Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.06.2006, 06.06.2006 по делу N А49-1552/2006-117а/8 Повторное выставление инкассового поручения взамен ранее выставленных (по просьбе налогоплательщика, закрытии расчетного счета из-за реорганизации налогоплательщика, смене кодов КБК) не противоречит законодательству о налогах и сборах. НК РФ не запрещает налоговому органу производить замену инкассовых поручений и не связывает прекращение обязанности по уплате пеней с указанным выше условием. Данная обязанность прекращается днем уплаты соответствующих сумм пеней, а их начисление - днем уплаты налога.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 июня 2006 г. Дело N А49-1552/2006-117а/8“

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 06.06.2006.

Арбитражный суд Пензенской области,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ОАО “Волгомост“ в лице филиала Мостотряд N 20 (440003, г. Пенза)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 13)

об обжаловании действий должностных лиц,

при участии:

от заявителя - Акимовой Л.Н. - юрисконсульта, доверенность от 16.12.2005 N 195юр, Цуценко Е.А. - гл. бухгалтера, доверенность от 17.01.2006 N 249-юр;

от ответчика - Мерзликиной И.Н. - начальника отдела, доверенность от 22.12.2005 N ЧАМ-06/17666, Демидовой О.В. - начальника отдела, доверенность от 18.07.2005 N МЛ-06/9658,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Волгомост“ обратилось
в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы об обжаловании действий должностных лиц, выразившихся в направлении 22.12.2005 инкассового поручения N 12087 на бесспорное списание пени по налогу на прибыль предприятия, зачисляемую в доход бюджета субъекта Российской Федерации в сумме 1058884 руб. 60 коп. В заявлении ОАО обжалует данные действия со ссылкой на то, что требование обществом не получалось и на нарушение налоговым органом процедуры взыскания пени.

В судебном заседании представители заявителя заявленные требования поддержали, уточнив основания, по которым считают инкассовое поручение незаконным: а именно в связи с тем, что ими в 2001 году налог на прибыль в местный бюджет был исчислен по завышенной ставке и пени должны быть начислены не помесячно, как это указано в требованиях, а поквартально. Указанные первоначально в заявлении основания заявитель в судебном заседании не поддержал.

Ответчик требования не признал по изложенным в отзыве основаниям, пояснив также, что взыскание по оспариваемому инкассовому поручению приостановлено. Кроме того, ответчик полагает, что исчисление налога по ставке налогообложения в 2001 г., равной 17%, произведено самим налогоплательщиком, а сумма пени корректируется в течение года поквартально и предъявленная сумма пени рассчитана с учетом этого в соответствии с положениями НК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям:

налоговой инспекцией на основании ранее выставленных требований о наличии задолженности по пени по налогу на прибыль, зачисляемую в местный бюджет, N 393 от 11.04.2002 на сумму 252354 руб. 78 коп., N 1355 от 06.05.2002 на сумму 180830 руб. 78 коп., N 2047 от
28.10.2002 на сумму 281188 руб. 21 коп., N 2215 от 27.11.2002 на сумму 35 руб. 67 коп., N 326 от 28.02.2003 на сумму 1259 руб. 87 коп., N 3196 от 28.10.2003 на сумму 1309 руб. 40 коп., N 3611 от 28.10.2003 на сумму 16172 руб. 60 коп., N 1217 от 29.03.2004 на сумму 5659 руб. 51 коп. и N 123 от 30.12.2002 на сумму 630 руб. 81 коп. были вынесены соответствующие решения о взыскании сумм задолженности по налогу и пени и выставлены инкассовые поручения (указанные документы имеются в материалах дела). Инкассовые поручения по просьбе налогоплательщика были отозваны, а затем взамен ранее выставленных инкассовых поручений 22.12.2005 были совершены оспариваемые действия по направлению в банк поручения N 12087. Указанные требования (кроме 123 от 04.02.2003) были направлены налогоплательщику заказной корреспонденцией по месту нахождения филиала, и согласно представленным ответчиком уведомлениям последним получены. Таким образом, в оспариваемое инкассовое поручение налоговым органом включены задолженность по пени, указанная в требованиях в сумме 1058884 руб. 60 коп., в том числе 739441 руб. 63 коп. на текущую задолженность и плюс отсроченная по реструктуризации - 331982 руб. 06 коп.

В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Действия налогового органа в части выставления в
инкассовом поручении задолженности по пени в сумме 331982 руб. 06 коп. и по требованию N 123 от 04.02.2003 на сумму 630 руб. 81 коп. не соответствуют положениям налогового законодательства Российской Федерации. Согласно п. 8 “Правил по применению в 2001 году порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002“, утвержденных Приказом МНС РФ от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, со дня принятия налоговым органом решения о реструктуризации приостанавливаются меры принудительного взыскания в отношении реструктурируемой задолженности. В силу положений Налогового кодекса Российской Федерации (ст. ст. 31, 48, 75) направление инкассового поручения о взыскании пени является мерой принудительного взыскания.

