Решения и определения судов

Решение Нижегородского областного суда от 08.12.2008 по делу N 3-150/08 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей ст. 4.1 Закона Нижегородской области от 28.12.2004 N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 декабря 2008 г. по делу N 3-150/08

8 декабря 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

В составе председательствующего: судьи Самарцевой В.В.

При секретаре судебного заседания А.

При участии заместителя начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королевой Г.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании

гражданское дело по заявлению Ф. о признании недействующими положений ст. 4.1 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ в части установления ежемесячного дополнительного материального обеспечения матерям, родившим и воспитавшим до восьми лет пять и более детей, только удостоенным государственных наград Российской Федерации,

установила:

Ф. обратилась в Нижегородский областной суд
с заявлением о признании недействующими положений ст. 4.1 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ в части установления ежемесячного дополнительного материального обеспечения матерям, родившим и воспитавшим до восьми лет пять и более детей, только удостоенным государственных наград Российской Федерации.

В обоснование заявления Ф. указала, что она достигла пенсионного возраста и получает пенсию. Одновременно она является многодетной матерью, родившей и воспитавшей до 18 лет 5 детей.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания “Мать-героиня“ и учреждении ордена “Материнская слава“ и медали “Медаль материнства“, матери родившие и воспитавшие 5 детей награждаются медалью “Медаль материнства“ 2 степени. Ф. считает, что согласно данного Указа она должна быть награждена медалью “Медаль материнства“ 2 степени. Как указала в заявлении Ф. по вине должностных лиц Мотызлейского сельского Совета в отношении нее не было возбуждено ходатайство о награждении ее медалью “Медаль материнства“ 2 степени.

В соответствии со ст. 4.1 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“, предусмотрено, что матерям, родившим и воспитавшим до восьми лет пять и более детей, удостоенным государственных наград Российской Федерации, полученных за особые заслуги, достигшим пенсионного возраста и получающим пенсию, устанавливается ежемесячное материальное обеспечение: матерям, родившим и воспитавшим от пяти до девяти детей, - в размере 500 рублей.

Поскольку Ф. не имеет наград, то при обращении в орган социального обеспечения Вознесенского района
Нижегородской области ей было отказано в назначении ежемесячного материального обеспечения в размере 500 рублей.

Заявительница считает, что положения ст. 4.1 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ в части установления ежемесячного дополнительного материального обеспечения матерям, родившим и воспитавшим до восьми лет пять и более детей, только удостоенным государственных наград Российской Федерации, нарушают ее право на получение ежемесячного материального обеспечения и противоречат положениям ст. 12 и ст. 15 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства...“.

Ф. в судебное заседание не явилась, извещалась судом надлежащим образом, по указанному ею адресу. В заявлении Ф. указала, что просит рассмотреть ее заявление в ее отсутствие.

Поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие заявительницы.

Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области по доверенности Илларионова Т.П. с доводами заявления Ф. не согласилась. Свои возражения мотивировала тем, что Закон Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ не противоречит положениям Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания “Мать-героиня“ и учреждении ордена “Материнская слава“ и медали “Медаль материнства“ поскольку Закон Нижегородской области предусматривает дополнительные меры по обеспечению многодетных матерей. Кроме того, Закон Нижегородской области принят в соответствии со ст. 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации
законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Представитель Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области по доверенности Рабеже Д.И. также не признал доводов заявления Ф. В обоснование возражений пояснил, что Закон Нижегородской области регулирует вопросы дополнительного материального обеспечения многодетных матерей за счет средств бюджета Нижегородской области, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания “Мать-героиня“ и учреждении ордена “Материнская слава“ и медали “Медаль материнства“ устанавливается порядок награждения государственными наградами СССР.

Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления Ф., заслушав доводы возражений представителя Законодательного Собрания Нижегородской области по доверенности И.Т.П. и представителя Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области по доверенности Р.Д.И., заслушав заключение прокурора, участвующего в судебном заседании Королевой Г.А., полагавшей отказать Ф. в удовлетворении заявления, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявления Ф. по следующим мотивам и основаниям.

В соответствии с частью 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, нарушаются его права и свободы гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Ф. <...>1935 года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию, получает пенсию с 10.12.1987 года как мать инвалида с детства.

Ф. является матерью пятерых детей: Л.А.П., <...>1960 года рождения, Ф.В.П., <...>1963 года рождения, Ф.В.П., <...>1965 года рождения, Ф.Т.П., <...>1968 года рождения - инвалид с детства, Л.Н.П., <...>1972 года рождения. Наград за особые материнские заслуги на момент подачи заявления в суд не имеет.

Закон Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ является нормативным правовым актом, рассчитанным на неоднократное применение и затрагивающим права неопределенного круга лиц.

Закон Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ принят представительным органом государственной власти Нижегородской области - Законодательным Собранием Нижегородской области в соответствии с Уставом Нижегородской области и Законом Нижегородской области от 10 февраля 2005 года N 8 “О нормативных правовых актах Нижегородской области“.

Закон Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ опубликован в газете “Нижегородские новости“ N 1 (3173) 06.01.2005 г.

Статья 4.1 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ гласит:

1. Матерям, родившим (усыновившим, удочерившим) и воспитавшим до восьми лет пять и более детей, удостоенным звания “Мать-героиня“ либо государственных наград СССР, Российской Федерации или наград Нижегородской области, полученных за особые материнские заслуги, достигшим пенсионного возраста и получающим пенсии, устанавливается ежемесячное дополнительное материальное обеспечение:

1) матерям, удостоенным звания “Мать-героиня“ - в размере 1000 рублей;

2) матерям, родившим
(усыновившим, удочерившим) и воспитавшим десять и более детей - в размере 800 рублей;

3) матерям родившим (усыновившим, удочерившим) и воспитавшим от пяти до девяти детей, - в размере 500 рублей.

