Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2008 N 74-Г07-21 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23.10.2007, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) “О реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)“ от 11.10.2006 385-3 N 783-Ш (в редакции Закона РС (Я) от 19.06.2007 460-3 N 935-Ш).

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 января 2008 г. N 74-Г07-21

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Соловьева В.Н. и Калининой Л.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению С. об оспаривании отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) “О реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)“ от 11 октября 2006 г. 385-3 N 783-Ш (в редакции Закона РС (Я) от 19 июня 2007 г. 460-3 N 935-Ш) по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2007 г., которым в удовлетворении заявленного С. требования отказано.

Заслушав
доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Т., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Законом Республики Саха (Якутия) 385-3 N 783-Ш от 11 октября 2006 г. (в редакции Закона РС (Я) от 19 июня 2007 г. 460-3 N 935-Ш) был установлен Реестр государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия).

Указанный Закон опубликован в газете “Якутские ведомости“ 14 ноября 2006 г.

С. обратился в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений Закона, ссылаясь на противоречие их нормам федерального законодательства, в том числе ч. 2 ст. 10 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г., а также п. 8 Указа Президента Российской Федерации “О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы“ N 1574 от 31 декабря 2005 г.

В частности, заявитель полагал, что законодательством Республики Саха (Якутия) допущено нарушение требований федерального законодательства в части отсутствия указания в разделе 3 Реестра государственных должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) категории “специалисты“ такой группы указанных должностей как “высшая“, с отнесением к ней должности “референта секретариата заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)“.

Одновременно С. утверждал, что указанный недостаток нарушает его трудовые права, в том числе касающиеся служебного контракта, т.е. трудового договора на срок, ограниченный сроком полномочий заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).

Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) О. с заявлением С. не согласился и пояснил, что Закон Республики Саха (Якутия)
был принят в соответствии с федеральными законами, где субъекту Российской Федерации дано право принимать подобные нормы.

Представитель Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Т. с заявлением не согласилась, пояснив, что республиканский Реестр построен в соответствии с требованиями федерального закона с учетом категорий, групп должностей, определенных законом. При этом учитывались нагрузка, сложность, ответственность, иерархия и полномочие должностного лица, у которого находится на службе государственный гражданский служащий.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2007 г. в удовлетворении заявленных С. требований отказано.

Не соглашаясь с этим, С. в кассационной жалобе просит отменить указанное решение суда, утверждая, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам, основаны на ошибочном толковании норм федерального законодательства.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия), постановленное по данному делу, подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Отказывая С. в удовлетворении заявленного им требования, суд указал, что законодатель республики, принимая оспариваемый закон об установлении Реестра государственных должностей гражданских служащих, учел требования федерального законодательства, а потому этот правовой акт их не нарушает и соответственно не умаляет прав и законных интересов лиц, занимающих должности указанных служащих.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 79-ФЗ Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

Таким образом, субъекты Российской Федерации обязаны учитывать классификацию
должностей гражданской службы, а также установленные Федеральным законом N 79-ФЗ их категории и группы.

Должности подразделяются на следующие категории: руководители, помощники (советники), специалисты, а также обеспечивающие специалисты. Одновременно они подразделяются на группы: высшие должности гражданской службы, главные должности, ведущие и старшие.

В соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона N 79-ФЗ должности категории “специалисты“ подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории “обеспечивающие специалисты“ подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы (ч. 6 ст. 9 ФЗ N 79-ФЗ).

Поскольку в силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения, то суд обоснованно уделил этому обстоятельству особое внимание.

При этом тщательно проверен довод заявителя о нарушении его прав.

Установлено, что Законом Республики Саха (Якутия) “О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)“ от 30 марта 2005 года 214-3 N 433-Ш учреждены должности государственной гражданской службы в соответствии с учетом положений Федерального закона и особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

Сравнительный анализ норм федерального и республиканского законодательства каких-либо противоречий не выявил.

В силу ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“ правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

В развитие этого Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ N 79-ФЗ от
27 июля 2004 года были установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Законом Республики Саха (Якутия) “О реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)“ определено, что старший референт Секретариата заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), которым и является заявитель, относится к ведущей группе должностей в категории “помощники (советники)“ для непосредственного обеспечения исполнения полномочий председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и его заместителей (Приложение к Закону, раздел 2).

Данный раздел содержит указание на “высшую“ группу должностей.

В то же время раздел 3 Реестра, содержащий перечень должностей служащих категории “специалисты“, не предусматривает “высшей“ группы, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям федерального законодательства и ущемляет права гражданских служащих.

С выводом суда о несостоятельности указанного мнения заявителя следует согласиться.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

При этом согласно п. 2 ст. 10 указанного Закона Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

Следовательно, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять как структуру исполнительных органов государственной власти, так и реестры должностей государственной гражданской службы.

В данном случае отнесение
занимаемой заявителем должности к категории “помощники (советники)“ не является нарушением требований федерального законодательства.

Соответственно отсутствие “высшей“ группы в категории “специалисты“ также нельзя признать нарушением.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал С. в удовлетворении заявленных им требований.

С учетом изложенного, решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2007 г. является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.

Доводы кассационной жалобы заявителя не могут быть признаны состоятельными, так как касаются вопросов трудового законодательства, т.е. отношений, которые судом в данном производстве не рассматривались и какой-либо правовой оценки им не давалось.

В то же время С. не лишен возможности в судебном порядке получить защиту указанных трудовых прав в случае их нарушения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2007 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С. без удовлетворения.