Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2007 по делу N А21-5608/2006 В соответствии с частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ за пользование или распоряжение транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 4 июня 2007 года Дело N А21-5608/2006“

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2007 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего А.Б.Семеновой, судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой, при ведении протокола судебного заседания Т.Н.Светловой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5623/2007) Великолукской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.02.2007 по делу N А21-5608/2006 (судья Т.А.Гелеверя) по иску (заявлению) ЗАО “КаМоск“ к Великолукской таможне об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, при участии: от истца (заявителя) -
представителя А.И.Жигулина (доверенность от 16.10.06); от ответчика (должника) - представителей А.А.Иванова (доверенность от 23.01.07 N 11-16/229), М.В.Козловой (доверенность от 23.01.07 N 11-16/227),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество “КаМоск“ (далее - Общество, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Великолукской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 25.07.2006 по делу об административном правонарушении N 10217000-89/2006.

Решением суда от 20.02.2007 заявленные требования удовлетворены.

На указанное решение суда таможней подана апелляционная жалоба, в которой таможенный орган просит отменить решение суда от 20.02.2007 в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, материалам дела и нормам действующего законодательства.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считает решение суда законным и обоснованным.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 24.05.2006 на Невельский таможенный пост Великолукской таможни прибыло транспортное средство - автомашина (седельный тягач) “Скания“ г.н.з. В 746 АЕ 39 с прицепом “Шмитц“ г.н.з. АА 8381 39, осуществлявшее, как следует из представленных водителем Самакаевым О.З. товаросопроводительных документов, перевозку товаров по маршруту Российская Федерация (ООО “Великолукские ткани“, г. Великие Луки) - Италия (фирма “Нортон Линен“).

В ходе проверки представленных документов таможенным органом было установлено, что автомашина “Скания“ г.н.з. В 746 АЕ 39 с прицепом “Шмитц“ г.н.з. АА 8381 39 принадлежит на праве собственности ЗАО “КаМоск“, зарегистрирована в Калининградской области, в графе “Особые отметки“ свидетельств о регистрации транспортных средств имеется запись о том, что ввоз на остальную часть таможенной территории РФ и таможенного союза разрешен при условии уплаты таможенных пошлин и других платежей (л. 18
дела об АП, приложения к делу).

Из рапорта уполномоченного по ОВД ОАР таможни от 29.05.2006 и представленных Обществом в таможенный орган ГТД N 02814/-71101/0026589 и N 02814/071101/0026592 следует, что указанные транспортные средства проходили таможенное оформление в зоне деятельности Калининградской таможни и были помещены под таможенный режим свободной экономической зоны Калининградской области “ИМ-71“ (л. 20 - 22 дела об АП).

Учитывая, что перевозчик с использованием указанных транспортных средств осуществлял международную перевозку по маршруту Российская Федерация (г. Великие Луки) - Италия, таможенным органом сделан вывод о том, что Обществом нарушено требование статьи 15 Федерального закона “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ от 10.01.06 N 16-ФЗ (далее - Закон N 16-ФЗ), в связи с чем определением от 29.05.2006 в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении N 10217000-89/2006, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ. По окончании административного расследования таможенным органом оформлен протокол от 11.07.2006 об административном правонарушении N 10217000-89/2006, которым Обществу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ (л.д. 132 - 136 дела об АП). По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении таможенным органом было вынесено Постановление от 25.07.2006 о привлечении Общества к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере однократной стоимости транспортных средств, являющихся предметами административного правонарушения, в размере 719408 руб. без применения конфискации транспортных средств (л.д. 9 - 13). Общество с вынесенным Постановлением не согласилось и оспорило
его в суде.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что материалами административного дела не подтверждается событие административного правонарушения, вменяемого Обществу, кроме того, Закон N 16-ФЗ не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на транспортные средства, ввезенные и помещенные под режим свободной таможенной зоны до его вступления в силу, следовательно, Обществом не были нарушены требования таможенного режима свободной таможенной зоны.

Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда ошибочными, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 156 Таможенного кодекса РФ ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим. Пунктом 1 статьи 155 ТК РФ установлено, что одним из таможенных режимов является режим свободной таможенной зоны. В соответствии с пунктом 2 статьи 155 ТК РФ таможенный режим свободной таможенной зоны устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны. Такое регулирование установлено Федеральным законом “Об особых экономических зонах Российской Федерации“ от 22.07.05 N 116-ФЗ (статья 37). Регулирование режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в периоде выявления административного правонарушения и по настоящее время осуществляется Федеральным законом РФ от 10.01.06 N 16-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 16-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, представляет собой таможенный режим, при котором иностранные
товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 статьи 9 названного Закона предусмотрено, что товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, а также продукты их переработки могут потребляться исключительно на территории Калининградской области.

Вместе с тем статьей 15 Закона N 16-ФЗ установлены особенности применения таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в отношении отдельных категорий товаров. Так, моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении определенных условий: регистрация транспортных средств на территории Калининградской области и принадлежность транспортных средств юридическим лицам, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из содержания названных норм следует, что для товаров, являющихся транспортными средствами, находящихся под режимом свободной таможенной зоны, установлены некоторые изъятия из общего правила таможенного режима свободной таможенной зоны. В силу положений пункта 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ транспортные средства, помещенные под таможенный режим
свободной таможенной зоны, могут использоваться вне территории Калининградской области без уплаты платежей и завершения таможенного режима, но при условии осуществления перевозок по определенным маршрутам: только при перевозке между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств либо при перевозке между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории РФ.

Поскольку Обществом осуществлялась международная перевозка транспортным средством по маршруту Российская Федерация (г. Великие Луки) - Италия, то есть вне территории Калининградской области, то таможенным органом правильно установлено нарушение заявителем положений статьи 15 Закона N 16-ФЗ, касающихся применения таможенного режима свободной таможенной зоны в отношении товара, являющегося транспортным средством.

Учитывая положения статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод Общества, поддержанный судом первой инстанции, о том, что материалами дела не подтверждается событие административного правонарушения, поскольку Закон N 16-ФЗ обратной силы не имеет, а действовавший в период ввоза транспортных средств Федеральный закон “Об особой экономической зоне в Калининградской области“ от 22.01.96 N 13-ФЗ (далее - Закон N 13-ФЗ) не запрещал осуществление международных перевозок по любым маршрутам на транспортных средствах, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Порядок применения таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в периоде совершения административного правонарушения установлен Федеральным законом и должен был соблюдаться Обществом в силу положений статьи 156 ТК РФ независимо от того, что Закон N 13-ФЗ содержал норму, сформулированную иным образом. Кроме того, следует отметить, что ограничения по
перемещению указанных транспортных средств имелись и до вступления в силу Закона N 16-ФЗ, о чем свидетельствуют соответствующие записи в свидетельствах о регистрации транспортных средств, внесенные в ноябре 2001 на основании статьи 7 Закона N 13-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передача права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Следовательно, за нарушение при осуществлении международной перевозки грузов по маршруту Российская Федерация (г. Великие Луки) - Италия таможенного режима, установленного на территории Калининградской области для ввезенного иностранного товара (в том числе транспортного средства), Общество правомерно привлечено таможенным органом к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение суда от 20.02.2007 подлежащим отмене, апелляционную жалобу таможни - удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь
пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 20 февраля 2007 года по делу N А21-5608/2006 отменить. В удовлетворении заявления ЗАО “Камоск“ о признании незаконным и отмене постановления Великолукской таможни от 25.07.2006 по делу N 10217000/2006 отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СЕМЕНОВА А.Б.

Судьи

ЛОПАТО И.Б.

САВИЦКАЯ И.Г.