2. В случае наличия нескольких оснований для назначения и выплаты ежемесячного дополнительного материального обеспечения, установленного частью 1 настоящей статьи, ежемесячное дополнительное материальное обеспечение назначается и выплачивается только по одному из оснований по выбору заявителя.

3. Размер ежемесячного дополнительного материального обеспечения матерей, удостоенных государственных наград за особые материнские заслуги, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции в порядке, определяемом Правительством Нижегородской области.

Доводы заявительницы о том, что часть 1 ст. 4.1 Закона области в части установления ежемесячного дополнительного материального обеспечения матерям родившим, и воспитавшим до восьми лет пять и более детей, только удостоенным государственных наград Российской Федерации противоречит положениям Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства...“ судебная коллегия находит необоснованными.

В соответствии с пунктом “ж“ ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Таким образом, Закон Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, а не пункт 24 статьи 26.3.

В соответствии с
пунктом 24 статьи 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) и иных социальных пособий.

Согласно ст. 6 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“, финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством Нижегородской области.

Положения части 1 ст. 4.1 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ предусматривают матерям, родившим (усыновившим, удочерившим) и воспитавшим до восьми лет пять и более детей, удостоенным звания “Мать-героиня“ либо государственных наград СССР, Российской Федерации или наград Нижегородской области, полученных за особые материнские заслуги, достигшим пенсионного возраста и получающим пенсии, ежемесячное дополнительное материальное обеспечение.

Из текста приведенной статьи следует, что дополнительное материальное обеспечение устанавливается матерям родившим (усыновившим, удочерившим) и воспитавшим до восьми лет пять и более детей, удостоенных звания “Мать-героиня“, и других наград, в том числе государственных наград СССР, Российской Федерации или наград Нижегородской области.

Кроме того, Закон Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ устанавливает адресную систему
мер социальной поддержки многодетных семей в Нижегородской области.

Положения ст. 12 и ст. 15 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства...“ на которые ссылается в своем заявлении Ф., предусматривают учреждение медали “Медаль материнства“ первой и второй степеней, а также порядок награждения этими медалями.

Таким образом, предметы регулирования Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства...“ и Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ разные: в первом случае - это порядок награждения государственной наградой, а во втором случае - это установление определенного вида социальной поддержки граждан за счет средств бюджета области, а не за счет средств федерального бюджета.

Так Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства...“ устанавливает вид государственной награды и порядок ее присвоения. А Закон Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ устанавливает меры социальной поддержки на территории Нижегородской области исключительно за счет средств бюджета Нижегородской области определенной категории лиц - многодетным матерям, родившим и воспитавшим пять и более детей, имеющим награды СССР, Российской Федерации и Нижегородской области.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства...“ применяется
в той части, в которой он не противоречит законодательству Российской Федерации.

В Российской Федерации по вопросам социальной поддержки многодетных семей был принят Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 “О мерах социальной поддержки многодетных семей“, который возложил на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанности по проведению целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей.

Таким образом, Закон Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ не противоречит положениям Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 “О мерах социальной поддержки многодетных семей“.

В соответствии с положениями п. 1, подпункта 24 пункта 2 ст. 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки многодетных семей. При этом не допускается включение в федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для осуществления соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Положения ст. 4.1 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ не противоречат нормам федерального законодательства и ст. 12 и ст. 15 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства...“, а права Ф. оспариваемой нормой
не нарушены.

Из заявления Ф. следует, что она как мать, родившая и воспитавшая до 8 лет, пять детей, не удостоена государственных наград и наград Нижегородской области, в связи с этим обстоятельством у нее не возникло права на получение дополнительного ежемесячного обеспечения в размере 500 рублей.

Однако, к моменту рассмотрения данного дела Ф. 4 декабря 2008 года награждена Благодарственным письмом Правительства Нижегородской области за достигнутые успехи в воспитании детей, большой вклад и развитие лучших семейных традиций на основании Распоряжения Правительства Нижегородской области от 4 декабря 2008 года N 2284-р. При таких обстоятельствах, у Ф. возникло право на обращение за получением дополнительного ежемесячного обеспечения матерям, родившим (усыновившим, удочерившим) и воспитавшим до восьми лет пять и более детей, установленного Законом Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“.

Таким образом, на момент вынесения настоящего решения основания по которым, Ф. обратилась в суд, отсутствуют.

Между тем вопрос о нарушении права заявительницы на получение дополнительного материального обеспечения при рассмотрении данного дела разрешен быть не может, поскольку к компетенции областного суда относится лишь рассмотрение гражданских дел о признании противоречащим федеральному законодательству нормативного акта субъекта Российской Федерации.

Вопрос о праве гражданском, в данном случае о праве на получение награды или о праве на дополнительное ежемесячное обеспечение, предусмотренного Законом Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ подлежит рассмотрению районным судом в соответствии со ст. 24 ГПК РФ.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что права Ф. положениями ст. 4.1 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ не нарушены и данная норма не противоречит федеральному законодательству, а поэтому не имеется оснований для признания оспариваемой нормы не действующей.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия,

решила:

Ф. в удовлетворении заявления о признании недействующими положений ст. 4.1 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года N 158-З “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ в части установления ежемесячного дополнительного материального обеспечение матерям, родившим и воспитавшим до восьми лет пять и более детей, только удостоенным государственных наград Российской Федерации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

В.В.САМАРЦЕВА