Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.08.2008 по делу N А19-7943/08-30 В удовлетворении требований о признании незаконным решения налогового органа о зачете излишне уплаченных налогов, а также незаконным бездействия, выразившегося в невозврате излишне уплаченных налогов и процентов за нарушение сроков возврата отказано, поскольку возврат излишне уплаченных налогов, сборов может быть осуществлен после проведения зачетов по заявлению организации в счет погашения имеющейся задолженности по налоговым платежам.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 августа 2008 г. по делу N А19-7943/08-30

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 06 августа 2008 г.

Судья Арбитражного суда Иркутской области Верзаков Е.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Верзаковым Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества “Кондитерская фабрика “Иркутская“

к ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска

третье лицо: УФНС России по Иркутской области

о признании незаконными ненормативных актов, бездействия налогового органа

при участии в заседании:

от заявителя: не явился;

от ответчика: Канашков Р.А. - представитель, доверенность N 14-14/142 от 10.01.2008 г.;

третье лицо: Баранов П.В. - представитель, доверенность N 08-20/002001 от 04.02.2008 г.;

установил:

Закрытое
акционерное общество “Кондитерская фабрика “Иркутская“ (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее налоговая инспекция) от 28.05.08 г. о зачете излишне уплаченных налогов в сумме 189027,11 руб., а также о признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в невозврате ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“ излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 224836,78 руб. и неуплате процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного налога, как не соответствующего ст. 78 НК РФ.

В ходе судебного разбирательства заявитель, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнил заявленные требования и просил признать недействительными решения ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска N 18364 от 28.05.08 г., N 18365 от 28.05.08 г., N 18366 от 28.05.08 г., N 18367 от 28.05.08 г. о зачете излишне уплаченных налогов в общей сумме 189027,11 руб., как не соответствующие ст. ст. 49, 78 НК РФ, а также признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“ излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 224836,78 руб. и неуплате процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного налога, как не соответствующее ст. 78 НК РФ.

В судебном заседании 24.07.08 г. был объявлен перерыв до
30.07.08 г. до 10 час. 30 мин.

Заявитель в судебное заседание не явился. Протоколом от 14.07.08 г. заявитель извещен о месте и времени судебного заседания, а именно: 24.07.08 г., в 15 час. 00 мин., кабинет N 418. Однако в судебное заседание 24.07.08 г. заявитель не явился. Между тем, к 24.07.08 г. судом удовлетворено ходатайство заявителя от 14.07.08 г. об истребовании доказательств у ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска: решений о зачете излишне уплаченных налогов N 18364 от 28.05.08 г., N 18365 от 28.05.08 г., N 18366 от 28.05.08 г., N 18367 от 28.05.08 г., к участию в деле привлечено третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.

Суд, учитывая невозможность явки заявителя в судебное заседание 24.07.08 г., объявил перерыв (с объявлением на сайте Арбитражного суда Иркутской области) до 30.07.08 г. до 10 час. 30 мин. При таких обстоятельствах судом были выполнены все необходимые действия по предоставлению истцу условий для защиты его прав.

Представитель налоговой инспекции в судебном заседании требования заявителя не признал и пояснил, что оспариваемые решения и действия налогового органа являются законными и обоснованными, основания для признания их незаконными отсутствуют, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своих возражений привел доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего
лица доводы налоговой инспекции поддержал полностью.

Дело рассматривается в порядке ст. 215 АПК РФ в отсутствие заявителя.

По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Налоговой инспекцией 28.05.08 г. были приняты решения N 18364, N 18365, N 18366, N 18367 о зачете излишне уплаченных налогов в общей сумме 189027,11 руб.

Заявитель, считая указанные решения налоговой инспекции недействительными, а бездействие налоговой инспекции, выразившееся в невозврате ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“ излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 224836,78 руб. и неуплате процентов за нарушение срока возврата суммы излишне уплаченного налога, незаконным, обжаловал их в судебном порядке.

Суд исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон и пришел к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, по состоянию на 23.11.2007 г. по лицевому счету ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“ числилась задолженность по налоговым платежам в размере 7 766305,93 руб., в том числе налог - 6 001365,84 руб.; пени - 1 382712,82 руб.; штраф - 382 227,27 руб., в том числе отсроченная сумма задолженности составляет 3777687,89 руб.

Представитель налоговой инспекции пояснил, что данная сумма задолженности образовалась как по результатам налоговых проверок, так и за неуплату текущих начислений по расчетам.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“)
правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом наделены уполномоченные органы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 “Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“ уполномоченным органом, обладающим правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), является Федеральная налоговая служба.

