Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 26.01.2007, 29.01.2007 N КА-А40/13946-06-П по делу N А40-27553/05-129-235 В соответствии со ст. 8 ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“ суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) и не взысканные к моменту введения в действие части первой НК РФ, уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) или взыскиваются с него в размерах, начисленных на 1 января 1999 года, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

26 января 2007 г. Дело N КА-А40/13946-06-П29 января 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 января 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Туболец И.В., судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р., при участии в заседании от заявителя: Е. - дов. от 26.04.06 N 1091, паспорт; от заинтересованных лиц: от ИФНС N 43 (С. - дов. от 29.12.06 N 5, уд. УР N 004697), от ИФНС N 48 (Н. - дов. от 10.03.06 N 28, уд.
УР N 007791), рассмотрев 26 января 2007 г. в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 43 по г. Москве - заинтересованного лица - на решение от 19.09.06 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Фатеевой Н.В., по заявлению ОАО ММЗ “Авангард“ о признании недействительным письма Инспекции ФНС России N 43 по г. Москве,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “ММЗ “Авангард“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным письма Инспекции ФНС России N 43 по городу Москве (далее - ИФНС N 43) от 11.04.05 N 04/6769. Также просило обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества и пересчитать задолженность по пеням в Пенсионный фонд Российской Федерации за период по 18.08.1999 и уменьшить их на сумму 32007512 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ГУ - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области.

Решением названного арбитражного суда от 09.08.05, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.05, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.03.06 принятые по делу судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением от 25.04.06 Арбитражный суд города Москвы привлек к участию в деле в качестве второго ответчика по делу Инспекцию ФНС России N 48.

До рассмотрения спора по существу общество уточнило свое требование и просило суд обязать ИФНС N 48 устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества и пересчитать задолженность по пеням в Пенсионный фонд Российской
Федерации за период по 18.08.1999 и уменьшить их на сумму 32007512 руб.

По результатам повторного рассмотрения дела Арбитражный суд города Москвы решением от 19.09.06 удовлетворил заявленное обществом требование.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИФНС N 43 подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное. При этом сослалась на пропуск обществом срока на обращение в суд, на выявление размера пени в 1999 и 2001 годах при составлении актов сверки расчетов с органами пенсионного фонда, на неправомерное распространение норм налогового законодательства на отношения, регулируемые в спорный период специальным законодательством, на неправомерное признание недействительным полностью оспариваемого по делу решения инспекции.

В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованное решение суда первой инстанции соответствующим законодательству и имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представители ИФНС N 43 и ИФНС N 48 поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного по делу решения судебного акта.

Письмом от 31.03.05 N 665 общество обратилось в ИФНС России N 43 с просьбой уменьшить на 32007512 руб. сумму превышения начисленных пеней по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с 01.01.1999 по 18.08.1999 над суммой недоимки в названный Фонд.

Инспекция письмом от 11.04.05 N 04/6769 сообщила о том, что контрольные функции за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляются налоговыми органами с 01.01.01.
Подписанный обществом двусторонний акт сверки с Пенсионным фондом Российской Федерации по состоянию на 01.01.01 подтверждает сальдовые остатки, переданные инспекции. В связи с чем предложила обществу уплатить задолженность по налогу и пени, переданную названным Фондом по состоянию на 01.01.01, а также задолженность, образовавшуюся после этой даты.

Общество оспорило в судебном порядке указанное решение налогового органа. При этом сослалось на то, что на основании ст. 8 Федерального закона от 31.12.1998 N 147-ФЗ (в редакции от 09.07.1999 N 155-ФЗ) “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ размер задолженности по пени в Пенсионный фонд Российской Федерации за период до 18.08.1999 должен быть пересмотрен и уменьшен на сумму 32007512 руб.

В соответствии со ст. 8 названного Федерального закона суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) и не взысканные к моменту введения в действие части первой Кодекса, уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) или взыскиваются с него в размерах, начисленных на 1 января 1999 года, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).

Указанное ограничение на суммы уплачиваемых или взыскиваемых пеней действовало в период с 1 января 1999 года до вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“, то есть до 18.08.1999.

