Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.07.2008 по делу N А19-5329/08-48 Суд удовлетворил требования в части признания незаконным решения об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, обязании устранить допущенные нарушения прав, поскольку заявителю фактически было отказано в дальнейшем рассмотрении заявления, заявление не было передано для рассмотрения в администрацию в установленном порядке.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 июля 2008 г. по делу N А19-5329/08-48

Резолютивная часть решения объявлена 25.07.2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25.07.2008 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Капустенской Е.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Капустенской Е.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью “Торговый Дом Кальмеера“

к Администрации Иркутской области, Агентству имущественных отношений Иркутской области

о признании решения незаконным

при участии в заседании:

от заявителя: представитель по дов-ти от 19.05.2008 г. Перетолчин Е.Г. (br>
от ответчика (Администрация Иркутской области): представитель по дов-ти 26.06.08 г. Малых О.Е. (br>
от ответчика (Агентство имущественных отношений Иркутской области): представитель по дов-ти от 04.03.08 г. N 11-789/1к
Рудых М.Н. (r>
установил:

заявлены требования о признании недействительным решения Администрации Иркутской области в лице Агентства имущественных отношений Иркутской области по отказу в выборе земельного участка и размещении объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск ул. 5-ой Армии, и обязании устранить допущенные нарушения по заявлению N 149 от 21.03.08 г.

Заявлением от 18.06.08 г. заявитель уточнил требования и просит суд признать незаконным решение Агентства имущественных отношений Иркутской области, оформленное письмом от 11.04.08 г. N 23-3398/1к, об отказе по заявлению от 21.03.08 г. N 149 в выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск ул. 5-ой Армии, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании размещения объекта по указанному адресу.

Уточнения приняты судом (ст. 49 АПК РФ).

Определением суда от 02.07.2008 г. к участию в деле по ходатайству заявителя в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Иркутской области.

В судебное заседание от 02.07.08 г. заявителем представлено ходатайство об изменении требований и признании незаконным бездействия Агентства имущественных отношений Иркутской области и Администрации Иркутской области, допущенное при рассмотрении заявления N 149 от 21.03.08 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта по адресу: г. Иркутск ул. 5-ой Армии, об обязании устранить допущенные нарушения прав.

Ходатайство судом рассмотрено, подлежит отклонению в силу ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с тем, что оно является одновременным изменением и предмета, и основания заявленных требований.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал.

Ответчик (Агентство имущественных отношений Иркутской области) заявленные требования не признает.

Ответчик (Администрация Иркутской области) возражает против
заявленных требований, в нарушение ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ письменный отзыв не представил.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО “Торговый Дом Кальмеера“ обратилось в Агентство имущественных отношений Иркутской области с заявлением N 149 от 21.03.2008 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - офисного здания по адресу: г. Иркутск ул. 5-ой Армии.

Ответчик письмом от 11.04.08 г. N 23-3398/1к сообщил заявителю, что истребуемый земельный участок по ул. 5-ой Армии подпадает в зону застройки многоэтажными жилыми домами и границу зоны размещения объектов городского транспорта.

Заявитель считает, что в данном письме от 11.04.08 г. содержится решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, которое вынесено Агентством имущественных отношений Иркутской области необоснованно, так как, по мнению заявителя, не соответствует ст. ст. 29, 30, 31 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Ответчик (Агентство имущественных отношений Иркутской области) в представленном в материалы дела отзыве изложил свои возражения на заявленные требования, указав, что письмом от 11.04.08 г. N 23-3398/1к в адрес заявителя была направлена информация о том, что земельный участок по ул. 5-ой Армии подпадает в зону застройки многоэтажными жилыми домами и границу зоны размещения объектов городского транспорта, при этом, как поясняет ответчик, обжалуемое письмо не содержит отказа в предоставлении данного земельного участка, в силу того, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта принимается Администрацией Иркутской области в соответствии с порядком, установленным
Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования “Город Иркутск“, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденным постановлением Администрации Иркутской области от 29.12.06 г. N 263-па.

