Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 N 16АП-2014/08 по делу N А63-14223/07-С3-13 По делу о взыскании из бюджета задолженности, связанной с предоставлением гражданам льгот по оплате электроэнергии.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2008 г. N 16АП-2014/08

Дело N А63-14223/07-С3-13

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2008 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Фриева А.Л. (докладчик),

судей: Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М.,

при ведении протокола судьей Фриевым А.Л.,

рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2008 по делу N А63-14223/07-С3-13 по исковому заявлению ОАО “Горэлектросеть“ г. Кисловодск к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города - курорт Кисловодск, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края, Министерству труда и
социальной защиты населения СК о взыскании 332 977 руб. 47 коп. убытков,

при участии в заседании:

от ОАО “Горэлектросеть“: не явились, извещено 02.10.2008,

от Министерства финансов РФ в лице УФК МФ РФ по СК: не явились, извещено 01.07.08.,

от Министерства труда и соцзащиты населения СК: не явились, извещено 30.06.2008,

от Управления труда и соцзащиты населения: не явились, извещено 01.07.2008,

от Министерства финансов Ставропольского края: не явились, извещено 03.07.2008,

установил:

ОАО “Горэлектросеть“ г. Кисловодск обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ответчику Управлению труда и социального развития города-курорта Кисловодск г. Кисловодск с требованием о взыскании 322 977 руб. 47 коп. задолженности в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате за поставленную в 2004 году электроэнергию по договору N 10 от 05.01.2004 года в соответствии с Федеральным законом РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“.

В качестве других ответчиков к участию в деле привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Ставропольский край в лице Министерства финансов СК и Министерство труда и социальной защиты населения СК.

В последующем истец увеличил размер исковых требований до 332977 руб. 47 коп.

Ответчик - МФ РФ исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, считая, что МФ РФ не является надлежащим ответчиком по данному делу, а также в связи с истечением срока исковой давности.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2008. с учетом определения об исправлении опечатки от 04.09.2008. иск удовлетворен, с Российской Федерации в
лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО “Горэлектросеть“ взыскано 282 184 руб. 30 коп. убытков и 7 762 руб. 33 коп. госпошлины. В части взыскания 50 793 руб. 17 коп. отказано.

В иске к Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края, к Министерству труда и социальной защите населения Ставропольского края и Управлению труда и социального развития города-курорта Кисловодск отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что требование общества о взыскании 282 184 руб. 30 коп. убытков является обоснованным и подтвержденным материалами дела. Суд пришел к выводу о необходимости взыскания убытков за счет казны Российской Федерации. Вместе с тем, суд признал необоснованным предъявление требования о взыскании 50 793 руб. 17 коп. налога на добавленную стоимость.

Заявление Министерства финансов Российской Федерации об истечении срока исковой давности судом отклонено, поскольку заявлено требование о взыскании убытков за декабрь 2004 года, а иск предъявлен истцом 11.12.2007., то есть в пределах 3-летнего срока исковой давности.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю обжаловало данное решение суда. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение находится в совместном ведении России и субъекта РФ. Министерство финансов РФ полностью исполнило свои обязательства по перечислению денежных средств субъекту РФ. В связи с данными обстоятельствами Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представители сторон в судебное заседание не явились. От истца - ОАО “Горэлектросеть“ поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с участием представителя в другом деле. Апелляционным судом отказано в удовлетворении ходатайства об отложении
судебного заседания.

Рассмотрев апелляционную жалобу, а также материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о законности и обоснованности принятого по делу решения, в связи с чем оснований для его отмены либо изменения отсутствуют.

Как видно из материалов дела, ОАО “Горэлектросеть“ (далее - общество) и Управление труда и социального развития города Кисловодска (далее - управление) заключили договор от 05.01.2004 года (том дела 1, лист дела 6), условиями которого общество приняло на себя обязательство по предоставлению 50% скидки по оплате за электроэнергию гражданам, имеющим право на эту льготу, в соответствии с Федеральным законом РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, а Управление, в свою очередь, условиями договора приняло на себя обязательство по возмещению выпадающих доходов согласно актов сверки расчетов и реестрам льготников по мере поступления денежных средств из фонда компенсации.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.11.2005 года N 181-ФЗ “О социальной защите населения в РФ“ общество в декабре месяце 2004 года предоставляло указанным в законе лицам 50%-ную льготу при оплате за переданную электрическую энергию, предъявляло реестры и счета Управлению на возмещение своих затрат, предоставляло списки льготников, производило сверку льготников с управлением труда. Между тем, ответчик до настоящего времени не погасил убытки истца в размере 322 977 руб. 47 коп., что послужило основанием для обращения с данным иском в суд.