В связи с неисполнением ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“ в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей инспекцией применялись меры принудительного взыскания неисполненной обязанности по уплате налога на основании п. 4 ст. 45 НК РФ. Так, согласно ст. 69 НК РФ налогоплательщику направлялись требования об уплате налога. В соответствии со ст. 46 НК РФ производилось взыскание за счет денежных средств должника, находящихся на счетах в банке по решениям о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств на счетах в банках. Кроме того, на основании ст. 47 НК РФ налоговым органом вынесено решение и постановление о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества должника.

Согласно статьям 3, 6 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ и Постановлению Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 “Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства“ дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если
требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляет не менее ста тысяч рублей и данные требования не исполнены им в течение трех месяцев. Неисполнение ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“ обязанности по уплате обязательных платежей в вышеуказанной сумме превышает три месяца, соответственно, усматриваются признаки банкротства.

Учитывая вышеизложенное, налоговым органом 03.11.2005 г. в Арбитражный суд Иркутской области направлено заявление о признании должника несостоятельным (банкротом), в результате чего 07.11.2005 г. суд вынес определение о принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). 01.06.2007 г. суд принял решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и ввел процедуру банкротства - конкурсное производство.

В соответствии со ст. ст. 3, 6 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ и Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 “Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства“ дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу не исполнены им в течение трех месяцев, в реестр требований кредиторов по заявлению инспекции от 03.11.2005 г. включена задолженность по уплате обязательных платежей, просроченная свыше трех месяцев в размере 2 221 536,24 руб., в т.ч. 2 108 799,93 руб. - налог, 112 736,12 руб. - пени, подтвержденная постановлениями о взыскании налогов (сборов), пени за счет имущества от 24.05.2005 г. N
70, от 21.04.2005 г. N 46, от 14.03.2005 г. N 21, от 14.12.2004 г. N 103.

Разница между общей суммой задолженности и предъявленной в реестр требований кредиторов составила 5 544769,69 руб., в том числе налог - 3 892565,91 руб.; пени - 1 269976, 97 руб.; штраф - 382 227,27 руб.

Материалами дела подтверждается, что указанная сумма сложилась из начислений по следующим налогам.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1194064,29 руб. Согласно ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ страховые взносы - индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ. Так как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование носят персонифицированный характер, имеют отличную от налогов социально-правовую природу и не являются налоговыми платежами, нормы Налогового кодекса РФ к ним не могут быть применены. Следовательно, меры принудительного взыскания, предусмотренные статьями 69, 70, 46, 47, 76, 77 Налогового кодекса РФ не могут применяться в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
в РФ, соответственно, меры по обеспечению процедуры банкротства также не могут применяться.

Налог на доходы физических лиц (налоговый агент) в сумме 1750794,21 руб. В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу, требование, которое не подпадает под определяемое положениями ст. 2, 4 ФЗ “О несостоятельности“ от 26.10.2002 N 127-ФЗ понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Суммы налогов и сборов, перечисляемые в бюджет должником как налоговым агентом, не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Оставшаяся сумма задолженности в размере 2 599 912,77 руб. образовалась по налогу на добавленную стоимость, по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, ЕСН, зачисляемому в ФСС, ЕСН, зачисляемому в ФФОМС. ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, по единому налогу на вмененный доход, по налогу на имущество предприятий, по транспортному налогу с организаций, по земельному налогу за период с 3 квартала 2004 года.

Кроме того, на часть вышеуказанной суммы задолженности налоговым органом применялись меры принудительного взыскания задолженности в соответствии со ст. 69, 70, 46, 47, 76 НК РФ, в результате чего 27.11.2007 налоговым
органом сформировано требование о включении задолженности в реестр требований кредиторов и направлено в Арбитражный суд Иркутской области.

13.02.2007 ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“ обратилось в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных налогов. Письмом N 06-28/4077 от 23.02.2006 инспекция сообщила, что в соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

С учетом изменений, внесенных в ст. 78 НК РФ Федеральным законом от 27.07.06 N 137-ФЗ, с января 2007 года до 1 января 2008 суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 49 НК РФ суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом по заявлению налогоплательщика-организации в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке,
установленном Налоговым кодексом РФ.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему РФ. При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) по заявлению подлежит возврату этой организации в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Возврат излишне уплаченных налогов, сборов может быть осуществлен после проведения зачетов по заявлению организации в счет погашения имеющейся задолженности по налоговым платежам.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, так как сумма переплаты в размере 129149, 17 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов образовалась в результате уменьшения по расчетам 9 месяцев 2003 года по срокам 28.07.2003 г., 28.10.2003 г.; сумма переплаты в размере 59877,947 руб. по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет образовалась в результате уменьшения по расчетам по срокам уплаты 28.04.2003, 28.07.2003, 28.10.2003, т.е. более трех лет назад.