Исследовав представленные доказательства, выслушав лиц, участвующих в процессе, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по данному делу входят факты:

- имеются ли несоответствия закону оспариваемого отказа, содержащегося в письме,

- нарушены ли права заявителя.

Пунктом 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Как следует из письма от 11.04.08 г. N 23-3398/1к ООО “Торговый Дом Кальмеера“ обратилось в Агентство имущественных отношений Иркутской области в порядке ст. 30 Земельного кодекса РФ *** о выборе земельного участка для
строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Агентство имущественных отношений Иркутской области в письме N 23-3398/1к от 11.04.08 г. сообщило заявителю, что земельный участок по ул. 5-ой Армии подпадает в зону застройки многоэтажными жилыми домами и границу зоны размещения объектов городского транспорта.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области “Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области“ N 99-оз от 21.12.06 г. к полномочиям Администрации Иркутской области в сфере использования и охраны земель, относится распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования “Город Иркутск“, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом.

Во исполнение указанных нормативно-правовых актов, постановлением Администрации Иркутской области от 29.12.06 г. N 263-па утверждено Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального
образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства (далее - Положение).

Таким образом, данное Положение устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства, в том числе, порядок рассмотрения заявлений, поступивших согласно ст. ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ.

Как установлено пунктами 33, 34, 35 раздела VI Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, - гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства (далее - заявитель), подают в Администрацию Иркутской области через Департамент заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (далее - заявление о выборе), Администрация Иркутской области в течение трех дней с момента получения заявления о выборе направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования “Город Иркутск“, который в течение тридцати дней с момента получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования “Город Иркутск“ проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Администрация Иркутской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, наиболее оптимально удовлетворяющим заявлению о выборе, или об отказе в размещении объекта, в течение десяти дней со дня получения акта о выборе земельного участка. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта направляется (выдается) заявителю Департаментом в семидневный срок со дня его утверждения.

Согласно постановлению Администрации Иркутской области от 31.12.07 г. N 312-па Департамент имущественных отношений Иркутской области, о котором идет речь в указанном выше Положении, реорганизован в форме слияния Департамента имущественных отношений Иркутской области и Комитета по управлению государственным имуществом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в Агентство имущественных отношений Иркутской области.

Положением об Агентстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Администрации Иркутской области от 31.12.07 г. N 321-па установлено, что к его компетенции относится управление, распоряжение и контроль за использованием государственной собственности Иркутской области, кроме того, из постановления губернатора Иркутской области от 20.08.07 г. N 362-п следует, что Агентство имущественных отношений Иркутской области является самостоятельным органом, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Иркутской области и не является структурным подразделением Администрации Иркутской области, которая в соответствии со ст. ст. 37, 38 Устава Иркутской области также наделена полномочиями по распоряжению областной государственной собственностью.

В письме Агентства имущественных отношений Иркутской области 11.04.08 г. N 23-3398/1к, направленном в ответ на заявление ООО “ТД Кальмеера“ о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта от 21.03.08 г., указано,
что земельный участок по ул. 5-ой Армии подпадает в зону застройки многоэтажными жилыми домами и границу зоны размещения объектов городского транспорта.

Таким образом, исходя из содержания письма заявителю фактически сообщено о препятствии в отводе земельного участка.

Учитывая, что Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства (далее Положение) не предусмотрено направление писем указанного содержания заявителю, а установлено, что в компетенцию Агентства имущественных отношений Иркутской области входит только прием документов и заявлений о предоставлении земельных участков и их последующая передача в трехдневный срок в Администрацию Иркутской области для рассмотрения по существу (п. п. 32, 33, 34 Положения), принимая во внимание, что заявление не было передано в установленном порядке для рассмотрения его компетентному органу, обжалуемое письмо может быть квалифицировано как отказ в дальнейшем рассмотрении данного заявления в порядке, установленном Положением.