Данное положение Федерального закона N 147-ФЗ распространяется и на пени на задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленные до 01.01.1999 и в период с 01.01.1999 по 18.09.1999, безотносительно от того, когда органы Пенсионного фонда стали участниками налоговых отношений, поскольку оно определяет не полномочия
органов Пенсионного фонда, а конституционные требования по регулированию финансовых обременений плательщика сборов (абз. 2 п. 10 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Письмо МНС РФ “Об отражении в налоговой отчетности суммы задолженности по пени“ от 29.09.1999 имеет N ФС-6-09/761@, а не N ФС-6-09/76.

Порядок перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам был утвержден Приказом МНС России от 03.09.1999 N АП-3-09/290 и доведен до налоговых органов письмами МНС России от 20.09.1999 N КУ-б-09/748, от 29.09.1999 N ФС-6-09/76. Согласно этому Порядку задолженность по пени, не взысканные (не уплаченные) до 01.01.1999 и по состоянию на 18.08.1999, подлежали снижению (сложению) в карточке лицевого счета налогоплательщика. В упомянутых письмах МНС России указывалось на обязанность налоговых органов производить перерасчет задолженности по пени.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.01 контроль за правильностью и исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды (включая Пенсионный фонд Российской Федерации), а также взыскание сумм недоимок, пеней и штрафов осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал, что при принятии под контроль после 01.01.01 сумм недоимки по взносам и пеням в Пенсионный фонд Российской Федерации налоговый орган был обязан проверить наличие превышения сумм пени над недоимкой по состоянию на 01.01.1999 и на 18.08.1999 и, при выявлении такого превышения, обязан был самостоятельно произвести перерасчет (уменьшение) пени до размера
недоимки на условиях, определенных “Порядком перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам“, утвержденным Приказом МНС России от 03.09.1999 N АП-3-09/290.

Суд первой инстанций установил, что актом сверки задолженности по страховым взносам и пени, проведенной УПФР N 5 и обществом, подтверждено превышение суммы пени над суммой недоимки по страховым взносам по состоянию на 17.08.1999 на сумму 31974094 руб. 12 коп. УПФР N 5 также подтвердило, что органами Пенсионного фонда не производился перерасчет пеней на основании Федерального закона от 31.12.1998 N 147-ФЗ.

На основании чего суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого по делу решения инспекции требованиям вышеупомянутого Федерального закона, нарушении им прав и законных интересов общества. По правилам п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд обязал ИФНС N 48, на учете в которой состоит в настоящее время общество, пересчитать задолженность общества по пеням и уменьшить их размер на 31974094 руб. 12 коп.

Вывод суда первой инстанции, сделанный по делу, является правильным.

Ссылка в жалобе на пропуск обществом установленного ст. 198 АПК РФ срока на обращение в суд отклоняется как неосновательная. Предметом оспаривания по делу является письмо ИФНС N 43 от 11.04.05 N 04/6769. С заявлением о признании этого акта инспекции недействительным общество обратилось в суд 27.05.05, т.е. в пределах установленного трехмесячного срока.

Довод жалобы о том, что о превышении суммы пеней над недоимкой общество знало в 1999 и 2001 годах из актов сверки расчетов, составленных с органами Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на 01.01.1999 и на 01.01.2001, однако в инспекцию обратилось за перерасчетом в 2005 году,
не принимается во внимание. Суд первой инстанции установил, что инспекция не провела перерасчета и сложения задолженности по пеням, как того требует законодательство о налогах и сборах. Поэтому обращение общества в 2005 году с требованием о понуждении инспекции выполнить возложенную на нее обязанность по перерасчету и уменьшению задолженности по пеням не свидетельствует о незаконности заявленного им требования.

Утверждение в жалобе о неправомерном распространении действия Налогового кодекса Российской Федерации на отношения рассматриваемого периода, регулируемые специальным законодательством, неосновательно.

В силу ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ специальные акты законодательства по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объекта налогообложения, порядка исчисления взносов и сроков уплаты. В остальной части их положения применяются только в тех случаях, когда они не противоречат части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Поэтому суд первой инстанции правомерно признал, что на отношения, связанные с уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды, распространяются требования налогового законодательства.

Не принимается во внимание и ссылка инспекции на неправомерное признание недействительным оспариваемого решения инспекции полностью, поскольку оно касалось не только пени, начисленных в спорный период, но и пени за последующие периоды. Принятое по делу судебное решение касается только пени, начисленных по состоянию на 18.08.1999 и, исходя из его содержания, не касается последующих периодов.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного по делу решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.06 по делу N А40-2755305-1229-235 оставить без изменения,
кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 43 по г. Москве - без удовлетворения.