Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2007 по делу N А56-13110/2004 Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным актом, утверждаемым законом субъекта РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 11 мая 2007 года Дело N А56-13110/2004“

Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2007 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мельниковой Н.А., судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р., при ведении протокола судебного заседания Ленской С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-163/2007) Администрации МО “Морозовское городское поселение“ Всеволожского муниципального района Ленинградской области на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2006 по делу N А56-13110/2004 (судья Жбанов В.Б.), принятое по заявлению ООО “Петербургрегионгаз“ по
иску ООО “Петербургрегионгаз“ к: 1) ЗАО “Морозовский энергетический комплекс“, 2) Администрации МО “Всеволожский район“ Ленинградской области, 3) Администрации МО “Морозовское городское поселение“ Всеволожского муниципального района Ленинградской области о взыскании 323817 руб. 75 коп., при участии: от заявителя - Статеевой И.Р. (доверенность N 09-002-2007 от 01.01.2007, паспорт); от первого ответчика - не явился (уведомление N 64556); от второго ответчика - Паньшина Е.А. (доверенность N 31-08/Д от 31.08.2006, паспорт), Чиркова В.С. (доверенность N 01-11/Д от 01.11.2006, паспорт); от третьего ответчика - не явился (уведомление N 64557),

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2004 в пользу ООО “Петербургрегионгаз“ взыскано с ЗАО “Морозовский энергетический комплекс“ 272349 руб. 78 коп. долга и 21400 руб. 28 коп. расходов по госпошлине, с Администрации МО “Всеволожский район Ленинградской области“ - 5370067 руб. 97 коп. долга и 36668 руб. 80 коп. расходов по госпошлине.

В ходе рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа по настоящему делу от Администрации МО “Всеволожский район“ Ленинградской области поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве путем замены Администрации МО “Всеволожский район“ Ленинградской области на Администрацию МО “Морозовское городское поселение“ Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2006 по делу N А56-13110/2004 заявленное ходатайство удовлетворено.

На указанное определение Администрацией МО “Морозовское городское поселение“ Всеволожского муниципального района Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит принятый по делу судебный акт отменить в части замены в порядке статьи 48 АПК РФ Администрации МО “Всеволожский район“ Ленинградской области на Администрацию МО “Морозовское городское поселение“ Всеволожского муниципального района
Ленинградской области. В апелляционной жалобе податель указывает, что обжалуемое определение вынесено в отсутствие представителя Администрации МО “Морозовское городское поселение“ Всеволожского муниципального района Ленинградской области, не извещенного о времени и месте судебного заседания по вопросу о процессуальном правопреемстве. Кроме того, податель жалобы указывает, что обязательства МО “Всеволожский район“ Ленинградской области могут быть возложены на Администрацию МО “Морозовское городское поселение“ только на основании передаточного акта, в котором будет предусмотрена передача конкретной задолженности от одного органа местного самоуправления другому. Такой передаточный акт в материалах дела отсутствует.

Представитель истца в судебном заседании пояснила, что документальной информацией относительно правопреемства не обладает. В отношении заявления о выдаче исполнительного листа пояснила, что само требование заявлено только в отношении госпошлины, поскольку основной долг погашен.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ЗАО “Морозовский энергетический комплекс“, Администрация МО “Всеволожский район“ Ленинградской области в судебное заседание не явились, отзывов на апелляционную жалобу не представили.

При проверке законности и обоснованности обжалуемого определения апелляционная инстанция считает, что оно подлежит отмене в части произведенного процессуального правопреемства, исходя из следующего.

Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.

В судебном заседании 11.09.2006, назначенном для рассмотрения вопроса о выдаче исполнительного листа, судом произведена замена ответчика по делу без извещения нового ответчика - Администрации МО “Морозовское городское поселение“ Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Указанная замена противоречит, по мнению апелляционной инстанции, смыслу и содержанию статей 47, 48 АПК РФ, поскольку в данном случае на стадии исполнительного производства новый ответчик не может представить свои доводы и возражения по делу, не могут быть соблюдены требования статей 7, 8 АПК РФ.

Кроме того, по мнению апелляционной инстанции, суд дал неправильную оценку ходатайству о замене ответчика по делу, поскольку надлежащими документами факт правопреемства не подтвержден.

Согласно статье 85 ФЗ РФ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон) имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 10 статьи 85 Закона (в редакции Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанный передаточный (разделительный) акт утверждается законом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы права Правительство Российской Федерации 31.12.2004 приняло Постановление N 903 “Об утверждении правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления“.

В этом же Постановлении Правительства Российской Федерации указано,
что основаниями для разграничения обязательств являются вступление в силу закона субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образованного муниципального образования в связи с изменением границы, преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о местном самоуправлении, а также наличие муниципального долга и (или) кредиторской задолженности муниципальных бюджетных учреждений.

Таким образом, буквальное толкование и пункта 10 статьи 85 Закона, и положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 позволяет сделать вывод о том, что наличие передаточного (разделительного) акта, утверждаемого законом субъекта Российской Федерации, требуется для определения имущественных обязательств органов местного самоуправления.

По утверждению подателя апелляционной жалобы Администрация МО “Морозовское городское поселение“ Всеволожского муниципального района Ленинградской области является органом местного самоуправления вновь образованного муниципального образования и осуществляет свои полномочия с 01.01.2006. Сведения об исключении из государственного реестра юридических лиц в отношении МО “Всеволожский район Ленинградской области“ отсутствуют.

Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Из подписанных 30.12.2005 главой администрации МО “Всеволожский муниципальный район“ Ленинградской области передаточных актов о передаче в муниципальную собственность МО “Морозовское городское поселение“ муниципальных предприятий и учреждений, а также имущества и обязательств не явствует о передаче обязательств, вытекающих из спорных правоотношений.

Поскольку Администрация МО “Всеволожский район“ Ленинградской области надлежащий передаточный акт не представила, апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что отсутствуют основания для процессуального правопреемства.

В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция полагает, что при вынесении определения судом нарушены нормы процессуального права. Судебный акт в обжалуемой части не мотивирован со ссылками на необходимые доказательства, подлежит
отмене. В удовлетворении заявленного ходатайства следует отказать.

Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2006 по делу N А56-13110/2004 в части замены Администрации МО “Всеволожский район“ Ленинградской области на Администрацию МО “Морозовское городское поселение“ отменить. В удовлетворении ходатайства Администрации МО “Всеволожский район“ Ленинградской области о проведении процессуального правопреемства отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

МЕЛЬНИКОВА Н.А.

Судьи

ПОЛУБЕХИНА Н.С.

СТАРОВОЙТОВА О.Р.