Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 08.08.2007, 15.08.2007 N КА-А40/7868-07-П по делу N А40-124/06-20-1 Заявление о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непроведении списания реструктуризированной задолженности по федеральным налогам в части задолженности по пене и штрафам, удовлетворено правомерно, так как заявитель, погасив досрочно реструктуризированную задолженность по налогам и сборам, правомерно обратился в налоговый орган с заявлением о списании суммы задолженности по пене и штрафам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

8 августа 2007 г. Дело N КА-А40/7868-07-П15 августа 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Нагорной Э.Н., судей Жукова А.В., Тетеркиной С.И., при участии в заседании от истца: У. - дов. от 30.05.2007 N 119/11-58; от ответчика: Г. - дов. от 28.12.2006 N 55-05/12060-Л, рассмотрев 08.07.2007 в судебном заседании кассационную жалобу МРИ по КН N 4 на решение от 19.02.2007 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Зверевой
Е.А., на постановление от 31.05.2007 N 09АП-4017/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое Порывкиным П.А., Седовым С.П., Яремчук Л.А., по иску (заявлению) ОАО “Башкирэнерго“ о признании незаконным бездействия, об обязании устранить допущенные нарушения к МРИ по КН N 4,

УСТАНОВИЛ:

Башкирское открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Башкирэнерго“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, выразившегося в непроведении списания реструктуризированной задолженности по федеральным налогам, об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем списания реструктуризированной задолженности по федеральным налогам в части задолженности по пене и штрафам в сумме 752893105 руб. 70 коп.

Постановлением от 31.10.2006 Федерального арбитражного суда Московского округа отменено решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.05.2006 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2006 об отказе в удовлетворении требований общества и о прекращении производства по делу в части требований о взыскании 29179440 руб., дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы для разрешения спора с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2006 по делу N А07-3009/06-А-ГАР.

Решением от 19.02.2007 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 31.05.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявление общества удовлетворено в отношении суммы 172853000 руб. с учетом изменения требований, в остальной части производство по делу прекращено, при этом суды исходили из факта досрочного погашения налогоплательщиком реструктуризированной задолженности.

Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам
N 4, в которой налоговый орган ссылался на то, что дополнительные платежи не подлежат списанию в составе реструктуризированной задолженности по пене и штрафам.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда кассационной инстанции возражало против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что решением МНС России от 03.07.2000 N 10-4-5/167-99 реструктуризирована задолженность Общества перед федеральным бюджетом в отношении сумм, зачисляемых в федеральный бюджет, в части налогов и сборов на сумму 212104,1 тыс. руб. сроком на 6 лет и в части пени и штрафов в сумме 220635,7 тыс. руб. сроком на 4 года. Решениями Инспекции МНС России по Ленинскому району г. Уфы от 01.12.2001 N 40 и N 40/1 реструктуризирована задолженность Общества перед федеральным, региональным и местным бюджетами, в том числе по налогам, относящимся к федеральным налогам и подлежащим зачислению в региональные и местные бюджеты, а также по пене и штрафам.

Обществом досрочно в течение 4-х лет в апреле 2004 г. задолженность по налогам и сборам по федеральным налогам полностью погашена, в связи с чем оно в соответствии с п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, обратилось в Инспекцию с заявлением о списании суммы задолженности по пене и штрафам.

Налогоплательщик не может нести ответственности за действия налогового органа, включившего в состав пени и штрафов дополнительные платежи по налогу на прибыль на основании нормы Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль
предприятий и организаций“, нуждавшейся в толковании Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 13.11.2001 N 225-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб государственных унитарных предприятий “Арктикморнефтегазразведка“ и “123 Авиационный ремонтный завод“, открытых акционерных обществ “Горно-металлургический комбинат “Печенганикель“, “Салаватнефтеоргсинтез“ и “Таймырэнерго“ на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ с целью установления принадлежности этих платежей к штрафным санкциям или пене.

При этом суд кассационной инстанции исходит из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, закрепленной в Постановлении N 10718/06 от 12.12.2006, в соответствии с которой Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 устанавливался порядок реструктуризации всей кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, сборам, включая задолженность по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, следовательно, и дополнительных платежей по налогу на прибыль. В период принятия налоговым органом решения о предоставлении предприятию права на реструктуризацию задолженности правоприменительная практика, в том числе и налоговых органов, рассматривала природу таких платежей как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым согласно ст. 75 НК РФ.

При принятии постановления кассационная инстанция исходит также из сложившейся судебно-арбитражной практики (постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.03.2004 N А11-4066/2003-К2-Е-1863, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.05.2004 N А74-3926/03-К2-ФО2-1664/04-С1, Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.05.2004 N КА-А40/3481-04).

При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 284 - 287, 289 АПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.02.2007 по делу N А40-124/06-20-1 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 31.05.2007 N 09АП-4917/2007АК Девятого арбитражного апелляционного
суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 без удовлетворения.

Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) рублей.