Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 по делу N А26-1007/2007 Недоказанность негативного воздействия организации на окружающую среду посредством размещения опасных отходов при осуществлении розничной торговли производственными товарами освобождает организацию от обязанностей по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, по сертификации лица, допущенного к обращению с опасными отходами, по осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 7 июня 2007 года Дело N А26-1007/2007“

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2007 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Т.И.Петренко, судей М.В.Будылевой, Л.П.Загараевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.И. Аль Марашдех, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6445/2007) ООО “Норд Лимитед“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 марта 2007 года по делу N А26-1007/2007 (судья Г.Г.Шатина), принятое по заявлению ООО “Норд Лимитед“ к Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия о признании недействительным предписания, при участии: от истца (заявителя, взыскателя) - представитель И.А.Николаев по доверенности от 18.10.2006 (паспорт); от ответчика (должника, заинтересованного лица) - представитель Е.А.Карнаухова по доверенности N 6429/01 от 09.01.2007 (паспорт),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Норд Лимитед“ (далее - заявитель, ООО “Норд Лимитед“, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия (далее - Управление) о признании недействительным и отмене предписания от 16.02.2007 об устранении природоохранного правонарушения, выразившегося в отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

Решением от 27.03.2007 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 7-ФЗ принят 10.01.2002, а не 10.02.2002.

На указанное решение ООО “Норд Лимитед“ подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением положений статей 1, 18, 19 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ) и части 2 статьи 16 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон N 7-ФЗ).

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что общество не разрабатывало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не производит плату за негативное воздействие на окружающую
среду, в связи с чем Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия выдано предписание от 16.02.2007 (л.д. 9 - 10) об устранении природоохранного правонарушения, которым ООО “Норд Лимитед“ обязывалось разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и представить их на утверждение; произвести сертификацию лица, допущенного к образованию с опасными отходами; вести производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами, в том числе учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, полученным от других лиц, а также размещенных отходов; произвести расчеты платы за загрязнение окружающей среды за 2004 - 2006 годы по фактическим данным предприятия, представить их в Управление и осуществить по ним плату.

Судом установлено, что общество осуществляет розничную и оптовую торговлю продовольственными товарами. Эксплуатация здания - это использование объекта в соответствии с его целевым назначением.

Согласно статье 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов, а под нормативом образования отходов понимается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

В соответствии с названной нормой Закона N 89-ФЗ опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью), или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в
контакт с другими веществами.

Как видно из материалов дела, хранение (захоронение), а следовательно, и размещение отходов обществом не осуществлялось, объектом размещения отходов общество не обладает.

Поскольку общество не размещает отходы, то соответственно у него отсутствует обязанность разрабатывать и согласовывать лимит на размещение отходов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а не статьи 19.

В силу пункта 4 статьи 19 Закона N 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 “О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“ во исполнение статьи 18 Закона N 89-ФЗ утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Пунктом 2 этих Правил установлено, что норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Из данных норм следует, что в рамках деятельности общества (розничная торговля продовольственными товарами) разработка нормативов образования отходов не требовалась.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть вторая названной нормы предусматривает конкретные виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Аналогичный перечень содержится и в пункте
1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.

Материалы дела не содержат доказательств негативного воздействия общества на окружающую среду, поэтому у общества отсутствуют обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, по сертификации лица, допущенного к обращению с опасными отходами, по осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2007 по делу N А26 -1007/2007 отменить.

Признать незаконным и отменить предписание Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Карелия от 16.02.2007 об устранении природоохранного правонарушения.

Выдать ООО “Норд Лимитед“ справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в сумме 3000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПЕТРЕНКО Т.И.

Судьи

БУДЫЛЕВА М.В.

ЗАГАРАЕВА Л.П.