Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 15.11.2007 N КА-А40/11615-07 по делу N А40-10069/07-112-69 Заявление о признании недействительными решений налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговых деклараций по косвенным налогам удовлетворено, так как международное соглашение, имеющее приоритет над законодательством РФ согласно НК РФ, не содержит указаний на применение мер налоговой ответственности за нарушение установленного в соглашении срока представления налоговой декларации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2007 г. N КА-А40/11615-07

Дело N А40-10069/07-112-69

Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2007 г.

Полный текст постановления изготовлен 15.11.2007 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Власенко Л.В.

судей Антоновой М.К., Тетеркиной С.И.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): П. (дов. от 22.10.07 г.),

от ответчика: Б. (дов. от 29.10.07 г. N 57-04-05/5),

рассмотрев 08.11.07 г. в судебном заседании кассационную жалобу заявителя ОАО “Авиакомпания “ЮТэйр“

на решение от 27.06.07 г.

Арбитражного суда г. Москвы,

принятое Зубаревым В.Г.,

на постановление от 24.08.07 г. N 09АП-10835/2007-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое Седовым С.П., Катуновым В.И., Яремчук Л.А.

по иску (заявлению) ОАО “Авиакомпания “ЮТэйр“

о признании недействительным решения

к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим
налогоплательщикам N 6

установил:

ОАО “Авиакомпания “ЮТэйр“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений N 179, 183, 184 от 21.02.07 г. Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Налоговой инспекции) “О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Решением от 27.06.07 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 24.08.07 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебные инстанции при этом исходили из того, что налоговый орган правомерно привлек заявителя к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговых деклараций по косвенным налогам за август, сентябрь и октябрь 2006 года, предусмотренных п. 5 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами ОАО “Авиакомпания “ЮТэйр“ обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения и постановления в связи с нарушением норм материального права. В обоснование чего приводятся доводы о нарушении налоговым органом процедуры проведения камеральной проверки, недоказанностью вины налогоплательщика, нарушением правовых норм.

В судебном заседании представитель Общества доводы кассационной жалобы поддержал, представитель Налоговой инспекции, предоставив отзыв на кассационную жалобу, приводил возражения относительно них.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции считает, что данные судебные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права.

Судом установлено, что налоговый орган, рассмотрев налоговые декларации, представленные заявителем по косвенным налогам при ввозе товаров на территорию РФ с территории
Республики Беларусь за август, сентябрь, октябрь 2006 г. вынес решения N 179, 183, 184 от 21.02.07 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд установил обстоятельства, которые послужили основанием для вынесения данных решений налоговым органом - заявитель несвоевременно представил указанные выше декларации.

Суд, принимая решение, исходил из того, что согласно п. 5 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по косвенным налогам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, утвержденному Приложением N 5 к Приказу Министерства финансов РФ от 28.12.2005 N 163н, декларация подается в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Заявитель не отрицал, что им нарушены сроки предоставления деклараций, однако им приводились доводы о том, что он не может быть привлечен за это к ответственности, поскольку ответственность за указанное нарушение не предусмотрена международным Соглашением.

Отклоняя данные доводы, суд исходил из того, что согласно ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30
процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Суд пришел к выводу, что обязанность предоставлять налоговую декларацию по тому или иному налогу обусловлена положениями закона об этом виде налога, которыми налогоплательщик отнесен к числу таковых и, учитывая, что налогоплательщиком было допущено нарушение сроков представления деклараций по косвенным налогам за август, сентябрь и октябрь 2006 года, предусмотренных п. 5 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации, то в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации Общество было правомерно привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20 340 руб.

Суд кассационной инстанции считает, что данный вывод является ошибочным.

Согласно ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Заявитель привлечен к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 названной статьи ответственность наступает за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Следовательно, законодательством о налогах и сборах должен быть установлен срок представления налоговой декларации.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит согласно п. 1 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Спорные правоотношения регулируются международным договором, поскольку спорные налоговые декларации по
косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь поданы заявителем в соответствии п. 6 разд. I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося Приложением к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг“.

Согласно п. 6 раздела I названного Положения налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Как уже было отмечено выше, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь 15.09.2004 заключено Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизма контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющимся Приложением к названному Соглашению, договаривающиеся стороны определили порядок применения, взимания косвенных налогов, обязанности и права налогоплательщиков при импорте товаров, в том числе установили обязанность по представлению в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций.

Однако, названное Положение не содержит указания на применение мер налоговой ответственности, предусмотренных
как международным соглашением, так и национальным законодательством договорившихся стран, за нарушение установленного в Положении срока представления налоговой декларации.

Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, относящегося к законодательству о налогах и сборах Российской Федерации, а у суда отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в удовлетворении его требований.

При изложенных обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

Заявленные ОАО “Авиакомпания “ЮТэйр“ требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 27.06.2007 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 24.08.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-10069/07-112-69 отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 N 179, N 183, N 184 от 21.02.2007 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 в пользу ОАО “Авиакомпания “ЮТэйр“ расходы по кассационной жалобе в размере 1 000 руб.

Председательствующий

Л.В.ВЛАСЕНКО

Судьи:

М.К.АНТОНОВА

С.И.ТЕТЕРКИНА