Решения и определения судов

Постановление президиума Московского городского суда от 28.11.2008 по делу N 44у-581/08 По смыслу закона в тех случаях, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“, содеянное виновным следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 228 УК РФ, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотического средства из незаконного оборота.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2008 г. по делу N 44у-581/08

Президиум Московского городского суда в составе:

председательствующего Егоровой О.А.

и членов Президиума Колышницыной Е.Н., Дмитриева А.Н., Паршина А.И., Агафоновой Г.А., Васильевой Н.А., Курциньш С.Э.

рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного М. на приговор Чертановского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2002 года, которым

М., <...>, ранее не судимый,

- осужден по ч. 4 ст. 228 УК РФ к лишению свободы сроком на 11 лет в исправительной колонии строгого режима, с конфискацией имущества.

М.Д., <...>, ранее не судимый,

- осужден по ч. 4 ст. 228 УК РФ к лишению свободы сроком на 11 лет в исправительной
колонии строгого режима, с конфискацией имущества.

На основании ст. ст. 97, 99 УК РФ М.Д. назначена принудительная мера медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра от наркомании.

Срок наказания каждому исчислен с 23 декабря 2001 года.

Этим же приговором осуждены П. и С., в отношении которых надзорное производство не возбуждено.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 3 апреля 2003 года приговор оставлен без изменения.

Постановлением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 21 августа 2006 года приговор в отношении М. изменен: исключено дополнительное наказание в виде конфискации имущества. В остальной части приговор оставлен без изменения.

Постановлением Калининского районного суда г. Новосибирска от 28 июля 2005 года приговор в отношении М.Д. изменен: исключены из приговора квалифицирующие признаки: “незаконное приобретение и хранение в целях сбыта, перевозка наркотического средства в особо крупном размере“, а также дополнительное наказание в виде конфискации имущества и указание о назначении принудительной меры медицинского характера. Постановлено считать М.Д. осужденным по ст. 228 ч. 4 УК РФ (в редакции от 13.06.1996 года N 63-ФЗ) на 11 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В надзорной жалобе осужденный М., не оспаривая фактические обстоятельства дела, просит переквалифицировать его действия на ст. ст. 30 ч. 3, 228 ч. 4 УК РФ и снизить наказание.

Надзорное производство в отношении М.Д. возбуждено в порядке ст. 410 УПК РФ.

Заслушав доклад судьи Васильевой Н.А., изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и кассационного определения, доводы надзорной жалобы и основания возбуждения надзорного производства, выслушав мнение первого заместителя прокурора г. Москвы Росинского В.В., полагавшего необходимым переквалифицировать действия осужденных на
ст. ст. 30 ч. 3, 228 ч. 4 УК РФ (в редакции ФЗ от 13.06.1996 года N 63-ФЗ), по которой назначить каждому наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет 6 месяцев, исключить из приговора осуждение М. за незаконное приобретение, хранение в целях сбыта и перевозку наркотического средства в особо крупном размере, обсудив жалобу, Президиум

установил:

М. признан виновным в незаконном приобретении и хранении в целях сбыта, перевозке и сбыте наркотических средств в особо крупном размере, организованной группой.

М.Д., с учетом внесенных изменений, признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств в особо крупном размере, организованной группой.

Согласно приговору в период времени до 22 декабря 2001 года С., М.Д., М., П. создали организованную преступную группу, занимающуюся незаконным сбытом наркотического средства - героина в особо крупном размере с четким распределением ролей и функциональных обязанностей. Согласно достигнутой договоренности и распределению ролей, С. совместно с М.Д. и М. 22 декабря 2001 года подыскали покупателя наркотического средства в лице Е., являющегося сотрудником милиции, о чем им известно не было, оговорили с ним условия сделки и назначили встречу на 23 декабря 2001 года в 9 часов по адресу: <...>. Во исполнение вышеуказанного умысла, С. и М. осуществляли наблюдение во дворе, а П. и М.Д. в квартире сбыли Е. за 27 000 долларов США наркотическое средство - героин общим весом 1611,5 гр.

Впоследствии у М.Д. из кармана брюк было изъято наркотическое средство - героин весом 0,63 гр., у М. из кармана куртки изъято наркотическое средство - героин в 2-х свертках весом 0,80 гр. и 1,13 гр.

Вывод суда о виновности М. и
М.Д. в совершении преступления соответствует материалам дела и подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Обвинительный приговор постановлен обоснованно, что в надзорной жалобе не оспаривается.

Вместе с тем, правильно установив фактические обстоятельства по делу, суд ошибочно квалифицировал действия осужденных как оконченное преступление.

По смыслу закона в тех случаях, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе проверочной закупки, проводимой представителями правоохранительных органов в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“, содеянное следует квалифицировать со ссылкой на ч. 3 ст. 30, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотического средства из незаконного оборота.

Из материалов настоящего дела усматривается, что М. и М.Д. задержаны непосредственно после совершения преступления, наркотическое средство выдано участвовавшим в проверочной закупке Е. сотрудникам правоохранительных органов, проводившим оперативно-розыскное мероприятие, то есть имеются основания считать, что наркотическое средство изъято из незаконного оборота.

При таких обстоятельствах действия М. и М.Д. подлежат переквалификации на ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 228 УК РФ (в редакции ФЗ от 13.06.1996 года N 63-ФЗ) как покушение на незаконный сбыт наркотического средства, организованной группой, в особо крупном размере.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ, в силу ст. 10 УК РФ из приговора подлежит исключению осуждение М. за незаконное приобретение, хранение в целях сбыта и перевозку наркотического средства в особо крупном размере.

Назначая наказание, президиум учитывает характер и степень общественной опасности содеянного и все данные о личности виновных, на которые в соответствии со ст. 60 УК РФ сослался суд при постановлении приговора.

На основании изложенного,
руководствуясь ст. ст. 407, 408 УПК РФ, Президиум

постановил:

1. Надзорную жалобу осужденного М. удовлетворить.

2. Приговор Чертановского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2002 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 3 апреля 2003 года, с учетом внесенных изменений постановлениями Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 21 августа 2006 года и Калининского районного суда г. Новосибирска от 28 июля 2005 года, в отношении М. и М.Д. изменить:

переквалифицировать их действия с ч. 4 ст. 228 УК РФ (в редакции ФЗ от 13.06.1996 года N 63-ФЗ) на ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 228 УК РФ (в той же редакции), по которой назначить каждому наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима;

исключить из приговора осуждение М. за незаконное приобретение, хранение в целях сбыта и перевозку наркотического средства в особо крупном размере.

3. Те же приговор и кассационное определение в остальной части оставить без изменения.

Председательствующий

О.А.ЕГОРОВА