Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 08.08.2007 N КА-А40/7861-07-П по делу N А40-73602/05-14-579 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности удовлетворено правомерно, так как представленные заявителем в материалы дела счета-фактуры, платежные поручения, товарные накладные подтверждают оплату товаров (работ, услуг), в том числе уплату налога на добавленную стоимость, а также их оприходование на счетах бухгалтерского учета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 августа 2007 г. Дело N КА-А40/7861-07-П“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Тетеркиной С.И., судей Корневой Е.М., Нагорной Э.Н., при участии в заседании от истца (заявителя): не явился; от ответчика: Т. - спец. 1 разряда юр. отдела, дов. от 27.04.07 N 05-06/017903, рассмотрев 08.08.2007 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 14 по г. Москве, ответчика, на решение от 31.01.2007 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей
Коноваловой Р.А., на постановление 23.04.2007 N 09АП-3959/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Порывкиным П.А., Кораблевой М.С., Катуновым В.И., по иску (заявлению) ООО “Хостманн-Штайнберг РУС“ к ИФНС России N 14 по г. Москве о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Хостманн-Штайнберг РУС“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании недействительным решения ИФНС России N 14 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) от 12.08.2005 N 18/1037 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2006, оставленным без изменения постановлением от 23.05.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда, требования общества удовлетворены в полном объеме.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-73602/05-14-579 имеет дату 27.02.2006, 03.03.2006, а не 23.05.2006.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.09.2006 решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2006 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 изменены.

В части признания недействительными п. 2.1, пп. “б“ п. 3.1, п. 3.2 решения инспекции от 12.08.2005 N 18/1037 судебные акты отменены и дело в указанной части направлено на новое рассмотрение.

При этом суд кассационной инстанции указал суду проверить обоснованность заявленных налоговых вычетов с учетом доводов налогового органа о нарушении при представлении исправленных счетов-фактур п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 и п. 5 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 “О бухгалтерском учете“.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2007,
оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2007, признаны недействительными п. 2.1, пп. “б“ п. 3.1, п. 3.2 решения N 18/1037 от 12.08.2005 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных отказать, указывая на то, что представленные обществом к проверке счета-фактуры оформлены с нарушением требований ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а исправленные счета-фактуры не содержат даты внесения исправления, заверенной печатью продавцов.

В заседании суда представитель инспекции поддержал доводы жалобы.

Отзыв на жалобу не представлен.

Представители общества в суд не явились. В соответствии с п. 3 ст. 284 АПК РФ, совещаясь на месте, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие представителей общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.

Проверив материалы дела в порядке ст. 286 АПК РФ, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене решения и постановления, исходя из следующего.

По результатам камеральной проверки представленной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2005 года инспекцией вынесено решение N 18/1037 от 12.08.2005, которым отказано в возмещении (зачете) налога на добавленную стоимость в сумме 491651 руб., общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) НДС в виде штрафа в размере 99822 руб., за непредставление в установленный срок требуемых налоговым органом документов в виде штрафа в размере 13500 руб.; заявителю предложено уплатить неуплаченный (не полностью уплаченный) НДС в размере 499109 руб. и пени - 34338 руб., а также
внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Не согласившись с решением, общество оспорило его в суде.

Признавая оспариваемое решение недействительным в указанных частях, судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

В силу ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанность подтвердить правомерность налоговых вычетов совокупностью взаимосвязанных доказательств возникает у налогоплательщика после получения соответствующего требования налогового органа. Довод инспекции о том, что налогоплательщик обязан представлять документальное подтверждение вычетов непосредственно с налоговой декларацией, не основан на законе.

При этом, налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении к налоговой ответственности.

Однако налоговый орган, обнаружив в документах несоответствие нормам Налогового кодекса Российской Федерации, не затребовал от заявителя соответствующих объяснений и не потребовал внесения исправлений до вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 87-О от 18.04.2006 разъяснил, что при разрешении споров о праве на налоговый вычет, касающихся выполнения обязанности по уплате налога (в том числе при изменении налоговыми органами юридической квалификации сделок,
заключенных налогоплательщиком с третьими лицами - пункт 1 ст. 45 НК РФ), которые относятся к компетенции арбитражных судов, суды не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах, и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работ, услуги) и т.п.).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что представленные заявителем в материалы дела счета-фактуры, платежные поручения, товарные накладные подтверждают оплату товаров (работ, услуг), в том числе уплату налога на добавленную стоимость, а также их оприходование на счетах бухгалтерского учета.

При этом суды правомерно отметили, что установленные инспекцией недостатки в заполнении счетов-фактур носили устранимый характер и не повлекли за собой изменения указанных в них сумм НДС, исправленные счета-фактуры со ссылками на реквизиты платежно-расчетных документов были представлены в налоговый орган.

Довод налогового органа со ссылкой на п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 о том, что не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки, а исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца, признан судами несостоятельным.

Суды, проверив фактические обстоятельства, установили, что в настоящем деле поставщики не вносили исправлений в спорные счета-фактуры, а выдали заявителю взамен счетов-фактур, содержащих неточности, счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями
ст. 169 НК РФ.

Кроме того, полная замена дефектных счетов-фактур на счета-фактуры, соответствующие требованиям закона, не запрещена налоговым законодательством.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Проанализировав представленные заявителем счета-фактуры и товарные накладные, составленные по форме N ТОРГ-12, суды установили, что они содержат необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать субъектов сделки, а также суть хозяйственной операции.

При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о соответствии указанных документов требованиям ст. ст. 169, 171, 172 НК РФ, п. 5 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 “О бухгалтерском учете“.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 267-О от 12.07.2006 указал, что налогоплательщик вправе представить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Доказательств, опровергающих выводы судов, налоговый орган не представил. Иных доводов, кроме изложенных, жалоба инспекции не содержит, а приведенные направлены на переоценку установленных судебными инстанциями доказательств, которая недопустима в силу ограничений, установленных в ст. 286 АПК РФ.

Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьями 286 и ст.
288 Арбитражного процессуального кодекса, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании ст. 333.21 НК РФ, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ“, госпошлина в размере 1000 руб. за подачу кассационной жалобы подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.01.2007 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-73602/05-14-579 и постановление от 23.04.2007 N 09АП-3959/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 14 по г. Москве - без удовлетворения.

Взыскать с ИФНС России N 14 по г. Москве госпошлину 1000 руб. по кассационной жалобе.