Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.04.2006 по делу N А49-949/2006-91а/22 У заявителя отсутствует право на применение налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета, поскольку при реализации коммунальных услуг отсутствует объект налогообложения, а также налогооблагаемая база.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 апреля 2006 г. Дело N А49-949/2006-91а/22“

(извлечение)

Арбитражный суд Пензенской области,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения “Департамент ЖКХ г. Пензы“ (440008, г. Пенза, ул. Некрасова, 34)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы (440026, г. Пенза, ул. К. Маркса, 3)

о признании недействительным решения,

при участии:

от заявителя - Калинина С.И. - юриста (дов. от 12.12.2005 N 13-д);

от ответчика - Коробейниковой М.Л. - начальника юридического отдела (дов. от 22.02.2006 N КЛС-04-1158), Плотниковой Л.М. - главного государственного налогового инспектора (дов. от 03.04.2006 N ПОВ 04-03), Строковой И.А. - начальника отдела камеральных проверок (дов. от 13.03.2006
N ПОВ 04-3/2789), Талышевой Л.А. - главного специалиста (дов. от 10.04.2006 N ПОВ 04-03/4469),

УСТАНОВИЛ:

муниципальное учреждение “Департамент ЖКХ г. Пензы“ (далее - МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы (далее - налоговый орган), в котором просило арбитражный суд признать недействительным решение налогового органа от 29 декабря 2005 года N 125 “Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части: предложения уменьшить на 578640 руб. исчисленную в завышенных размерах сумму превышения налоговых вычетов по НДС над общей суммой исчисленного налога (п. 2.1 резолютивной части решения), предложения внести исправления в бухгалтерский учет (п. 2.4 резолютивной части решения), а также просило в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязать налоговый орган возместить из федерального бюджета суммы превышения налоговых вычетов по НДС над общей суммой исчисленного налога в размере 1235842 руб.

В судебном заседании представитель заявителя требования заявления поддержал. По мнению заявителя, в обжалуемом решении налоговым органом сделан необоснованный вывод о необходимости увеличения налоговой базы по НДС на сумму бюджетных ассигнований, выделенных МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“ через органы социальной защиты населения, в целях покрытия убытка от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Кроме того, МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“ не является органом, входящим в систему органов местного самоуправления, в чьи исключительные полномочия входит реализация коммунальных услуг, а является исполнителем в отношении коммунальных услуг, реализуемых населению. Органом местного самоуправления, осуществляющим общее руководство и контроль за деятельностью муниципальных учреждений и предприятий коммунального хозяйства
на территории г. Пензы, по мнению заявителя, является Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы.

Ответчик заявленные требования не признал и просил арбитражный суд в их удовлетворении отказать на том основании, что в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком не включены в налогооблагаемую базу по НДС денежные средства, полученные из бюджета через органы социальной защиты населения г. Пензы в сумме 3793310 руб., и предназначенные для покрытия (компенсации) разницы между государственными регулируемыми ценами и отпускными (льготными) ценами в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным (льготным) ценам. По мнению налогового органа, невключение заявителем суммы 3793310 руб. в налогооблагаемую базу в августе 2005 года привело к завышению сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета, на 578640 руб.

В судебном заседании объявлен перерыв до 12 часов 10 апреля 2006 года, после чего судебное заседание продолжено.

Заслушав представителей заявителя и налогового органа, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее:

21 октября 2005 года МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“ представило в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за август 2005 года, в соответствии с которой налог, исчисленный от реализации товаров (работ, услуг), определен в сумме 9399344 руб. (стр. 300), сумма НДС, подлежащая вычету, - 10635186 руб. (стр. 380). Итого за август 2005 года МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“ заявлен к возмещению из бюджета НДС в сумме 1235842 руб.

Решением от 29 декабря 2005 года N 125 налоговый орган отказал в привлечении МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Вместе с тем заявителю предложено уменьшить в завышенных размерах
суммы налога к возмещению на 578640 руб. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет. Решение налогового органа мотивировано тем, что налогоплательщиком в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации не включены в налоговую базу по НДС денежные средства в сумме 3793310 руб., полученные из бюджета через органы социальной защиты населения г. Пензы, на покрытие (компенсацию) разницы между государственными регулируемыми ценами и отпускными (льготными) ценами, по которым предоставлялись услуги отдельным категориям потребителей, в том числе: по ФЗ “О ветеранах“ - 1141909 руб., ФЗ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС“ - 120772 руб., ФЗ “О социальной защите инвалидов“ - 2530629 руб.

Арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя по следующим основаниям.

Как следует из Устава МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“, заявитель является муниципальным учреждением и создан для осуществления функций по управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе (п. 1.1). Учредителем заявителя является Администрация города Пензы (п. 1.8). Учреждение возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Постановлением Главы администрации города (п. 5.1). Учреждение финансируется из бюджета города Пензы в пределах утвержденной им сметы (п. 6.7).

Материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде Администрация г. Пензы через созданное ею для целей эффективного использования и контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере эксплуатации и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальное учреждение - МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“ приобретало энергоресурсы и иные услуги для последующей реализации населению коммунальных услуг.

Оплата поставщикам (ОАО “Пензенская энергосбытовая компания“, ОАО “Энергоснабжающее предприятие“, МУП по очистке города, МУП “Горводоканал“, СМУП “Пензалифт“, ООО “Пензарегионгаз“,
ОАО “Пензенская генерирующая компания“) стоимости приобретенных энергоресурсов и иных услуг отражена в книге покупок. Реализация населению коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, иных услуг подтверждается книгой продаж. Все расчеты проводились с учетом налога на добавленную стоимость.

Обязанность самостоятельного решения вопросов местного значения возложена на органы местного самоуправления статьей 132 Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 73 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации в области жилищного хозяйства и коммунального обслуживания населения относится обеспечение коммунального обслуживания населения.

Статьей 33 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусмотрено, что органы местного самоуправления выступают заказчиком на выполнение работ по коммунальному обслуживанию населения, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Следовательно, обеспечение населения коммунальными услугами входит в круг обязанностей местного самоуправления. Обеспечение услугами заключается в организации работы муниципальных служб и иных хозяйствующих субъектов, выполняющих работы (оказывающих услуги) для населения.

Законодательством не предусмотрено возложение организации этой работы на иных лиц, помимо собственника муниципального жилищного фонда.

Уставом города Пензы, принятого Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4, предусмотрено, что к вопросам местного значения города Пензы относятся, в том числе: организация в границах города Пензы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с Уставом МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“, утвержденного Постановлением Главы
администрации г. Пензы от 14.05.2005 N 622, заявитель осуществляет организацию и осуществление деятельности по эксплуатации, содержанию и развитию муниципального жилищного фонда города Пензы; внешнему благоустройству и озеленению территории города; участвует в формировании, размещении муниципального заказа на выполнение работ по благоустройству и ремонту территорий города Пензы, поставку и производство продукции, оказание услуг для нужд жилищно-коммунального хозяйства и осуществлении контроля за исполнением муниципального заказа; осуществляет функции наймодателя по договорам социального найма муниципального жилищного фонда; заключает договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде.

Таким образом, в отношении заявителя как муниципального учреждения, финансируемого за счет средств бюджета города Пензы, применяются правила, предусмотренные подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации: не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам энергоресурсов (иных услуг), учитываются в стоимости коммунальных услуг в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 170 Кодекса.

Фактически бремя коммунальных платежей несет население,и оплачиваются они с учетом налога на добавленную стоимость, поскольку не отнесены к услугам, освобождаемым от налогообложения.

Поскольку предприятия жилищно-коммунального хозяйства реализуют коммунальные услуги отдельным категориям населения по льготным ценам, расходы по жилищно-коммунальному обслуживанию помимо населения несет местный бюджет или иные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством.

Расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 1
пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ включаются в расходную часть местных бюджетов.

Пункт 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает формирование налоговой базы по налогу на добавленную стоимость с учетом выручки от реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Полученные МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“ как денежные средства от населения в виде платы за коммунальные услуги, так и средства бюджетов (дотаций, субсидий) не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, так как в данном случае деятельность заявителя рассматривается как выполнение органом местного самоуправления пунктов 4 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“, установивших, что указанные сборы производятся собственниками домовладений или уполномоченными ими организациями через расчетно-кассовые центры.

Таким образом, поскольку в силу вышеизложенного у МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“ при реализации коммунальных услуг отсутствует объект обложения налогом на добавленную стоимость и налогооблагаемая база, право на применение налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета у него также отсутствует.

Довод заявителя о том, что он не является органом, входящим в систему органов местного самоуправления, поскольку отсутствует в системе поименованных в статье 34 Устава г. Пензы иных исполнительных органов местного самоуправления, арбитражным судом отклоняется, так как исходя из положений Устава учреждения, оно создано именно для осуществления функций по управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе (п. 1.1).

Цель создания муниципального учреждения - осуществление управленческих и
иных функций некоммерческого характера согласуется с понятием и целями деятельности учреждения, предусмотренных пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доказательств иного назначения и целей деятельности муниципального учреждения заявителем арбитражному суду не представлено.

Кроме того, требование заявителя о возмещении налога на добавленную стоимость не подлежит удовлетворению, так как по существу решения о возмещении либо об отказе в возмещении заявителю налога обжалуемое решение налогового органа не содержит.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

отказать муниципальному учреждению “Департамент ЖКХ г. Пензы“ в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Пензы от 29 декабря 2005 года N 125 “Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части предложения уменьшить на 578640 руб. исчисленную в завышенных размерах сумму превышения налоговых вычетов по НДС над общей суммой исчисленного налога (п. 2.1 резолютивной части), предложения внести исправления в бухгалтерский учет (п. 2.4 резолютивной части), а также обязании произвести возмещение НДС из федерального налога в сумме 1235842 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 1 месяца со дня его принятия.