Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.07.2008 по делу N А19-7793/08-51 Заявленные требования о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения удовлетворены, поскольку налоговым органом не соблюдена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 июля 2008 г. по делу N А19-7793/08-51

Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2008 г.

Решение в полном объеме изготовлено 21 июля 2008 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Тютриной Н.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спириной Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “ОВТИ-Капитал“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска о признании незаконным решения N 15662 от 21.03.2008 г. “о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“, при участии в заседании от заявителя: Герасимович Д.А. (дов. от 18.06.2008 г.), от инспекции: Чуриков В.В.
(дов. от 29.12.2007 г. N 08-06/50988),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “ОВТИ-Капитал“ (далее - ООО “ОВТИ-Капитал“, Общество, налогоплательщик) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска N 15662 от 21.03.2008 г.

Дело в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые и заслушав представителей сторон, судом установлены следующие обстоятельства.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска проведена камеральная налоговая проверка представленной 18.09.2007 г. Обществом с ограниченной ответственностью “ОВТИ-Капитал“ налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2007 г., по результатам которой составлен акт N 6590 от 09.01.2008 г. Общество, не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки, направило в налоговый орган возражения. Рассмотрение материалов проверки и возражений налогоплательщика на акт проверки состоялось 07.02.2008 г. при надлежащем уведомлении Общества (извещение от 17.01.2008 г. N 10-55/344, полученное представителем Общества 18.01.2001 г.). По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика инспекцией вынесено решение N 708 от 21.02.2008 г. “о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля“ (получено ООО “ОВТИ-Капитал“ 22.02.2008 г.). На основании решения N 708 от 21.02.2008 г. инспекцией в адрес ООО “ОВТИ-Капитал“ направлено требование от 21.02.2008 г. N 10-66/7533 (530/07) о представлении документов (получено ООО “ОВТИ-Капитал“ 22.02.2008 г.). Рассмотрев материалы проверки Инспекцией Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска в отношении ООО “ОВТИ-Капитал“ вынесено решение от 21.03.2008 г. N 15662 “о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Общество с ограниченной ответственностью “ОВТИ-Капитал“ оспорило решение налогового органа N 15662 от 21.03.2008 г., считая его необоснованными
и незаконным. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что при вынесении решения N 15662 от 21.03.2008 г. инспекцией нарушены требования ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, Общество было лишено возможности перед принятием оспариваемого решения представить свои пояснения и возражения по результатам рассмотрения материалов дополнительного налогового контроля. Указанное обстоятельство является безусловным основанием для отмены решения налогового органа.

Налоговый орган заявленные требования не признал, пояснив, что налогоплательщик был извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, Обществом представлены возражения на акт проверки. Результатов дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении деятельности ООО “ОВТИ-Капитал“, которые повлияли бы на доначисление налогов и по которым налогоплательщик мог бы представить свои возражения, не было. В оспариваемом решении также не было сделано каких либо выводов на основании дополнительных мероприятий налогового контроля. Результаты дополнительных мероприятий в части, касающейся подтверждения хозяйственных операций с контрагентом Общества - ООО фирма “Лотос“ на момент вынесения решения получены не были, что исключало ознакомление с ними Общества. По иным контрагентам дополнительные мероприятия не проводились. В основу оспариваемого решения в части доначисления налогов вошли доводы и выводы инспекции, изложенные в акте проверки с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика.

Оценив и исследовав представленные документы, выслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной
налоговой проверки.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (п. 5 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации).

Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой
проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения (п. 6 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Как следует из представленных документов,
по результатам рассмотрения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2007 г. и представленных ООО “ОВТИ-Капитал“ в налоговый орган возражений на акт проверки N 6590 от 09.01.2008 г., с целью рассмотрения правомерности заявленных налогоплательщиком налоговых вычетов инспекцией вынесено решение N 708 от 21.02.2008 г. “о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля“. Указанным решением у ООО “ОВТИ-Капитал“ запрошен отчет ООО фирма “Лотос“ о выполненных ремонтных работах; документы, подтверждающие выполнение работ собственными силами или с привлечением сторонних организаций; решено провести встречную проверку ООО фирмы “Лотос“ по вопросу отражения в бухгалтерском учете ремонтных работ по отчету ООО “ОВТИ-Капитал“. На основании решения N 708 от 21.02.2008 г. “о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля“ инспекцией в адрес ООО “ОВТИ-Капитал“ направлено требование от 21.02.2008 г. N 10-66/7533 (530/07) о представлении документов (получено ООО “ОВТИ-Капитал“ 22.02.2008 г.), которым налогоплательщику предложено представить ряд документов. 11.03.2008 г. ООО “ОВТИ-Капитал“ запрашиваемые документы в налоговый орган представлены.

Оспариваемое решение Инспекции N 15662 от 21.03.2008 г. “о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ принято с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля (лист решения 9, 10).

Между тем после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция не известила ООО “ОВТИ-Капитал“ о времени и месте рассмотрения материалов указанных мероприятий налогового контроля, а следовательно, не предоставила налогоплательщику возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представить объяснения и возражения.

Доказательств уведомления Общества о дате, времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, к которым относятся также материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, налоговым органом в ходе судебного заседания не представлено.

В тексте документа, видимо, допущена
опечатка: в статье 100 Налогового кодекса РФ пункт 14 отсутствует, имеется в виду пункт 14 статьи 101.

В связи чем суд полагает, что несоблюдение инспекцией процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, т.е. не обеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя повлекло нарушение прав налогоплательщика в силу прямого указания п. 14 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации и является безусловным и достаточным основанием для признания решения инспекции N 15662 от 21.03.2008 г. незаконным.

Анализ собранных по делу доказательств, исследованных и оцененных судом с соблюдением требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, свидетельствует о том, что решение N 15662 от 21.03.2008 г. Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска является незаконным.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции в пользу заявителя подлежит взысканию уплаченная по платежному поручению N 23 от 17.06.2008 г. государственная пошлина в размере 2 000 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение от 21.03.2008 г. N 15662 “о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска как не соответствующее ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска, расположенной по адресу: г. Иркутск, 4-я Железнодорожная, 44, в пользу Общества с ограниченной ответственностью “ОВТИ-Капитал“ расходы по государственной пошлине в размере 2 000 руб.
00 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Н.ТЮТРИНА