Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 30.01.2007, 06.02.2007 N КА-А40/12829-06 по делу N А40-26512/06-143-188 Реализация услуг связи для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами отражается в налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов в том налоговом периоде, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

30 января 2007 г. Дело N КА-А40/12829-066 февраля 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Дудкиной О.В., судей Агапова М.Р., Тетеркиной С.И., при участии в заседании от заявителя: Д. по дов. от 15.06.06; от ответчика: К. по дов. от 05.09.06 N 58-07/12053, С. по дов. от 27.11.06 N 58-07/16493, рассмотрев 30.01.2007 в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - ОАО “Мобильные ТелеСистемы“ на решение от 17.07.2006 Арбитражного
суда г. Москвы, принятое судьей Вороновой В.Г., на постановление от 02.10.2006 N 09АП-11861/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Цымбаренко И.Б., Чепик О.Б., Захаровым С.Л., по делу N А40-26512/06-143-188 по заявлению ОАО “МТС“ о признании незаконным решения к Межрегиональной ИФНС России по КН N 7,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Мобильные ТелеСистемы“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными ее решений от 14.03.06 N 15-28 об отказе в возмещении НДС и от 14.03.06 N 15-29 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в размере 107807 руб. и внесения в связи с этим исправлений в бухучет, а также о возложении на инспекцию обязанности восстановить нарушенные права путем признания применения налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в мае 2004 г. в сумме 2894344 руб. обоснованной и права на возмещение НДС в сумме 411347 руб.

Решением от 17.07.06 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 02.10.06 Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления обществу отказано.

В кассационной жалобе и дополнении к ней заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, указывая на неправильное применение и нарушение судами обеих инстанций норм материального права, регулирующих порядок применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг связи для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, и применения налоговых вычетов, поскольку, по мнению заявителя, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в
том числе по операциям по реализации услуг связи для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствам, может быть уменьшена только на налоговые вычеты, относящиеся к этим операциям; моментом определения налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг, перечисленных в пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, исходя из принятой заявителем учетной политики на 2004 год, будет являться день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); в связи с получением полного комплекта документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг, предусмотренных пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, у заявителя существует обязанность произвести перерасчет налоговых обязательств в том налоговом периоде, когда произошла реализация услуг, а не в периоде, когда был собран полный пакет документов.

Инспекцией представлены письменный отзыв на жалобу и письменные пояснения по делу, против приобщения который представитель общества не возражал.

Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить письменный отзыв и пояснения к материалам дела.

Выслушав представителя общества, поддержавшего доводы жалобы, представителя инспекции, возражавшего против отмены судебных актов по изложенным в них основаниям, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, заявитель осуществляет реализацию услуг связи для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами.

Согласно материалам дела, общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС по ставке 0 процентов за май 2004 г., в которой отразило сумму НДС, право на вычет (возмещение) которой возникло у заявителя в декабре 2005 г.

По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации инспекция пришла к выводу о необоснованном применение
обществом налоговых вычетов по НДС в мае 2004 г., и приняла решения, оспариваемые заявителем.

Отказывая обществу в удовлетворении требований, судебные инстанции исходили из того, что оспариваемые решения налогового органа соответствуют положениям ст. ст. 164, 171, 172, 176 НК РФ, поскольку налоговая база по НДС у заявителя формируется в том месяце, когда была оказана услуга. При этом вычет, уменьшающий налог к уплате, применяется в том налоговом периоде, когда заявитель документально может подтвердить соблюдение условий обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок применения настоящего подпункта устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу п. 6 данной статьи Кодекса по операциям реализации товаров (работ, услуг), предусмотренным подпунктами 1 - 7 пункта 1 настоящей статьи, в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная налоговая
декларация.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033 “О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей“ для подтверждения права применения ставки 0 процентов необходимо собрать документы, предусмотренные пунктами 4, 5 Правил, утвержденных данным Постановлением.

Организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, производят налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, в порядке, определенном п. 4 ст. 176 НК РФ (п. 6 Правил).

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ (до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ) момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) по НДС определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.

Момент определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами определяется на общих основаниях в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ.