Сумму 2464,88 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС, конкурсный управляющий в заявлении от 13.02.2007 г. N 342 на возврат не указывал (переплата отсутствует).

Кроме того, сумма налога на добавленную стоимость в размере 224836,78 руб. не является переплатой, т.к. данная сумма поступила в инспекцию платежным поручением от 03.04.2006 г. N 262; от 03.04.2006 г. N 263, в результате применения отделом судебных приставов Октябрьского округа г. Иркутска мер принудительного взыскания задолженности по постановлению ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска о взыскании задолженности за счет имущества должника от 21.04.2005 г. N 46 и от 24.05.2005 г. N 70. Таким образом, данная сумма является суммой, взысканной в ходе исполнительного производства службой судебных приставов, которая образовалась до принятия судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 07.11.2005 г. После завершения процедуры банкротства - конкурсное производство - сумма задолженности будет списана в соответствии с Постановлением N 100 от 12.02.2001 г. с учетом поступивших сумм в размере 224836,78 руб. из отдела судебных приставов.

Учитывая вышеизложенное, возврат переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 224836, 78 не может быть осуществлен инспекцией ввиду ее отсутствия.

22.05.2007 г. ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“ подало заявление в Арбитражный суд Иркутской области о признании ненормативного правового акта недействительным, решения государственного органа незаконным.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09.07.2007 г. по делу N А19-8173/07-15 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“ обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.10.2007 г. решение суда первой инстанции по делу N А19-8173/07-15 отменено, дело направлено в Арбитражный суд Иркутской области на новое рассмотрение.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.12.2007 г. по делу А19-8173/07-15-32 заявленные требования удовлетворены частично. Письмо ИФНС по Октябрьскому округу г. Иркутска N 06-28/4077 от 23.02.2006 г. признано недействительным в части отказа в возврате излишне уплаченных налогов в сумме 346 852,67 руб. как не соответствующее статьям 49, 78 НК РФ.

14.02.2008 г. ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“ обратилось с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных налогов на основании ранее поданного заявления о возврате сумм излишне уплаченных налогов от 13.02.2007 г. и решения Арбитражного суда Иркутской области от 24.12.2007 г. Письмом от 07.03.2008 г. N 19-28/7265 в адрес конкурсного управляющего направлен ответ.

19.03.2008 г. конкурсный управляющий Ивасюк С.Д. обратился в УФНС России по Иркутской области с жалобой на письмо налогового органа.

УФНС России по Иркутской области, рассмотрев жалобу ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“ на письмо ИФНС России по Октябрьскому округу, г. Иркутска от 07.03.2008 г. N 19-28/7265 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных налогов приняло решение N 26-16/07572-372 от 13.05.2008 г. о признании действий должностных лиц ИФНС России по Октябрьскому округу, г. Иркутска неправомерными и обязало инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“ путем проведения зачета, уменьшить размер требований кредиторов, предъявленных ЗАО “Кондитерская фабрика “Иркутская“, на сумму оплаты налога на добавленную стоимость в размере 224 836,78 руб.

Во исполнение решения УФНС России по Иркутской области налоговым органом принято решение о зачете от 28.05.2008 г.:

- с налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, на налог на доходы, облагаемые по налоговой ставке, установленной пунктом 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ, за исключением доходов, полученных физическими лицами в сумме 129 149,17 руб.;

- с налога на прибыль организаций, зачисляемого в местные бюджеты, на налог на доходы, облагаемые по налоговой ставке, установленной пунктом 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ, за исключением доходов, полученных физическими лицами в сумме 1 842,94 руб.;

- с налога на прибыль организаций, зачисляемого в местные бюджеты, на транспортный налог организаций в сумме 12 720,00 руб.;

- с налога на прибыль организаций, зачисляемого в местные бюджеты, на земельный налог по обязательствам, возникшим до 01 января 2006 года в сумме 45 315,00 руб.

В Арбитражный суд Иркутской области 11.06.2008 направлено ходатайство об уменьшении размера требования кредиторов на сумму оплаты налога на добавленную стоимость в размере 224 836,78 руб.

21.05.2008 Кировским отделом судебных приставов г. Иркутска вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства N 3814-6074/528/6/2008 в отношении должника ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. 1 ст. 333.41 НК РФ заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления.

В связи с тем, что заявителем подано требование о признании недействительными четырех ненормативных правовых актов налогового органа, а также о признании незаконным бездействия налогового органа, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ уплате подлежит государственная пошлина в размере 10000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с закрытого акционерного общества “Кондитерская фабрика “Иркутская“ в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 10000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Е.И.ВЕРЗАКОВ