Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 16.07.2007, 19.07.2007 N КА-А40/5441-07 по делу N А40-59947/06-14-299 Дело по заявлению о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неполное перечисление сумм НДФЛ направлено на новое рассмотрение, так как судом не дана надлежащая оценка доводам заявителя о том, что налоговый орган не доказал получение работниками заявителя дохода при пользовании ими услугами мобильной связи при исполнении трудовых обязанностей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

16 июля 2007 г. Дело N КА-А40/5441-0719 июля 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2007.

Полный текст постановления изготовлен 19.07.2007.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Долгашевой В.А., судей Антоновой М.К., Дудкиной О.В., при участии в заседании от истца (заявителя): ООО “Бахус“ (Б. - дов. N 62 от 26.12.2006); от ответчика: МИФНС России по к/н N 3 (Я.), рассмотрев 16.07.2007 в судебном заседании кассационную жалобу МИФНС России по к/н N 3 и ООО “Бахус“ на решение от 28.12.2006 Арбитражного суда г. Москвы, принятое
судьей Коноваловой Р.А., на постановление от 18.04.2007 N 09АП-2903/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Голобородько В.Я., Сафроновой М.С., Павлючуком В.В., по заявлению ООО “Бахус“ о признании частично недействительным решения к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3,

УСТАНОВИЛ:

Смоленское открытое акционерное общество производителей спирта и ликеро-водочных изделий “БАХУС“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее - Инспекция, налоговый орган) N 388 от 24.07.2006 в части выводов, связанных с доначислением налогов, пени, сумм штрафов.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2006 требования Общества удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Инспекции в части привлечения Общества к ответственности за неполное перечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом и начисления налога, пени и санкций по НДФЛ, обязал Инспекцию возвратить Обществу из федерального бюджета излишне уплаченные налог, пени и штраф в сумме 177080 руб., в т.ч. налог - 65026 руб., пени - 99049 руб. и штраф - 13005 руб. В остальной части требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2007 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, стороны по делу обратились с кассационными жалобами в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Общество в жалобе просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления о признании решения недействительным в части привлечения Общества к ответственности за неполное перечисление налога на прибыль, начисления налога, пени и санкций по налогу на прибыль. По мнению Общества, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и суды неправильно применили нормы материального и процессуального права.

Инспекция
в жалобе просит отменить судебные акты в части удовлетворенных требований в связи с нарушением судебными инстанциями норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.

Законность принятых по делу судебных актов проверена кассационной инстанцией в порядке, установленном ст. ст. 284, 286 АПК РФ.

Как установлено судами, Инспекция произвела выездную налоговую проверку Общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, о чем составлен акт N 54-16-24/30 от 26.06.2006. По результатам проверки руководителем вынесено решение N 388 от 24.07.2006 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В ходе проверки установлены нарушения, связанные с уплатой налога на прибыль, НДС, налога на имущество и налога на доходы физических лиц.

Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационных жалоб, кассационная инстанция пришла к выводу, что судебные акты подлежат отмене.

В ходе проверки Инспекция установила неправомерное отнесение на затраты расходов на оплату услуг связи в сумме 260031 руб. и невключение в налогооблагаемый доход физических лиц указанной суммы в 2003 году, а также невключение в налогооблагаемый доход физических лиц сумму расходов на оплату услуг связи 235004 руб. в 2004 году. По мнению Инспекции, Обществом документально не подтверждены обоснованность включения указанных расходов на затраты, а также их производственный характер, т.е. отсутствует документальное подтверждение производственного характера телефонных переговоров с использованием сотовой (мобильной) связи, а именно: счета телефонных станций с представлением оператором сотовой связи всех номеров абонентов, перечня стран, дат, конкретных телефонов, наименованием фирм, с которыми велись переговоры, иные документы, подтверждающие производственный характер отношений с
абонентом.

При проверке своевременности удержания налога на доходы физических лиц Инспекцией установлено, что в нарушение п. 1 ст. 210 НК РФ не были включены в доход физических лиц суммы оплаченные за пользование услугами сотовой связи у ряда физических лиц, сумма не полностью удержанного налога на доходы физических лиц за 2003 год - 33804 руб., за 2004 год - 30551 руб.

Судебные инстанции признали недействительным решение Инспекции в части привлечения Общества к ответственности за неполное перечисление сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом и начисления соответствующей суммы налога, пени и санкций по НДФЛ.

Оспаривая выводы суда, Общество в жалобе указывает на то, что детализированные счета не подтверждают никаких хозяйственных операций и не являются первичными учетными документами по смыслу ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ от 21.11.1996 “О бухгалтерском учете“, глава 25 НК РФ не содержит обязательного перечня документов, подтверждающих экономической обоснованности расходов. Налогоплательщик вправе самостоятельно определить данный перечень. Во время выездной проверки Общество представило необходимые документы для подтверждения экономической обоснованности расходов на мобильную связь, предусмотренные Минфином РФ в Письмах от 27.07.2006 N 03-03-04/3/15 и от 23.05.2005 N 03-03-01-04/1/275.

Услуги связи оказывались непосредственно Обществу, а не его сотрудникам, какие-либо выплаты сотрудникам в связи с использованием сотовой связи не производились.

В требовании Инспекции от 07.12.2005 о предоставлении документов отсутствуют сведения о запросах детализированных счетов, иных документов, подтверждающих производственный характер телефонных переговоров.

Суд кассационной инстанции находит обоснованными доводы Общества, изложенные в жалобе, в связи с неправильным применением судами норм материального права, и выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные
затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Обоснованность расходов и вычета налога на прибыль была подтверждена Обществом копиями должностных инструкций на сотрудников Общества (т. 9 л.д. 1 - 20), копиями приказов по Обществу (т. 1 л.д. 81 - 85).

Ни налоговое законодательство, ни законодательство РФ о связи, ни законодательство РФ о бухгалтерском учете не содержат требования об обязательности расшифровки произведенных переговоров, получение детализированных счетов и составление отчета по каждому звонку при отнесении стоимости услуг связи к расходам, уменьшающим прибыль.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговый орган.

Суды правомерно пришли к выводу о том, что Инспекция не доказала получение работниками Общества дохода при пользовании ими услугами мобильной связи при исполнении трудовых обязанностей.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 имеет N 320-О-П, а не N 320-О.

Вместе с тем судами не дана надлежащая оценка вышеизложенным доводам Общества, что подлежит восполнению при новом рассмотрении дела с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 53 от 12.10.2006 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ и позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 04.06.2007 N 320-О.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2006, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2007 по делу N А40-59947/06-14-299
отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.