Как следует из представленных истцом приложений в 32 томах общество представило реестры льготников за спорный период, сверенные с Управлением труда, акты сверок расчетов с Управлением (том дела 1, листы дела 33 - 45), счета-фактуры, выставленные управлению на возмещение выпадающих доходов, копии удостоверений
и медицинских справок льготников - инвалидов (приложения к делу), справку о задолженности федерального бюджета от 15.07.2005 года (том дела 1, листы дела 9 - 10). В соответствии с представленными документами расчет суммы убытков составлен правильно. Согласно акту сверки расчетов от 31.12.2007 года и справке о задолженности федерального бюджета задолженность по выпадающим доходам в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии в декабре месяце 2004 года составила 373 477 руб. 47 коп. В связи с этим Управление платежным поручением N 544 от 28.10.2005 года оплатило обществу 40 500 руб., в связи с чем задолженность по льготам перед обществом составила 332 977 руб. 47 коп.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ответственность за недостаточность средств на указанные расходы должно нести Министерство финансов Российской Федерации, поскольку в соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ N 52-ФЗ от 06.05.2003 г. возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных рассматриваемым законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.

В материалах дела представлены доказательства в виде копий уведомлений Управления федерального казначейства МФ РФ по Ставропольскому краю о поступлении финансирования помесячно за 2004 год и реестры распределения поступивших федеральных средств на реализацию указанного выше Закона в федеральном бюджете на 2004 год Ставропольскому краю на реализацию Закона РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в соответствии с
которыми бюджету Ставропольского края установлен лимит бюджетных обязательств в сумме 232 260 тыс. руб.

Указанные средства поступили в бюджет Ставропольского края и были в полном объеме зачислены в возмещение расходов бюджета края на компенсацию расходов предприятий, предоставляющих льготы и полностью распределены по предприятиям Ставропольского края, предоставляющим льготы через финансовые управления районов и городов Ставропольского края.

Задолженность возникла в связи с недостаточностью выделенных для возмещения средств по предоставленным предприятиями льгот на реализацию вышеуказанного Закона. Так, задолженность федерального бюджета на 01.01.2005 года составила 186 657 тыс. руб.

Согласно ежеквартальным отчетам Министерства финансов Ставропольского края, направляемым Департаменту бюджетной политики Министерства финансов РФ, а также из неоднократных обращений Министерства финансов Ставропольского края к заместителю Председателя Совета Федерации, Министру финансов Российской Федерации, Департаменту межбюджетных отношений Министерства финансов РФ, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, Министерство финансов Российской Федерации знало о недофинансировании Ставропольскому краю за 2004 год затрат, понесенных предприятиями Ставропольского края в результате предоставления льгот гражданам по Федеральному закону РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в сумме 186 657 тыс. руб. и не предприняло никаких мер по возмещению этих затрат.

В соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.11.95 г. N 181-ФЗ установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти. К ведению органов государственной власти субъектов РФ относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Согласно статье 17 указанного выше Закона инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения
(в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). При этом источник финансирования данных льгот не установлен.

Вместе с тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N 584 “О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 года“ предусматривает закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими властями (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.

Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Федеральным законом от 24.06.99 г. N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“, действовавшим в спорный период, предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств, есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Суд установил, что в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ в федеральном бюджете на 2004 года Ставропольскому краю были предусмотрены средства в сумме 232 260,0 тыс. руб. на реализацию в 2004 году Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ
“О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. В соответствии с Законом Ставропольского края “О бюджете Ставропольского края на 2004 год“ были полностью учтены и распределены средства в сумме 232 260,0 тыс. руб.

Фактические обстоятельства, документально подтвержденные Министерством финансов Ставропольского края, свидетельствуют о том, что Министерство финансов Российской Федерации через Управление федерального казначейства МФ РФ по Ставропольскому краю направляло Министерству финансов Ставропольского края субвенции на реализацию рассматриваемого Закона не в полном объеме, необходимом для реализации Закона, которые затем субъект федерации распределял по финансовым органам субъектов края для реализации федерального закона путем возмещения затрат организациям, оказывающим коммунальные услуги. Собственных денежных средств на реализацию указанного Закона в бюджете Ставропольского края на 2004 год не предусматривалось.

Учитывая, что фактические расходы общества по предоставлению льгот гражданам - инвалидам, имеющим право на льготы в соответствии с Законом РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, оказались больше полученного возмещения от Управления, суд пришел к обоснованному выводу о том, что возмещение указанных затрат должно производиться за счет средств бюджета Российской Федерации. В связи с этим довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что не является надлежащим ответчиком, подлежит отклонению.

Кроме того, как следует из материалов дела, Министерство финансов РФ не оспорило факт предоставления льгот обществом и размер неполученных им доходов. В связи с изложенными обстоятельствами, судом принято законное и обоснованное решение о взыскании с Российской Федерации убытков в сумме 282 184 руб. 30 коп., понесенных обществом в результате предоставления гражданам льгот в декабре месяце 2004 года. Одновременно судом правомерно отказано во взыскании 50 793 руб. 17 коп. убытков в виде
НДС, поскольку в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при выделении из бюджета организациям денежных средств в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан на покрытие убытков или в счет компенсации расходов организаций при определении налоговой базы по НДС эти средства не учитываются.

Судом правильно отклонено заявление об истечении срока исковой давности, поскольку общество предъявило требование о взыскании этих убытков (затрат) за декабрь месяц 2004 года, а иск предъявлен 11.12.2007 года, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 267, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2008. по делу N А63-14223/2007-С3-13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

2. Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий

А.Л.ФРИЕВ

Судьи

Л.В.АФАНАСЬЕВА

И.М.МЕЛЬНИКОВ