Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 29.08.2006 по делу N А49-4813/2006-208оп/21 В удовлетворении исковых требований об оспаривании постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции отказано, поскольку факт нахождения в реализации в розницу алкогольной продукции после окончания срока действия соответствующей лицензии подтвержден материалами дела, постановление вынесено налоговым органом в пределах предоставленных ему полномочий.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 августа 2006 г. по делу N А49-4813/2006-208оп/21

(извлечение)

Арбитражный суд Пензенской области,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Изобилие“ (440066, г. Пенза ул. Глазунова, 2в; 440060, г. Пенза)

к Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы (440066, г. Пенза, ул. Стасова, 14)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности при участии в судебном заседании

от заявителя - Власова А.М. - директора (паспорт),

от ответчика - Удаловой С.А. - главного специалиста (доверенность от 03.10.2005 г. N 18),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Изобилие“ (далее - общество, ООО “Изобилие“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным
и отмене постановления ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы (далее - налогового органа) N 342 от 11.08.2006 г., которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на отсутствие у налогового органа полномочий на проведение проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и как следствие, полномочий на осуществление административного производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 342 от 11.08.2006 г. по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил суду, что действие лицензии на реализацию алкогольной продукции у ООО “Изобилие“ закончилось 05.05.2006 г., с этой даты и по настоящее время заявитель не осуществляет реализацию алкогольной продукции. Продукция, находящаяся в реализации в магазине в момент проверки, принадлежит продавцу ООО “Изобилие“ Игониной Н.А.

Представитель налогового органа возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве по делу.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Изобилие“ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 27.11.2002 г. Свидетельство серия 58 N 000759323.

20 июля 2006 года должностными лицами налогового органа на основании поручения заместителя руководителя инспекции N 271 от 18.07.2006 г. проведена проверка торговой точки (магазин “Для Вас“), принадлежащей ООО “Изобилие“, расположенной по адресу: г. Пенза, ул. Глазунова, 2в, по вопросу
соблюдения порядка розничной реализации, закупки и хранения алкогольной продукции, наличия и подлинности специальных и акцизных марок.

В ходе проверки установлено нахождение в реализации в розницу алкогольной продукции, а именно: водки “Ледяной дом“ дата розлива 16.02.2006 г. 1 бут. по цене 145 руб., водки “Пшеничная“ дата розлива 24.06.2006 г. 1 бут. по цене 145 руб., водки “Парламент“ дата розлива 03.06.2006 г. 1 бут. по цене 160 руб., водки “На березовых бруньках“ дата розлива 27.03.2006 г. 1 бут. по цене 140 руб., настойки “Немиров с перцем“ дата розлива 08.02.2006 г. 1 бут. по цене 120 руб.

Срок действия предъявленной проверяющим ксерокопии лицензии на реализацию алкогольной продукции истек 05.05.2006. Иную лицензию общество не имеет.

Данные факты зафиксированы в акте проверки соблюдения порядка оптовой и розничной реализации, закупки и хранения алкогольной и табачной продукции, наличия и подлинности специальных и акцизных марок, соблюдения минимальных цен оптовой и розничной реализации алкогольной продукции от 20.07.2006 года N 451.

По результатам проверки в присутствии законного представителя общества - директора Власова А.М. - составлен протокол об административном правонарушении от 31 июля 2006 года N 757.

Постановлением исполняющего обязанности руководителя налогового органа от 11 августа 2006 года N 342 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.

ООО “Изобилие“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании вышеназванного постановления незаконным и его отмене.

Согласно статье 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения,
устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями при наличии лицензий.

В соответствии с пунктом 10 раздела 1 “Общие положения“ Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года N 55 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 года N 80) если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе ее выдавшем.

В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ от 27.01.2003 г. N 2 применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании части 3 статьи
14.16 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Совершение ООО “Изобилие“ административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, подтверждено материалами дела: актом проверки N 451 от “20.07.2006 года, протоколом об административном правонарушении N 757 от 31.07.2006 г., объяснением продавца Игониной Н.А., данным в ходе проверки, которая пояснила, что о просроченной лицензии она узнала от проверяющих.

Наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, заявителем не оспаривается.

Ссылка представителя заявителя на то, что указанная в акте алкогольная продукция не принадлежит обществу, судом не принимается во внимание, поскольку реализация алкогольной продукции осуществлялась в торговой точке, принадлежащей заявителю, данный факт заявителем признается.

Доводы заявителя относительно неправомочности должностных лиц налоговых органов осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, не основаны на действующем административном законодательстве.

Статья 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе за соблюдением условий действия лицензий на производство и оборот алкогольной продукции, осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

В силу статьи 2 названного Закона оборотом алкогольной продукции является ее
закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Исходя из пункта 142 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года N 55 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 года N 80), контроль за их соблюдением осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.

Пунктом 6.6 этого Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

Данные меры в силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что налоговые органы наделены полномочиями по выявлению и предупреждению административных правонарушений, а также составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлялось налоговым органом в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные частью 1 статьи 4.5
КоАП РФ, на дату вынесения оспариваемого постановления не истекли.

При назначении наказания в соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ налоговым органом учтены характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, в связи с чем в качестве меры ответственности применено взыскание административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

При данных обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении от 11 августа 2006 года N 342 о привлечении ООО “Изобилие“ к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать обществу с ограниченной ответственностью “Изобилие“, юридический адрес: 440066, г. Пенза, ул. Глазунова, 2в, свидетельство о государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц серия 58 N 000759323 от 27.11.2002 г., в удовлетворении требований о признании незаконным постановления инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы N 342 от 11.08.2006 г. о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Пензенской области.