Таким образом, так как, выдача заявителям писем указанного содержания, не установлена указанным Положением и не отнесена им к компетенции Агентства имущественных отношений по Иркутской области, отказ Агентства имущественных отношений Иркутской области заявителю в рассмотрении заявления не соответствует п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области “Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области“ N 99-ОЗ от 21.12.06 г., п. п. 32, 33, 34 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства и, безусловно, нарушает права заявителя на рассмотрение поданного им заявления уполномоченным органом - Администрацией Иркутской области, в порядке, установленном Положением, и на получение ответа о рассмотрении заявления по существу
от уполномоченного Положением органа - Администрации Иркутской области.

Кроме того, как было сообщено представителем Администрации Иркутской области в судебном заседании, документы заявителя до настоящего времени в Администрацию Иркутской области на рассмотрение не поступили.

Суд считает, что не могут быть признаны обоснованными доводы ответчиков, что письмо является представлением информации, а не отказом, в связи с тем, что такая стадия рассмотрения заявления не предусмотрена Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, кроме того, из содержания письма определенно следует, что земельный участок не может быть предоставлен заявителю, по причине его нахождения в зоне застройки, что свидетельствует о невозможности его предоставления заявителю, в то же время, данный вопрос относится к рассмотрению заявления по существу, а не выдаче информации, так как в указанном случае неясна цель выдачи такой информации.

Письмо Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от 01.07.08 г. N 945-70-4633/8, представленное Агентством имущественных отношений Иркутской области в судебное заседание 25.07.08 г., не является доказательством надлежащего рассмотрения заявления, так как оно является ответом на запрос Агентства имущественных отношений Иркутской области и подтверждает, что заявление о предоставлении земельного участка ООО “ТД Кальмеера“ от 21.03.08 г. на дату рассмотрения дела в суде не передано на рассмотрение в Администрацию Иркутской области в порядке, установленном Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства.

Доказательств, что полномочия по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков по существу переданы от Администрации Иркутской области к Агентству имущественных отношений Иркутской области, ответчиками не представлено.

Согласно
ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при удовлетворении требования о признании незаконным решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, резолютивная часть решения по такому делу, должна содержать указание, какие определенные действия в установленный судом срок должны быть совершены данными органами в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

Истец просит суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании размещения объекта по указанному адресу, однако, данное требование удовлетворению не подлежит в силу того, что принятие решений о предоставлении земельных участков не входит в компетенцию Агентства имущественных отношений Иркутской области (п. 35 Положения).

Учитывая изложенное, суд считает подлежащими удовлетворению требования в части: признания решения Агентства имущественных отношений Иркутской области, оформленного письмом от 11.04.08 г. N 23-3398/1к, об отказе в рассмотрении заявления от 21.03.2008 г. N 149 Общества с ограниченной ответственностью “Торговый Дом Кальмеера“, незаконным на основании п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области “Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области“, п. п. 34, 35 Положения “О предоставлении земельных участков находящихся на территории г. Иркутска“, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке п. п. 34, 35 Положения “О предоставлении земельных участков находящихся на территории г. Иркутска“, в удовлетворении остальной части заявленных требований надлежит отказать.

В порядке ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. суд относит на заявителя и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в связи с чем, с Агентства имущественных отношений Иркутской области в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

удовлетворить заявленные требования в части.

Признать незаконным решение Агентства имущественных отношений Иркутской области об отказе, оформленное письмом от 11.04.08 г. N 23-3398/1к как решение об отказе в дальнейшем рассмотрении заявления от 21.03.2008 г. N 149 Общества с ограниченной ответственностью “Торговый Дом Кальмеера“ о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск ул. 5-ой Армии, не соответствующее п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области “Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области“, п. п. 34, 35 Положения “О предоставлении земельных участков находящихся на территории г. Иркутска“, утвержденного постановлением Администрации Иркутской области от 29.12.06 г. N 263-па.

Обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке пунктов 33, 34 Положения “О предоставлении земельных участков находящихся на территории г. Иркутска“, устанавливающих процедуру приема и рассмотрения заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Агентства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, расположенного по адресу: 664007 г. Иркутск ул. Карла Либкнехта 47) в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Торговый Дом Кальмеера“ расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.Ф.КАПУСТЕНСКАЯ