Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2007, 23.07.2007 N КА-А40/6823-07 по делу N А40-61747/06-108-339 При нарушении сроков, установленных п. 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ, на сумму НДС, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

19 июля 2007 г. Дело N КА-А40/6823-0723 июля 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Антоновой М.К., судей Алексеева С.В., Ворониной Е.Ю., при участии в заседании от истца: Ф. по дов. N 7 от 15.04.2007; от ответчика: З. по дов. N 05юр-26 от 11.04.2007, рассмотрев 19.07.2007 в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 10 по г. Москве на решение от 19.01.2007 Арбитражного суда г.
Москвы, принятое Гросулом Ю.В., на постановление от 11.04.2007 N 09АП-3603/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое Крекотневым С.Н., Кольцовой Н.Н., Афанасьевой Т.К., по иску (заявлению) ЗАО “Производство продуктов питания“ об обязании возвратить налог и уплатить проценты к ИФНС России N 10 по г. Москве,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество “Производство продуктов питания“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) возместить НДС за июль 2003 г. в размере 4966096 руб., начислить и уплатить проценты за несвоевременный возврат налога в размере 141189 руб. (с учетом уточнения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2007, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2007, заявленные требования общества удовлетворены.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов и в удовлетворении требований отказать, в связи с нарушением судами норм материального права. В жалобе ссылается на пропуск обществом срока на обращение с заявлением о возврате налога, установленного статьей 78 НК РФ.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель общества с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в судебных актах.

Законность принятых по делу судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Московского округа не нашел оснований для отмены судебных
актов.

Как установлено судами, 27.04.2006 общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июль 2003 года, а также документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.

В связи с разными ставками НДС по операциям приобретения заявителем сырья, упаковки и компонентов, используемых при производстве продукции детского питания (20%) и реализации продукции детского питания (10%), налоговые вычеты за июль 2002 года превысили общую сумму НДС по операциям реализации товаров, в том числе продуктам детского питания на общую сумму 4966096 руб.

Начисленные к возмещению суммы НДС за июль 2002 года составили: сумма НДС по реализованным товарам, в т.ч. по ставкам 10% и 20% (к уплате в бюджет) 8400478 руб., сумма НДС, предъявленная и уплаченная заявителем при приобретении товаров (работ, услуг) (сумма налоговых вычетов), 13366574 руб., сумма НДС, начисленная к возмещению из бюджета 4966096 руб.

Сумма НДС, начисленная к возмещению из бюджета за декабрь 2002 года, составила 4966096 руб. Налоговые вычеты и суммы налога, исчисленные по товарам, реализованным в отчетном налоговом периоде, подтверждаются налоговой декларацией за июль 2002 г. (подана 19.08.2003) и уточненными налоговыми декларациями за июль 2002 г., поданными 24.08.2004 и 27.04.2006.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения или для перепродажи.

Согласно пункту 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты должны быть мотивированы первичными документами - счетами-фактурами, выставленными продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, а также документами, подтверждающими фактическую уплату сумм налога.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные
им при приобретении товаров после принятия на учет указанных товаров и при наличии первичных документов.

Судами установлено, что обществом в налоговый орган представлены все документы в соответствии с налоговым законодательством.

В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 176 НК РФ, в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным в налоговом периоде, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, полученная сумма разницы направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

По истечении данного срока сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику и в тот же срок направляет это решение на исполнение в орган федерального казначейства, который осуществляет возврат сумм НДС.

В случае, если такое решение не получено органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

Обществом уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за июль 2002 года подана 27.04.2006.

В течение трех календарных месяцев, следующих за данным налоговым периодом, полученная сумма разницы по НДС не направлялась инспекцией на исполнение обязанностей заявителя по уплате налогов, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Общество уведомлений о проведении зачетов инспекцией не получало.

По истечении указанного выше срока, заявителем, для реализации своего права на возмещение НДС из бюджета путем возврата, подано
в ИФНС России N 10 по г. Москве заявление N 45 от 31.07.2006, полученное налоговым органом 02.08.2006 (отметка о принятии датирована 02.08.2006).

По истечении двух недель после получения заявления от заявителя, т.е. в срок до 16.08.2006, налоговым органом не были произведены действия по принятию и направлению в орган федерального казначейства решения о возврате сумм НДС за июль 2002 года в размере 4966096 руб.

По истечении восьми дней (срок направления решения органам федерального казначейства), т.е. в срок до 24.08.2006, а также в течение двух последующих недель (срок исполнения органом федерального казначейства решения налогового органа), т.е. в срок до 07.09.2006 сумма НДС в размере 4966096 руб. заявителю возвращена не была.

При нарушении сроков, установленных в п. 3 ст. 176 НК РФ на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.

Таким образом, суды правомерно указали на то, что период просрочки возврата сумм НДС составляет с 08.09.2006 (дата возникновения права на проценты) по 07.12.2006 (дата рассмотрения дела по существу) - 91 день, сумма процентов за просрочку возврата налога из бюджета составляет 141189 руб.

Довод жалобы о пропуске установленного трехлетнего срока на обращение с заявлением о возврате налога, необоснован, поскольку в рамках настоящего дела обществом заявлено требование об обязании налогового органа возместить НДС, а также начислить и уплатить проценты в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ, в связи с чем ссылка налогового органа на положения ст. 78 НК РФ, регулирующей порядок возврата излишне уплаченного налога, неправомерна.

Следовательно, срок для возврата НДС по уточненной декларации не истек и в рассматриваемом случае
он начинает исчисляться со следующего дня после истечения сроков возврата, установленных пунктом 3 статьи 176 НК РФ.

Довод инспекции о преюдициальном значении для рассмотрения спора по настоящему делу решения Арбитражного суда г. Москвы от 03.05.2005 по делу N А40-10020/05-76-114, правомерно не принят во внимание судами.

Решением суда г. Москвы от 03.05.2005 по делу N А40-10020/05-76-114 обществу отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции N 10-54/393 от 18.11.2003, вынесенного по результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации от 27.04.2006, и обязании инспекции возместить НДС за июль 2003 г. в размере 4923802 руб.

Основанием заявленного требования по настоящему делу является уточненная налоговая декларация по НДС, представленная обществом в налоговый орган 27.04.2006 одновременно с подачей документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.

Ссылка в жалобе на неправомерное взыскание с налогового органа государственной пошлины в размере 37000 руб. необоснованна, исходя из следующего.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Положения главы 25.3 НК РФ не содержат положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступают в качестве ответчика (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007).

Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены,
поэтому оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Доводы жалобы фактически направлены на переоценку доказательств, исследованных судом, и установленных по делу обстоятельств.

Принимая во внимание, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступали в качестве ответчика, с инспекции подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 января 2007 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2007 г. N 09АП-3603/2007-АК по делу N А40-61747/06-108-339 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 10 по г. Москве - без удовлетворения.

Взыскать с ИФНС России N 10 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.