Так, моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей
при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении определенных условий: регистрация транспортных средств на территории Калининградской области и принадлежность транспортных средств юридическим лицам, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из содержания названных норм следует, что для товаров, являющихся транспортными средствами, находящихся под режимом свободной таможенной зоны, установлены некоторые изъятия из общего правила таможенного режима свободной таможенной зоны. В силу положений пункта 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ транспортные средства, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, могут использоваться вне территории Калининградской области без уплаты платежей и завершения таможенного режима, но при условии осуществления перевозок по определенным маршрутам: только при перевозке между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств либо при перевозке между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории РФ.

Поскольку Обществом, зарегистрированным в г. Калининграде, осуществлялась международная перевозка транспортным средством по маршруту Финляндия - Российская Федерация (Москва), то есть вне территории Калининградской области, то таможенным органом правильно установлено нарушение заявителем положений статьи 15 Закона N 16-ФЗ, касающихся применения таможенного режима свободной таможенной зоны в отношении товара, являющегося транспортным средством.

Учитывая положения статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод Общества, поддержанный судом первой инстанции, о том, что материалами дела не подтверждается наличие состава административного
правонарушения, поскольку Закон N 16-ФЗ обратной силы не имеет, а действовавший в период ввоза транспортных средств Федеральный закон “Об особой экономической зоне в Калининградской области“ от 22.01.96 N 13-ФЗ (далее - Закон N 13-ФЗ) не запрещал осуществление международных перевозок по любым маршрутам на транспортных средствах, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Порядок применения таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в период совершения административного правонарушения установлен Федеральным законом и должен был соблюдаться Обществом в силу положений статьи 156 ТК РФ независимо от того, что Закон N 13-ФЗ содержал норму, сформулированную иным образом.

Суд апелляционной инстанции считает неправомерным довод Общества, изложенный в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу, о том, что правонарушение не является оконченным в момент представления документов при въезде на таможенную территорию РФ, так как отношения между таможенными органами и перевозчиками возникают не в связи с помещением средств автотранспорта под таможенный режим свободной таможенной зоны, имеющий по своей природе неограниченный характер, а в связи с пересечением транспортным средством таможенной границы Российской Федерации.

Таким образом, ограничение использования моторных транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления в силу Закона, в качестве транспортных средств при осуществлении международных перевозок между территориями иностранных государств и остальной частью таможенной территории Российской Федерации означает не придание Закону обратной силы, а его непосредственное применение во времени к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Подлежит отклонению довод, изложенный в заявлении Общества в арбитражный суд и в отзыве на апелляционную жалобу, о том,
что ограничения на осуществление международных перевозок, определяемые режимом свободной таможенной зоны согласно Закону N 16-ФЗ, не распространяются на Общество в связи с тем, что оно является коммерческой организацией с иностранными инвестициями. Учитывая, что при осуществлении международных перевозок по установленным маршрутам, определенным в соответствии с положениями Закона N 16-ФЗ, таможенные пошлины в отношении транспортных средств не уплачиваются, вступление в силу указанного закона не привело к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность Общества как организации с иностранными инвестициями.

В соответствии с частью 2 статьи 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передача права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Следовательно, за нарушение при осуществлении международной перевозки грузов по маршруту Финляндия (г. Ханко) - Российская Федерация (г. Москва) таможенного режима, установленного на территории Калининградской области для ввезенного иностранного товара (в том
числе транспортного средства), Общество правомерно привлечено таможенным органом к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене, апелляционную жалобу таможни - удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 7 февраля 2007 года по делу N А21-7290/2006 отменить. В удовлетворении заявления ЗАО “ДанБалттранс-Калининград“ о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни от 21 ноября 2006 года по делу N 10206000-1302/2006 отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СЕМЕНОВА А.Б.

Судьи

ЛОПАТО И.Б.

САВИЦКАЯ И.Г.