Поскольку ОАО “Волгомост“ (филиалом которого является Мостотряд N 20) состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Волжскому району г. Саратова, последней приняты решение от 30.10.2001 N 16 и дополнение к нему от 26.12.2001. Согласно данным решениям ОАО “Волгомост“ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ было предоставлено право реструктуризации задолженности по пеням, начисленным по состоянию на 30.11.2001. В приложении к указанным решениям по филиалу Мостотряд N 20 была реструктуризирована задолженность по пени в сумме 2323300 руб. Налоговый орган не отрицает, что в сумму задолженности по пеням, выставленную в инкассовом поручении вошла отсроченная задолженность по решению о реструктуризации в
сумме 331982 руб. 06 коп.

Таким образом, в силу вышеприведенного законодательства налоговый орган не должен был с момента принятия решения о реструктуризации применять меры принудительного взыскания по отсроченной задолженности.

То обстоятельство, что письмами от 22.12.2005 и повторно 04.05.2006 направленными в отделение Сбербанка налоговый орган приостановил действие инкассовых поручений(в том числе и N 12087 от 22.12.2005) не делает законными действия по его выставлению. Кроме того, у налогового органа остается право отозвать свое письмо в любое время, что также нарушает права заявителя и не соответствует целям реструктуризации.

Налоговый орган в нарушение положений ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации не направил налогоплательщику требование N 123 от 04.02.2003 на сумму 630 руб. 81 коп.

Указанные действия налогового органа нарушают права заявителя, не соответствуют требованиям налогового законодательства, и выставление инкассового поручения N 12087 от 22.12.2005 в этой части (332612 руб. 87 коп.) подлежит признанию незаконным.

В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исходя из избранного заявителем способа защиты своего права, суд считает, что в остальной части действия налогового органа являются законными.

Материалами дела подтверждена задолженность заявителя по текущим платежам по налогу на прибыль, направляемая в местный бюджет, за 2002 - 2004 гг., в связи с чем ему на основании ст. 75 Налогового
кодекса Российской Федерации начислена пени. Сумма пени исчислена в соответствии с той суммой задолженности по налогу с учетом уплаты и подтверждена расчетами налогового органа, представленными в судебное заседание. В соответствии с порядком начисления пени суммы пени начислялись на ту задолженность, которая была у налогоплательщика с учетом несвоевременного представления налоговых деклараций (например, за 1 квартал 2002 г. декларация представлена 28.06.2002), с учетом уплаты налога.

Право налогового органа на выставление инкассовых поручений на бесспорное списание задолженности по пеням предусмотрено п. 9 ст. 31 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии задолженности и соблюдении порядка для предложения о добровольном перечислении задолженности (направления требования).

Довод заявителя, что пени рассчитано помесячно опровергается представленным расчетом, который корректировался по мере предъявления деклараций поквартально и по итогам года.

Налоговый кодекс РФ не связывает направление требований по взысканию пени на просроченную задолженность только исходя из ее поквартального расчета. Доказательств того, что при расчете пени поквартально ее сумма будет иной, заявитель не представил, и его утверждение о несоответствии начисленных сумм такому расчету является голословным.

Заявителю налоговым органом неоднократно предлагалось произвести взаимовыверку расчетов, однако он указанные предложения проигнорировал, более четырех лет, получая требования об уплате, их не оспорил, производил уплату начисленного им налога с просрочкой платежа.

Не может быть принят судом и довод заявителя о завышении им суммы налога, поскольку указанная задолженность по налогу на прибыль, зачисляемая в местный бюджет, произведена налоговым органом на основании данных налоговых деклараций, представленных самим налогоплательщиком. В соответствии со ст. 23 и 52 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы,
налоговой ставки и налоговых льгот. Таким образом, налогоплательщик-заявитель по делу самостоятельно исчислял налог на прибыль и в случае излишней уплаты вправе представить уточненные налоговые декларации. Налоговый орган, производя начисление пени на те суммы налога, которые налогоплательщик сам указал в налоговой декларации, не вправе самостоятельно вносить в нее какие-либо изменения. Задолженность по налогу на прибыль подтверждена состоянием лицевого счета заявителя. В связи с этим представленный в судебное заседание ОАО “Волгомост“ расчет пени исходя из ставки налога 5% не может быть принят судом.

Поскольку заявление удовлетворено частично, уплаченная госпошлина на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату ОАО “Волгомост“ в размере 1000 руб.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы по направлению инкассового поручения N 12087 от 22.12.2005 на бесспорное списание с ОАО “Волгомост“ 332612 руб. 87 коп. как противоречащие Налоговому кодексу Российской Федерации.

В остальной части заявления отказать.

Возвратить ОАО “Волгомост“ из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном и в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в кассационном порядке.