Исходя из принятой обществом учетной политики на 2004 г. моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

В случае отсутствия у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг, операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов, что и было осуществлено заявителем при подаче первоначальной налоговой декларации по НДС по налоговой ставке
0 процентов за май 2004 года, отразившим в разделе 2 декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов расчет по операциям при реализации товаров (работ, услуг), по которым не подтверждено применение налоговой ставки 0 процентов, как правильно установлено судебными инстанциями.

Право на применение ставки 0 процентов возникает только после того, как собран полный пакет документов, подтверждающий правомерность применения ставки 0 процентов, на что правомерно указали суды, отклоняя довод заявителя о том, что право на применение ставки 0 процентов возникает в том налоговом периоде, в котором возникает момент определения налоговой базы.

Налоговая база по НДС у общества формируется в том месяце, когда была оказана услуга (май 2004 года), на что обоснованно указали судебные инстанции. При этом сумма уплаченного налога с ранее не подтвержденной реализации возвращается в том налоговом периоде, когда подтверждена правомерность применения ставки 0 процентов, то есть когда собран полный пакет документов и соблюдены условия обоснованности применения ставки 0 процентов.

В данном случае право на применение ставки 0 процентов к реализации услуг дипломатическим представительствам возникло у заявителя в декабре 2005 года, что установлено судебными инстанциями, подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.

При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы о том, что в связи с получением полного комплекта документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг, предусмотренных пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, у заявителя существует обязанность произвести перерасчет налоговых обязательств в том налоговом периоде, когда произошла реализация услуг, а не в периоде, когда был собран полный пакет документов, является ошибочным. Действующим налоговым законодательством не предусмотрен пересчет налоговым органом налоговых
обязательств в том налоговом периоде, когда был исчислен налог с неподтвержденной реализации по ставке 0 процентов.

Следовательно, является правильным вывод судебных инстанций о том, что налоговая база по НДС у заявителя формируется в том месяце, когда была оказана услуга, при этом вычет, уменьшающий налог к уплате, применяется в том налоговом периоде, когда заявитель документально может подтвердить соблюдение условий обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов.

Таким образом, собрав пакет документов, подтверждающий применение налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщик одновременно обязан подать в налоговый орган отдельную налоговую декларацию по НДС по ставке 0 процентов.

Кроме того, как правильно указали суды обеих инстанций, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

Если для налога, по которому исчисляется налоговая база, предусмотрена обязанность налогоплательщика подавать налоговую декларацию, то при корректировке рассчитанной налоговой базы он должен в порядке ст. 81 НК РФ внести соответствующие изменения и дополнения и в текст поданной налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Периодом совершения ошибки считается период, в котором допущено искажение в исчислении налогооблагаемой базы, то есть операции, которые относятся к прошлым отчетным периодам, должны быть отражены в налоговых расчетах того же налогового периода.

Как следует из материалов дела и установлено судами, при подаче уточненной налоговой декларации за май 2004 года заявитель руководствовался положениями ст. ст. 54, 81 НК РФ. Однако, как правильно установлено судами, изменения и дополнения в декларацию по ставке 0 процентов за май 2004 года внесены заявителем
не в результате неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, а в связи с представлением в декабре 2005 г. уточненной налоговой декларации и полного пакета документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг дипломатическим представительствам на сумму 2894344 руб. Следовательно, в данном случае неверного определения налоговой базы не произошло.

Принимая постановление по настоящему делу, суд кассационной инстанции также исходит из сложившейся судебной практики по аналогичным делам по спорам между теми же сторонами (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/13587-06 от 29.01.07 и N КА-А40/13554-06 от 26.01.07).

Что касается ссылки общества на сложившуюся судебную практику, то она правильно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку приведенные заявителем судебные акты не относятся к рассматриваемой ситуации.

Иные доводы общества, которые ранее им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций не заявлялись, не могут служить основанием для отмены и изменения судебных актов.

Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.07.2006 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 02.10.2006 N 09АП-11861/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-26512/06-143-188 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО “Мобильные ТелеСистемы“ - без удовлетворения.