Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2007 по делу N А56-15381/2006 Учреждения, созданные для оказания помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, имеют право на применение льготы по единому социальному налогу, предусмотренной абзацем 4 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 6 июня 2007 года Дело N А56-15381/2006“

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2007 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего М.Л.Згурской, судей И.В.Масенковой, В.А.Семиглазова, при ведении протокола судебного заседания О.В.Енисейской, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5364/2007) (заявление) МИФНС России N 17 по СПб на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2007 по делу N А56-15381/2006 (судья Т.В.Галкина) по иску (заявлению) негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования “Колледж экономики и права “Метроном“ к
Межрайонной инспекции ФНС N 17 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения, при участии: от заявителя - Журавлева Т.Ю. (доверенность от 30.03.2007 б/н); от ответчика - Серов Р.С. (доверенность от 13.02.2007 N 17/04101),

УСТАНОВИЛ:

негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Колледж экономики и права “Метроном“ (далее - НОУ “Метроном“, Учреждение, заявитель), уточнив предмет требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 17 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 29.03.2006 N 11/2/06/2 в части доначисления единого социального налога в сумме 2325720 руб., начисления соответствующих пени, применения налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату единого социального налога в сумме 298810 руб.

Решением суда от 06.03.2007 заявление Учреждения удовлетворено.

В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, заявитель не имеет права пользоваться льготой, предусмотренной абзацем 4 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ, поскольку он фактически не является учреждением и целью его создания не является достижение социальных целей и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Учреждения против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ЗАО “Метроном“ по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты
и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 01.10.2005; полноты и своевременности предоставления сведений о доходах за 2002, 2003, 2004 годы; правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога за период с 01.01.2002 по 31.12.2004; правильности применения налогового вычета (суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.02.2004); полноты уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.

По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 22.02.2006 N 11/2/06 и вынесено решение от 29.03.2006 N 11/2/06/2 о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением Учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) единого социального налога за 2003 - 2004 годы в виде штрафа в сумме 298810 руб.; пунктом 1 статьи 126 НК РФ - за непредставление в установленный законодательством срок документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа в размере 1100 руб.

Учреждению предложено уплатить в срок, указанный в требовании, налоговые санкции, неуплаченный (не полностью уплаченный) единый социальный налог в сумме 2325720 руб., пени за несвоевременную уплату (перечисление) налогов в сумме 1077302 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

На основании указанного решения Инспекцией выставлены требования от 30.03.2007 N 47862 об уплате налога, N 618, N 617 об уплате налоговой санкции.

Не согласившись частично с законностью вынесенного Инспекцией решения, Учреждение обратилось с заявлением в суд.

Суд, удовлетворяя заявление, указал, что Учреждением соблюдены условия для применения льготы, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

Апелляционная инстанция
не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с абзацем 4 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ в действующей в проверяемый период редакции от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо, освобождались учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения.

Отнесение налогоплательщика к категории, установленной данной нормой, возможно при соответствии его трем требованиям: организационно-правовая форма - учреждение; юридическое лицо создано для достижения социальных целей или для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; единственный собственник имущества - общественная организация инвалидов.

Проанализировав положения пункта 1 статьи 120, пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исследовав учредительные документы заявителя - протокол от 28.05.1999 N 4 и Устав, акты передачи заявителю в оперативное управление имущества от 04.08.1999, от 05.04.2001, от 27.08.2001, суд сделал правильный вывод о том, что организационно-правовая форма заявителя - учреждение.

Учредителем НОУ “Метроном“ в соответствии с протоколом от 28.05.1999 N 4 и Уставом является местное отделение Санкт-Петербургской городской общественной организации Всероссийского общества инвалидов Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Общество инвалидов), среди членов которого инвалиды составляют 100 процентов. Собственником имущества, переданного заявителю по актам от 04.08.1999, от 05.04.2001, от 27.08.2001
в оперативное управление, также является Общество инвалидов

Согласно пункту 1.5 Устава Учреждение создано для достижения образовательной цели. В рассматриваемый период заявитель осуществлял образовательную деятельность на основании лицензий от 20.10.2001 N 2730/01, от 27.05.2002 N 759-1.

Обоснованно не принят судом первой инстанции довод налогового органа о том, что деятельность заявителя не была направлена на оказание помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ предусмотрено в качестве основания для применения данной льготы требование о создании учреждения для достижения социальных, в том числе образовательных, целей, а также для оказания помощи инвалидам. Таким образом, оказание помощи инвалидам является не единственной целью создания учреждения, дающей право на применение льготы.

Судом обоснованно не принят довод Инспекции в отношении недействительности решения Общества инвалидов об учреждении заявителя как основанный на доказательствах, которые не могут быть признаны допустимыми.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что ЗАО “Метроном“ соблюдены все условия для применения льготы, установленной абзацем четвертым подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

В апелляционной жалобе налоговый орган не приводит доводы, опровергающие выводы суда, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2007
по делу N А56-15381/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗГУРСКАЯ М.Л.

Судьи

МАСЕНКОВА И.В.

СЕМИГЛАЗОВ В.А.